Генриетта плюс Вася

Альбина Толстоброва
В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай, где-то году в 53-м в городке одной из военно-воздушных подразделений жила семья лётчика, участника войны (ВОВ). И была в той семье дочь Генриетта. В конце 20-х – начале 30-х годов модно было давать детям необычные имена. Одни называли сыновей Альфредами и Рудольфами, другие – Тракторами и Сталями, Виуленами. А дочерей – кто Виолеттами и Аидами, кто – Октябринами и Баррикадами. А нашу героиню назвали именно так: Генриетта.

И служил в той части молодой лётчик Вася. Веселый, добродушный, смелый. Впрочем, летчики все смелые, иначе штурвал не послушается.

Служили ребята на совесть. Учились своему делу, выполняли приказы начальства, продвигались с годами по службе, заводили семьи, приносили домой скромную зарплату, которой хватало от получки до получки.

Служба была тяжелая, опасная. Хоронили ребят частенько. В городке все знали друг друга. И Васю Генриетта знала, встречала и на улице, и в клубе на танцах. Ей нравилась его простота и непосредственность, с ним было легко общаться. Хороший парень – за версту видно.

Как-то по Новый год решили Грета и ее подружки устроить гадание. Узнали, что надо сесть перед зеркалом, зажечь свечи, поставить перед зеркалом стакан с водой, положить туда два кольца и смотреть, в каком кольце что или кто покажется.

Грета сделала все, что надо было и в ожидании подружек стала сама смотреть в зеркало, вернее через него – в отражающиеся стакан и кольца.

Сначала ничего не видела, а потом, когда вода в стакане стала совсем неподвижной, вдруг увидела чьё-то изображение. Пригляделась – парень и кто-то очень знакомый. Да это Вася! Ей даже показалось, что он что-то говорит и улыбается так хорошо, так знакомо.

Пришла подруга, тоже посмотрела и тоже увидела Васю. Уж не суженый ли он нашей Грете? Конечно, увиденное произвело на девушек сильное впечатление.

В последующие дни и особенно на новогоднем балу в клубе Грета с особым вниманием присматривалась к Васе. До чего же пригож, до чего приятен, вся душа светится. И Вася всё больше тянулся к ней, и она глаз не сводила бы, если бы не боялась показаться нескромной. Короче говоря, молодые люди всерьёз заинтересовались друг другом и наконец поженились.
Вскоре пришло горе – во время очередного полета разбился отец. Уж на что опытный был, ведь всю войну прошел, а вот смерть и его подстерегла.

Но и радость не оставляла. Сначала родился сын. Назвали тоже Васей. Не было для Греты имени дороже этого. А там и дочка подоспела, Людочка.

Дети росли, папа служил, летал. Семья жила дружно, счастливо и весело. Гром прогремел опять среди ясного неба. Погиб и Вася. Сын Василёк в то время уже учился в летном училище. Дочка готовилась выйти замуж, тоже за будущего летчика. Глотая слезы, Грета жила радостью и счастьем детей.

Дочка вышла замуж, родила сына. Но назвали его уже не Васей, а Андреем. Потому что сын Вася к тому времени тоже погиб, выполняя задание. Василек даже семьей обзавестись не успел.

Где-то через несколько лет погиб в автокатастрофе и зять. После этого Генриетта дала слово больше не краситься и не скрывать седины.

Из городка они с дочкой и внуком уехали, получили квартиру в Подольске. Андрюша вырос, пришла пора идти в армию. А был он – как картинка из книги русских сказок: рослый, крепкий, кровь с молоком. Его в военкомате все сватали в президентскую охрану – уж очень типично славянской была его внешность.

Но ни мать, ни бабушка, ни он сам не хотели, чтобы он тоже стал военным. Не знаю, чем закончилось дело.



Эту историю рассказала мне сама Генриетта Александровна. А фамилия у нее прелестнейшая - Чурочкина. Какая же приятная это была женщина. Мы встретились с ней в Подольском окружном госпитале в палате глазного отделения. Нам обеим сделали операции на глазах. Ей удалили какой-то нарост, а мне – по поводу глаукомы. Сутки я должна была лежать, не вставая, на спине. И она за мной и за другими сама, по доброй воле, ухаживала. Накануне к ней приходила дочь с внуком (тогда я и увидела, до чего хорош ее Андрей), принесли ей черешни и клубники. Она специально отложила часть ягод, чтобы угостить меня после операции. А еще она совершила акт милосердия, организовав мне любимое занятие – разгадывание кроссвордов. Покупала журналы, зачитывала текст из кроссвордов, а я отгадывала. Я была ей так благодарна! Я-то совсем не могла читать, а она с трудом, но читала. Поскольку я гадала быстро, практически я всё и разгадывала.

Один раз утром она проснулась необыкновенно возбужденной и взволнованной:

- Вася! Я видела во сне Васю! Моего Васеньку! – и рассказала нам свою историю.

Как же она была счастлива, что увидела своего Васю! Ничего, что во сне. Но увидела! Увиделась с ним. «Мы, - говорит, - обнялись и так и стояли у окна, а на нас светило солнце».

Хотела я после выписки из госпиталя сходить к ней, поблагодарить за доброту и заботу и еще раз увидеть эту лучезарную женщину. Да так и не собралась. (Жила она где-то в районе улицы К.Маркса в своем домике, уже проданном кому-то еще не заселившемуся). Да и не могу я уж ходить так далеко, глаза не позволят.

Счастья Вам, вашей дочери и внуку, дорогая Генриетта Александровна! Много горя вы испытали, но и много радости. Такая любовь даруется только самым совершенным натурам.

12 августа 2007 года.