Ко Дню учителя в Год педагога и наставника 3

Наталия Андрианова
             
               

           БЕРЕГИТЕ ТЕТОК И НЕ ТЕТОК
 
       Открытое письмо случайной попутчице

   Вы вошли в маршрутку, обратив на себя внимание всех пассажиров. От вас, молодой, красивой, со вкусом одетой, трудно было отвести взгляд. Вы, вероятно, привыкли к тому, что вашей внешностью восхищаются. Не взглянув ни на кого, вы сели на свободное место у окошка и стали думать о чем-то своем. Но через несколько минут вас окликнула молодая женщина, вы ей мило улыбнулись. Вероятнее всего, это была  бывшая одноклассница. Пересев на сиденье рядом с вами, она без умолку задавала вопросы.
     В маршрутке невольно слышим подробности жизни совершенно незнакомых людей. Вот и на этот раз пришлось узнать о том, что ваш муж был очень занят и не смог поехать с вами за покупками — вы вынуждены были к нужным магазинам добираться на маршрутке. Так что эта встреча с одноклассницей была приятной неожиданностью. На вопросы вы отвечали корректно, сдержанно. Вы произвели впечатление не только красивой, но и умной женщины. Поговорив некоторое время об общих знакомых, ваша бывшая одноклассница стала рассказывать о своей дочери, о ее школьных делах. Вы как-то необъяснимо изменились, мне показалось, что вам неприятен разговор на эту тему, но вы его продолжили. Оказалось, что у вас подрастает сын-второклассник. Школой вы очень недовольны, хотите перевести своего ребенка в другую, только не знаете, в какую лучше — везде в начальных классах работают старухи или тетки предпенсионного возраста. В числе  теток  и учительница вашего сына.
     Вы просто не знаете  о том, что не только в начальных, но и в старших классах во многих школах в основном преподают "бабки" и "тетки". По  статистике, 33% учителей уходят в течение первых трех лет с начала работы, 46% — в течение первых пяти лет. И это число увеличивается. Наблюдается сохранение устойчивой тенденции старения педагогического состава. За последние пять  доля пенсионеров увеличилась  в системе общего образования с 24,6% до 32,7%. Средний возраст педагогических работников в  организациях общего образования – 52 года.
Может быть, пришло время всерьез задуматься  о причинах?  Хотя бы о некоторых из них.
    После развала СССР в погоне, как нынче говорят, «за хайпом»  в СМИ высвечивались преимущественно, а иногда и исключительно негативные явления, происходящие в в школе, в педагогической среде в целом.  Теперь нередко   учителя  становятся мишенью  даже для  собственных учеников, которые  снимают на телефон спровоцированные  конфликты - это публикуется в соцсетях, обсуждается в СМИ, становится предметом разбирательства. Вместо  уважения и благодарности  за нелегкий труд ( в «страду» , т.е.  в конце четверти, в период экзаменов, в среднем учитель работает 68-70 часов в неделю – это больше 12 часов в день)  педагог  получает нечто иное.
 Ученые постоянно говорят о перегрузках у  школьников .  Например, выявлено, что у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля. Но знают ли родители о том, что если авиадиспетчеру порой одновременно приходится контролировать до 17 самолетов, то подобные нагрузки считаются запредельными. Учитель с уважением относится к любому труду, но авиадиспетчеру может иногда только лишь позавидовать: в обычном классе от 25 и более "сверхзвуковых реактивных самолетов", траекторию "полетов" которых предсказать невозможно. А вот разборки "полетов" происходят постоянно — виноват, конечно, во всем "диспетчер", т.е. учитель.
"Космические" перегрузки: открытые уроки, переводные и выпускные экзамены учеников, аттестация, беседы с некоторыми родителями — требуют особого внимания, силы воли, быстроты реакции, как у уважаемых героев-космонавтов.
Успешных учителей сравнивают с талантливыми артистами. Только вот перед премьерой актеру не нужно думать о костюмах, декорациях, чистоте сцены и зрительного зала, о поведении зрителей. Учитель же должен перед уроком, особенно перед открытым, "сыграть" множество ролей: от завхоза до клоуна. А как только прозвенит звонок — мгновенно стать учителем-асом : всевидящим, всеслышащим, всезнающим, объективно оценивающим и т.д. и т.п.
   Никто не спорит, что тетки не соответствуют желаемым представлениям родителей об идеальном учителе. Но, поверьте, каждый учитель помнит о том, что "в человеке все должно  быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".  Только вот  хроническое переутомление вряд ли украшает когда-то очень красивые лица, а учительской зарплаты, даже повышенной,  не хватит на эксклюзивные костюмы, поэтому в гардеробе  преобладает турецкий и прочий ширпотреб. А вот мысли в голову приходят разные, потому что кроме букетов цветов в начале и конце учебного года приобретается другой, уже неувядаемый, "букет" профессиональных болезней.
