Возвращение опального поэта

Валерий Латынин
ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПАЛЬНОГО ПОЭТА

Владимир Полушин. Гумилёвы. 1720 – 2000: семейная хроника.
Летопись жизни и творчества Н. С. Гумилёва. – М.: «Терра – книжный
Клуб», 2004. – 526 с.

Доктор исторических наук, член Союза писателей России Владимир Полушин более двадцати лет посвятил исследованиям жизни и творчества расстрелянного в 1921 году известного поэта, названного впоследствии «рыцарем Серебряного века», Николая Степановича Гумилёва.
 
Увлечение стихами и прозой вождя акмеистов, воина и путешественника началось у Владимира Леонидовича задолго до снятия «табу» с имени незаконно репрессированного поэта, ещё в пору учебы в Литературном институте имени А. М. Горького. Всё свободное от занятий время студент из приднестровского города Тирасполя проводил в Ленинской библиотеке, как старатель, выискивая в книжных, журнальных и газетных «копрах» «золотые» крупицы информации о жизни и творчестве Николая Гумилёва, его сына Льва Николаевича, соратников и близких людей.

Из архивных источников исследователь узнал о существовании другого сына поэта от артистки театра Мейерхольда Ольги Николаевны Высотской – Ореста Николаевича Высотского.

По иронии судьбы О. Н. Высотский жил неподалёку от Владимира Полушина в столице Молдавской республики городе Кишинёве. Они вскоре познакомились и не единожды засиживались за полночь за разговорами на интересующую обоих тему.
 
В доме Ореста Николаевича хранились некоторые рукописи отца, его книги, вышедшие в России и за рубежом, сборники стихов Анны Ахматовой, подаренные  автором Ольге Высотской. Поэтому нет ничего удивительного в том, что железо-бетонную плиту забвения над именем большого русского поэта, ставшего неугодным большевистскому режиму, начали пробивать не только московские и питерские гумилёвоведы, но и приднестровский подвижник, нашедший дополнительную точку опоры для своих творческих усилий.
 
Вначале в молдавских журналах «Кодры» и «Горизонт» в 1988 году появились его публикации о поэтах «Серебряного века» и подготовленные им поэтические подборки Н. Гумилёва, Г. Иванова, В. Набокова.

Затем в 1990-м году кишинёвское издательство «Литература артистикэ» двумя тиражами по 150 тысяч экземпляров выпустило, составленный В. Полушиным, с его вступлением и комментарием, однотомник избранных сочинений Н. Гумилёва «Золотое сердце России». В том же году в молдавском издательстве общества книголюбов Полушин осуществил факсимильное  издание рассказов Гумилёва «Тень от пальмы». Ещё через год в кишиневском издательстве «Хуперион» напечатал свою литературоведческую книгу в «Лабиринтах Серебряного века», а в московском издательстве «Советская Россия» - дневники Николая Гумилёва, его материалы об Африке, письма и статьи, собранные в однотомник «В огненном столпе». Весь научный аппарат тоже был подготовлен В.Л. Полушиным. Книга получила одобрительный отзыв корифея русской литературы Леонида Максимовича Леонова.

После этих весьма заметных изданий Владимир Леонидович начал многолетнюю работу над биографией репрессированного поэта для популярной книжной серии «ЖЗЛ» и семейной хроникой Гумилёвых.

И вот несколько месяцев назад столичное издательство «Терра» явило российским читателям итог двадцати лет его изыскательской работы – уникальное энциклопедическое издание: «Гумилёвы. 1720 – 2000. Семейная хроника. Летопись жизни и творчества Н.С. Гумилёва». Книга повествует не только о самом Николае Степановиче и его жизненном и творческом пути, но и о далёких предках, литературных соратниках и учениках, участии в войне, любимых женщинах, детях, здравствующих ныне потомках.

Почти 300 лет родословного древа Гумилёвых прослежено автором: от родившегося в 1720-м году будущего священника Прокопия Гумилёва до нынешней приднестровской школьницы Кристины Бондаренко, продолжающей женскую линию младшего сына поэта.
К сожалению, как и в случае с А.С. Пушкиным, мужская линия Н.С. Гумилёва пресеклась. У старшего сына, известного историка, Льва Николаевича, и дочери Елены Николаевны (от второй официальной жены – Анны Николаевны Энгельгардт) детей не было. Родословное древо продолжилось только Орестом Николаевичем Высотским и его двумя дочерьми – Ией и Ларисой.

