16. Встреча со знаменитым ученым-механиком

Михаил Самуилович Качан
Степан Прокофьевич Тимошенко – выдающийся русский ученый-механик – одним из основателей Политехнического института в столице России Петербурге в начале ХХ века, однако, в начале февраля 1911 г. по распоряжению Столыпина он и ряд его коллег были уволены.

Летом этого же года он с академиком Иоффе вместе ездили в Крым, и там ими была разработана учебная программа физико-механического факультета Политехнического института.

Проводить ее в жизнь, как пишет Степан Прокофьевич, пришлось одному А.Ф. Иоффе, потому что в конце 1917 г. Тимошенко переселился в Киев, оттуда в 1920 г. уехал в Югославию, а в 1922 г. — в Америку. Там он вскоре стал всемирно известен своими замечательными трудами по механике.

Анатолий Исаакович Лурье называл нам на лекциях имя этого ученого, так что мы кое-что о нем знали. Кроме того, в Советском Союзе уже тогда вышла в переводе с английского его первая книга. В эти годы уже можно было упоминать имена некоторых людей, эмигрировавших в 20-е годы. Не сажали уже за это, хотя схлопотать неудовольствие парткома было легко. Некоторые из эмигрантов, не участвовавших в акциях против Советской власти и не писавших статей против нее, получили возможность побывать в Советском Союзе. Тимошенко тоже воспользовался этим.

В июне 1958 года Степан Прокофьевич Тимошенко приехал к нам на кафедру “Динамика и прочность машин” (сейчас – кафедра “Механика и процессы управления”).  Встретился с Анатолием Исааковичем Лурье, а потом они вместе пришли на встречу со студентами нашей группы. Он рассказал нам о последних достижениях в механике и поделился впечатлениями от пребывания в Советском Союзе. Говорил он только о положительных впечатлениях. Так что, если и были отрицательные, он о них умолчал.

У меня есть фотография, на которой он сфотографирован вместе с Анатолием Исааковичем Лурье, к которому Тимошенко относился с огромным уважением, там же видны и некоторые студенты нашей группы. В кадр вошли далеко не все студенты из тех, кто был на этой встрече. Нет здесь Володи Пальмова, Игоря Шевченко, и еще некоторых ребят. Нет здесь и меня, хотя я присутствовал на встрече и даже задавал ему вопросы.

В частности, я спросил:

– Степан Прокофьевич1 Мы читали, что Вы хотели вернуться в Советский Союз, чтобы здесь жить и работать. Что заставило Вас отказаться от этого намерения?

Я хорошо помню его ответ:

– О, все объясняется очень просто – к моей зарплате справа добавили нолик.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/24/403