  Но, к сожалению, "издержки производства"  на этом не заканчиваются. Не всегда хорошо складываются отношения учителей со своими родными детьми. Как известно, сын прославленной телеведущей народной артистки СССР Валентины Михайловны Леонтьевой с детства не мог терпеть передачу "Спокойной ночи, малыши" — сердце ребенка переполняла обида, что его мама "всехняя". Учительница также "всехняя" мама. Хороший профессионал и хорошая мать, как утверждают психологи, — роли несовместимые. Каждая "тетка" испытывает чувство вины перед собственным ребенком: и больного дома одного приходилось оставлять из-за родительского собрания, из детского сада позже всех забирала из-за педсовета, и, уговаривая в школе чьего-то "трудного" ребенка, дома незаслуженно повышала голос на своего, чаще всего — единственного.
Это со стороны кажется, что хорошо быть ребенком учительницы, на самом деле все обстоит иначе. Без преувеличения можно сказать, что быть мужем учительницы — подвиг, который немногим мужчинам оказывается по плечу. По данным российских исследований, процент разводов учителей намного выше, чем среднестатистический. Приводились также примеры, что некоторые учительницы, уйдя из школы, смогли сохранить семью. Что если теткам, не сумевшим в свое время стать хорошими женами и матерями, придет в голову мысль: уйти в положенный срок на пенсию, чтобы быть хорошими бабушками собственным внукам? А также уделять достаточно заботы и внимания  своим пожилым родителям. Найдется ли  бабкам и теткам  достойная замена?   Вероятнее всего, в школах увеличится число педагогических работников, имеющих непрофильное образование.  Стоит учитывать, что  бабки и тетки  становились студентками педагогических вузов в те годы, когда конкурсы были   огромными даже на заочном отделении. Лучшие выпускники средних школ  выбирали эту  престижную профессию – «дальнего действия. Самую главную на Земле». .(Р.Рождественский). Даже к молодым педагогам относились с большим уважением. А сейчас?    Без преувеличения можно сказать, что отношение к учителям всех возрастов  сказочное. Как в сказке «Морозко».  Иванушка, впервые увидев Настеньку,  спрашивает: « Как звать тебя?» И слышит в ответ: «Зовут меня Настей. А кличут все по-разному: батюшка родимый - Настенькой, сестрица - Настькой, мачеха - ведьмой проклятой да змеей подколодной». Для кого-то  Анастасия Ивановна  – уважаемая учительница,  а для  иных  - училка, класручка (классный руководитель), педогогиня, недоучитель  – одним словом, змея подколодная.  Так и  напрашивается: «Скажи, как ты относишься к учителям,   и я скажу, кто ты».
    Школьные дневники долгие годы  пестрели  биографиями кумиров — футболистов, рок-музыкантов, фотомоделей , блогеров.  Как жаль, что дети, заполняя дневник, и родители, интересуясь успехами своего ребенка, не могут прочитать следующие слова В.А. Сухомлинского, обращенные к ученику: "Ты должен знать, что учитель многие годы учится… Работа педагога — это прежде напряженный труд сердца. Помни, что нет в мире ни одной более тяжелой, более изнурительной для сердца работы, чем работа педагога… Каждая крупинка твоей   человеческой красоты — это его бессонные ночи, седины, безвозвратно ушедшие  мгновения его личного счастья… Учитель — такой же живой человек, как твоя мама, твой отец. У него — своя семья, свои дети, свои радости и огорчения. Бывают такие мгновения, когда самое нужное и самое полезное для учителя — остаться одному, отдохнуть среди природы. Бывает, что раны терзают ему собственную грудь и жить не хочется, а тебе хочется видеть учителя веселым и внимательным, и ни отдохнуть, ни уединиться ему невозможно, потому что надо идти на работу. Идя в класс, твой учитель часто — запомни это — заставляет себя оторвать глаза от бед и ран собственного сердца, сжать свою душу». Как часто в сжатые учительские души без всякого зазрения совести просто-напросто плюют, "безобидно" развлекаясь.
Маршрутка подъехала к торговому центру. Попрощавшись со знакомой, вы вышли из салона. О многом  хотелось бы вам, моя случайная попутчица,  сказать…
 Надеюсь, что  вы  не переведете   ребенка в другую школу, а измените свое мнение об его учительнице — достойно оцените верность выбранной профессии, ее знания, жизненный и педагогический опыт.

С уважением и надеждой на правильное понимание  - Наталия Андрианова.