В летописи жизни и творчества Н.С. Гумилёва автор из месяца в месяц, а где это возможно, буквально по дням и часам прослеживает каждый шаг своего героя, становление его личности и таланта. Но эта подробная хроника отнюдь не наводит хрестоматийного глянца на реальном образе поэта. Он предстает перед читателем во всем многообразии сложного характера и неоднозначных поступков. Здесь и нелады юного поэта с консервативной системой гимназического образования ( двухлетнее сидение в двух классах); и отрешенная созерцательность, мешающая сосредоточиться на точных науках, но способствовавшая ранним занятиям стихосложением; и безоглядная влюбчивость; и острые приступы меланхолии, сменяющиеся отчаянной храбростью и опасными играми со смертью.
Первая книга стихов Н. Гумилёва «Путь конквистадоров» была напечатана в период его учебы в восьмом классе гимназии. Она, несмотря на маленький тираж и ещё неуверенный творческий почерк автора, была замечена в литературной среде и получила несколько благосклонных отзывов, в том числе  и одного из признанных поэтических тяжеловесов – Валерия Брюсова. Гумилёва и Брюсова впоследствии связывала многолетняя дружеская переписка, достаточно пространно прослеженная в книге.

«Летопись» так же подробно повествует и  обо всех других творческих и душевных связях поэта, о его передвижениях по странам и континентам, градам и весям, о рождении и публикациях его произведений и книг, о фронтовых кавалерийских буднях.
 
Не обойдены вниманием и сложные многолетние взаимоотношения с Анной Горенко (Ахматовой) – первой большой любовью и женой поэта. Это одна из ярких и драматических страниц в биографиях двух выдающихся творческих личностей, навеки связавшая их имена воедино, несмотря на последовавший затем развод. Есть что-то сакральное, мистическое в этом союзе. От безудержного влечения  Н. Гумилёва к девочке-лунатичке, с неоднократными попытками юноши покончить с собой из-за отвергаемой любви, до мрачного прорицания Анны Андреевны при прощании с бывшим мужем в июле 1921 года: «По такой лестнице только на казнь ходить…». И действительно через несколько дней поэт был арестован по ложному  обвинению в белогвардейском заговоре. Не смог остановить роковую развязку его судьбы даже экстренный звонок Луначарского Ленину. Ответ вождя революции был однозначным: «Мы не можем целовать руку, поднятую против нас». Таким образом, Ленин санкционировал расстрел Гумилёва.
 
Трагическая тень убитого поэта драматично отразилась на судьбах его жен и детей. Все они преследовались властью на протяжении многих лет, как будто были причастны к какой-то неземной тайне, постигнутой их близким человеком? Кто знает, может быть, и было дано Гумилёву особое надмирное зрение души? Ведь предвидел же он свою смерть за несколько лет до трагедии в стихотворениях «Рабочий» (Пуля, им отлитая, отыщет // Грудь мою…) и «Заблудившийся трамвай» (В красной рубашке, с лицом как вымя, // Голову срезал палач и мне…)?! Это видение, безусловно, не от мира сего.

Дар постижения многовековых исторических тайн различных стран и народов был присущ  и старшему сыну поэта – Льву Николаевичу. А младший – Орест Николаевич был явно одарен обостренным поэтическим зрением и слухом, хотя до публикации книги В. Полушина об этом мало кто знал. Вот всего лишь несколько строк его стихотворения, посвященного брату Льву:

Закончен круг вращения планет,
Все движется закономерно – строго.
И нет счастливых, и несчастных нет
Перед лицом всевидящего Бога.

Но в странный час вечерней полумглы
Сквозь стекла запотелые вагона
Мы рвемся, словно пленные орлы,
Через законы физики Ньютона…

Орест Николаевич унаследовал и боевой дух отца – кавалериста Первой мировой войны, награжденного за личное мужество двумя Георгиевскими крестами. Сын, став артиллеристом, не менее отважно защищал Родину в годы Великой Отечественной войны.

Читателям будет не безынтересно узнать, что  братья Лев и Орест были не только знакомы друг с другом, но и дружили до конца своей жизни, несмотря на трагические изломы биографии и многолетние преследования режимом.

Не было антагонизма и в отношениях Анны Ахматовой и Ольги Высотской. Как уже упоминалось, поэтесса дарила актрисе свои книги, встречалась с ней и её сыном.

Судьба О.Н. Высотской сложилась так, что она после рождения сына никогда не выходила замуж, всю свою жизнь посвятив воспитанию Ореста и памяти об его отце. По всей видимости, эта высокообразованная женщина, причастная к культурной элите страны, отдавала себе отчет о масштабе незаурядной личности Николая Степановича и его значении для русской литературы?! Слава Богу, с годами это понимание пришло и ко многим другим соотечественникам выдающегося русского поэта!

Книга Владимира Полушина, безусловно, делает круг почитателей Николая Гумилёва ещё шире.