Вцепиться и висеть

Галина Вольская
Невыносимо терять любимого человека, без которого вроде бы и жить невозможно. Из всех других, безразличных нужен только этот. А ты ему не нужна, он прекрасно обходится без тебя. Отпустить? А можно ведь вцепиться и висеть, висеть! Лить перед ним слезы, устраивать истерики, обвиняя во всех мыслимых и немыслимых проступках, изображать сердечные приступы. Пожалеет, не уйдет, но будет ли любить? А ведь тебе нужна любовь,  ты требуешь ее снова и снова, не замечая, что твоя-то собственная любовь давно ушла, «но как же я разведусь, ведь денег не будет хватать!»   И  зато у тебя полная семья, ты с гордостью рассказываешь,  как много лет ты прожила с мужем. Только предпочитаешь не говорить,  чем все это кончилось. Он все-таки ушел. Нет, не к другой. Ушел совсем из жизни по собственной воле. Ты обвинишь в этом кого угодно, но не себя и будешь рыдать над гробом: «Ты же сильный! Ты же говорил: держись за меня! Как же я теперь буду жить?»

Быстро утешишься, распоряжаясь оставшимся имуществом и судьбами своих детей.  Жить с сыном и снохой? Нет! Пусть дочь отдаст ему оставленный ей отцом дом и перейдет тебе. Не хочет? Будешь умолять, ползать на коленях, добиваться своего.  Пожалела, отдала, перешла. Теперь истерики  и сердечные приступы перед ней.  Ждешь ее,  чуть ли не с часами в руках с работы: почему раньше, почему позже? Названиваешь по телефону, стоит ей ненадолго где-то задержаться. Устраиваешь скандалы, если она идет к ненавидимой тобой тетке, сестре отца. Злобно шипишь на зашедшего к ней друга: «Пришел, сволочь!» И снова требуешь любви, любви.

Можно жить, не обращая внимания на пьянство мужа, на то, что он не отдает деньги, откровенно уходит к другим подругам, может ударить, оскорбить. А на вопрос недоумевающей подруги: «Зачем же ты с ним живешь?» отвечать: «Зато я замужем, а ты одна!»

Можно пить с ним вместе, пропивая все возможное, не обращая внимания на случайных детей и внуков и гордо хвалиться: «Мы живем полной жизнью!»


Работать с годами становится все труднее. Подводит память, дрожат руки, не  успеваешь   осваивать все новое и новое. Уйти? Но можно ведь вцепиться и висеть, висеть!  Хвататься за любую принесенную работу: «Дайте мне, мне!»  Показывать всем расчеты,  что невозможно жить на маленькую пенсию. Говорить, что обязательно умрешь, как только уволишься с работы. И вот уже увольняют по сокращению других, молодых, жалея и оставляя тебя. Пусть ты печатаешь на компьютере с ошибками, которые приходится потом исправлять другим, не в состоянии освоить новый редактор, но ты же так любишь свою работу и не можешь без нее!

Или тебя приводят и уводят под руки на работу и с работы, другие выполняют все за тебя, а ты продолжаешь руководить вверенным предприятием. И у кого же повернется язык попросить освободить занимаемое место, ведь ты умрешь сразу, как только перестанешь работать!

Уходят, как сквозь пальцы годы. Тяжело двигаться, начинает подниматься давление, слабеет зрение. Ты прекращаешь все работы по дому, тем более дочь уже тоже пенсионерка, начинаешь рьяно заниматься своим здоровьем.  Требуешь каждый день котлеты из лучшего натурального  мяса, фрукты, курагу, изюм, мед, молоко. Используешь все новейшие стимуляторы для сердца, заставляешь вызывать скорую  помощь при малейших признаках дискомфорта, тревоги. Рассказываешь врачам, какое давление у тебя было в молодости, хочешь добиться такого же сейчас.  Просишь все новых, более сильных лекарств. Звонишь соседке, у  которой есть тонометр, чтобы приходила и периодически измеряла давление.  И все время рассказываешь одни и те же истории, стараясь всеми  силами приукрасить себя и показать,  какие злодеи тебя окружали и окружают.  Хочется что-то создать, написать, кому-то помочь? Нет, просто сыграть еще раз в карты, посидеть за столом, выпить рюмочку вина, съесть что-нибудь вкусненькое. Вцепиться и висеть, висеть!


В наших полях и огородах часто встречается растение, называемое в народе вьюн-березка. У него тонкие слабые стебли и листочки, неяркие нежные цветки, оно оплетает и душит сплошным ковром все, растущее рядом с ним. Вцепиться и висеть, висеть!