10, 41 Зубы Дракона

Луцор Верас
                Сегодня, 17 апреля 2004 года, после завтрака мы отправились на экскурсию к «копям царя Соломона». Отъехав от Эйлата километров тридцать к северу по дороге вдоль долины Вади-эль-Араба, наш автобус повернул на запад и поехал по просёлочной дороге. Проехав кордон, где пришлось заплатить пошлину за посещение исторического места, мы начали с лёгким подъёмом въезжать в страну изъеденных эрозией гор. Небольшие и невысокие красноватые горы немного расступились перед нами, а наш автобус въехал в горную котловину. Здесь уже стояло несколько туристических автобусов.


                Что примечательного в этом месте? Ветром выдуло в этой местности слабые породы, сделав среди отвесных и высоких скал широкое ущелье с ровной поверхностью почвы. Впечатление такое, как будто сделано это искусственно. В природе подобные рельефы встречаются чрезвычайно редко. На противоположной стороне долины Вади-эль-Араба, в Аравийских горах, как раз напротив этого места по географической широте, есть подобное место, в котором сооружён религиозный центр ранних христиан, храмовый комплекс, «Святая Петра».


                Котловина, в которой мы выгрузились из автобуса, залита светом отражённых солнечных лучей от красноватых скал, сложенных из песчаника, перенасыщенного окислами железа. В котловине нет пещер, в которых могли бы жить древние люди. Нет здесь и следов построек. Да, и какие могли здесь быть следы построек? – если в древние времена аборигены Ближнего Востока жили в палатках так же, как в начале третьего тысячелетия, живут в пустынных местах бедуины. В этой котловине есть огромный каменный гриб, образованный эрозией ветра из железистого песчаника. Высота этого гриба – около семи метров. Под этим грибом фотографируются туристы, чем и я не преминул воспользоваться.


                Нам показали несколько печей для выплавки металла, и сказали, что во времена царя Соломона в этих печах выплавляли медь. Печи были вырыты в сплошном камне в виде колодцев, по форме напоминающих огромные кувшины. В такие кувшины загружали горючий материал из деревьев, поджигали его, а сверху на горящие дрова сбрасывали руду, содержащую окислы металла.


                Здесь нет медных, или каких-либо иных рудников, но нам сказали, что медные рудники находятся западнее этого места. Здесь нет никакой растительности, а в округе на добрую сотню километров нет никаких деревьев, и быть их здесь не могло, ибо на пологих склонах гор в зимнее время могла зазеленеть только скудная травяная растительность. Дрова для выплавки руды сюда вероятно завозили на верблюдах из района, где находится Иерусалим, но это же огромное расстояние! Огромнейший труд вкладывался в строительство металлургической печи, а пользоваться печью можно было только один раз! Нам сказали, что дважды использовать одну печь нельзя, так как стены печи после выплавки меди становились ядовитыми. Теперь понятно, почему в этой местности нет шлаков, которые непременно остались бы после выплавки металла. Все шлаки оставались в печи, а печь забрасывали мусором и камнями.


                Каков был смысл царю Соломону плавить в этой отдаленной местности медь, если богатые медные рудники находятся посредине между этим местом и Иерусалимом? Здесь всего лишь три печи, значит, плавили здесь медь только три раза? Кто это делал? Во всяком случае, не иудеи, ибо это место в древние времена не было территорией Иудеи. К тому же, далеко на северо-западе от этого места есть медные рудники и растут деревья. И там же жили иудеи, плавили медь и торговали ею. Уж слишком безумной выглядит идея везти из далёких мест десятки тонн медной руды и огромное количество дров, для того чтобы выплавить в этой отдалённой местности несколько сот килограммов меди. Слишком безумной!


                Возникают логические вопросы: «Кто сооружал здесь металлургические печи? Какой металл здесь выплавляли?». Вероятнее всего в этом месте плавили металл галлы, жившие в далёкие исторические времена в городе Акаба, и расстояние в сорок километров от этого места до города Акаба не столь уж велико. Но, какой металл они выплавляли? Во всяком случае, не медь, ибо, как мы уже знаем, это было бы нерентабельно. Горная котловина находится между отвесных скал. И осыпей под скалами нет. И почва в котловине ровная и чистая, как бы выметена веником. Вероятно, котловина имеет искусственное происхождение. Кому, и зачем, надо было сооружать эту котловину? Окружающие котловину горные породы перенасыщены окислами железа. Вывод: «Древние галлы в этой местности плавили железо!», Именно – железо! Плавили там, где добывали руду, ибо это разумно. Древние галлы обладали секретом выплавки железа. Медь можно плавить и в домашних условиях, а для выплавки железа необходимо сооружать домну. Домна – металлургическая печь в виде кувшина. Именно такую конструкцию имеют печи, вырубленные в горной породе данной местности. Домну соорудить очень трудно, а здесь идеальное место для сооружения домны с малыми трудовыми усилиями. К тому же, подобные естественные условия в природе встречаются исключительно редко, и рельеф данной местности позволял небольшому отряду воинов охранять секретное по тем временам производство железа от любопытных посторонних глаз.


                Есть в этой местности хорошо оборудованный алтарь, где совершались кровавые жертвоприношения богу Малаху. Именно – Малаху, а не Молоху, как это имя бога-людоеда произносят русские. Но есть здесь, кроме всего прочего, замечательнейшее место! Я это место называю «Зубы Дракона». На иллюстрации выше «Зубы Дракона» хорошо видны.


                Расселины в скалах не заполнены осыпавшимися породами. Это говорит о том, что мягкие породы с большим содержанием железа были выбраны руками человека.