Глава VIII. Роковые девяностые

Альбина Толстоброва
Рассказывая историю нашей семьи, я, помнится, остановилась на том, как поступила работать в многотиражку. Я очень благодарна судьбе за этот подарок. Работать было нетрудно, интересно (творчество!) и полезно – заработала приличную по тем временам пенсию (120 рублей) и право на всякие льготы, так как имела нужный стаж (20 лет) и правительственную награду – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Всё – я «Ветеран труда»!

В 1984 году я вышла на пенсию ровно в 55 лет, намереваясь посвятить себя воспитанию внука Алёшеньки. А родители его и увезли в том же 1984 году в Троицк, где получили квартиру. Алеша жил то у нас, то дома, а когда пошел в школу, я стала ездить 2 раза в неделю – кормить обедом, провожать в школу. Так я ездила класса до 3-го. Потом сказали, что он сам справится, так как мать оставляла ему обед в термосах.

Алеша учился легко. Устные уроки запоминал прямо в классе, а письменные делал дома минут за 20. Остальное время играл в машинки, электронные игрушки, разыгрывал сцены из фильмов-боевиков с друзьями, смотрел телевизор. Читал много, но только фантастику, собрал целую библиотеку. Стены и дверь его комнаты были увешаны плакатами с Шварценеггером и жуткими монстрами.

Читать классику отказывался категорически, даже для школы не читал. Я снабжала его одеждой и обувью, следила, чтобы у него всё было.
В каникулы он приезжал к нам. Здесь он проводил время с друзьями детства – Алешками верхним (с 8 этажа) и нижним (с 1 этажа), Димкой Зайцевым и другими. Гулял до темноты. Игры заключались в беготне, лазании по деревьям, шумных, со стуками и криками, приключениях.

Иногда приводил ребят к нам домой и после репетиции записывал с ними интервью на магнитофон. А также детские анекдоты. Сам также любил сочинять стихи и рассказы о животных, главным действующим лицом которых был ёжик.

Мы его обожали, особенно я. Такое безотчетное, почти животное обожание сохранилось у меня к нему до сих пор. Мир бы для него перевернула, только бы ему хорошо было.

Алеше было уже 12 лет, когда наконец вышла замуж Ирочка. С женихами ей не везло, хотя поклонников было не меньше, чем у других. Но – сплошные несовпадения. И вот, на 33-м году, через службу знакомств она, наконец, обратила внимание на одного из претендентов. По иронии судьбы выбрала его я. Ирочка, конечно, не ходила никуда. Это я отнесла ее фото, сдала данные, пересмотрела фото парней и в последний момент отобрала  мужчину, о котором было сказано, что он увлекается живописью. И это подкупило. Много у Ирочки было встреч со всякими. Наконец, появился и этот. В то лето 1987 года Ирочка выглядела великолепно. Она только что приехала из Крыма, где отдыхала с Алешкой, пока к нему не приехали родители. Женихи так и льнули. Володя отнесся как раз спокойнее всех, а Ирочку пленил серьезностью, самобытностью и «глубиной»  взглядов. И она оказалась в ловушке. 2 года они регулярно встречались, чтобы прогуляться по городу или на природе.

Наконец, в 89-м сыграли свадьбу. Ирочку (и нас) слегка коробило от его скупости и нудности, но нравилось, что не пьет, не курит, любит хорошие книги.

Сначала жили у Коновых. Но когда пришла пора родиться Лёнечке (вернее, когда он родился), перешли жить к нам. Однако первым же вечером по приходе из роддома Володя ушел ночевать домой. И не ночевал 3 с лишним месяца. Приходил по средам, субботам и воскресеньям, чтобы посмотреть, поиграть, сделать длинную зарядку с сыном. Настаивал на подводном плавании, но Лёня не любил нырять, орал, а мы тоже не одобряли. Так это и оставили. Ладно, хоть купаться не разлюбил.

Зиму прожили вместе, но по тому же расписанию, а весной 91-го ушли опять к Коновым.

Тут начались политические события: вооруженные конфликты в столицах республик, путч ГКЧП. Осенью я вышла из партии, а в январе 92-го – и Олег – после событий в Вильнюсе.

Олег чувствовал себя всё хуже и хуже, слабел, худел, бледнел. Но не жаловался, ходил на работу, каждое утро делал зарядку в лесу или на стадионе с пробежками и подтягиванием.

Я-то думала, наконец мы живем одни, парочкой, голубками, как лучшие пенсионеры. Правда, Олеженька мой, придя с работы, больше спал в кресле, и мы  с ним почти и не разговаривали. В какой-то момент выяснилось, что у нас потеряно свидетельство о браке. Я решила восстановить, послала запрос в Горький, в Свердловское бюро ЗАГС. Вдвоем подписали заявление, поставили дату 2 апреля 1992 года.

А на утро 3-го апреля он, как всегда, пошел на зарядку и не вернулся. Спасибо, помогли друзья. Я даже плохо помню, что было в те дни... Помню хорошо, как звонила Ирочке: «Папа умер». А она была на 9-м месяце. Сразу пришла к нам и здесь осталась. Только что прошла гайдаровская реформа, всё вздорожало. Не было ни зарплаты, ни пенсии Олега. Вскоре после рождения Лялечки уволили с работы Володю. Мне пять месяцев не платили пенсию, так как, оказывается, надо было особо «попросить» бухгалтера в военкомате, чтобы поскорее переслали в Москву мои документы на переоформление пенсии на военную (по потере кормильца). Жили только на пособие Ирочки, деньги от продажи в комиссионных магазинах вещей Олега и кое-каких моих вышивок. Володя не давал денег ровно 3 месяца. Потом (и до самого развода в 1997 году) давал по 100-200-300 тыс. рублей. Так что кормилец был плохой.

А Ирочке, пережившей кошмар похорон, надо самой питаться и дочку кормить, надо каждый день купать – пеленки стирать. В общем, хлебнули  лиха.
В декабре 92-го внезапно умерла моя мама. Она жила у Иды, и та взяла на себя все хлопоты о похоронах. Маму кремировали, и весной, в мае, мы с ней отвезли урну с прахом в Горький, закопали в могилу папы и сделали на памятнике дополнительную надпись. С тех пор я в Горьком не была и сомневаюсь, что попаду когда-нибудь. Хотя так хотелось бы пройти по улице Лядова, зайти во двор, подняться на третий этаж! А также прогуляться по Откосу, пробежаться по улице Свердлова, посмотреть на родной ГГУ.

И, конечно, побывать на Бугровском кладбище...



2 марта 2003 г.

Вот на какой трагической ноте я закончила предыдущую запись. Да, с первых дней апреля 1992 года в нашей жизни началась густо-черная полоса, которая через 10 лет стала чуть светлеть, но еще далеко не закончилась. Самый тяжелый удар пришелся на конец 93-го. 29 ноября был зверски убит мой дорогой сын Юрочка. За что? Точно не знаем, но догадываемся. Тогда, в начале 90-х, пышным цветом в стране расцвел криминал. Чтобы «улучшить свое материальное положение», подонки всех мастей начали убивать направо и налево, вымогая деньги и ценности.