7 в из новой книги

Павел Краснощеков
7в из новой книги П.Краснощеков.

                СМЕРТЬ  ВОЖДЯ

   5 марта 1953 года умер И.В. Сталин. Сейчас о Сталине много говорят негативного, в основном те, кто имеет возможность говорить на телевидении, радио, в газетах. Кто они? Те же, кто чернил и чернит СССР – бывшая и нынешняя «золотая молодёжь» и застарелые враги Советской власти. О Сталине созданы различные мифы: он недалёкий, малограмотный, необразован, невежда, крайне жесток.

    Почитаем  мнение непредвзятых авторитетов.

   Саймон Себаг-Монтефиоре, английский историк. «Сталин был чрезвычайно одарённым учеником, получавшим высокие оценки по всем предметам: математике, богословию, греческому языку, русскому языку. Он имел выдающиеся интеллектуальные способности: к примеру, мог читать Платона в оригинале. Когда Сталин пришел к власти, продолжает историк, он всегда сам писал свои речи и статьи в чётком и зачастую утонченном стиле».
 Саймон Себаг-Монтефиоре говорил, что миф о невежде Сталине был создан Троцким. А на самом деле библиотека Сталина насчитывала 20 000 томов, он каждый день много часов проводил за чтением книг, делая пометки на их полях и ведя их каталог. При этом вкусы Сталина в отношении чтения были довольно обширными: Мопассан, Уайльд, Гоголь, Гете, Золя. Кроме того, ему нравилась поэзия и в юности он сам писал стихи на грузинском языке. Сталин был эрудированным человеком — он цитировал Библию, труды Бисмарка, произведения Чехова, восхищался Достоевским, считая его замечательным психологом.
   
   Английский писатель Чарльз Сноу также характеризовал образовательный уровень Сталина довольно высоко: «Одно из множества любопытных обстоятельств, имеющих отношение к Сталину: он был куда более образован в литературном смысле, чем любой из современных ему государственных деятелей. В сравнении с ним Ллойд Джордж и Черчилль — на диво плохо начитанные люди. Как, впрочем, и Рузвельт».
   
   Г. Дж. Уэллс писал о своей встрече со Сталиным: «Я сознаюсь, что подходил к Сталину с некоторым подозрением и предубеждением. В моём сознании был создан образ очень осторожного, сосредоточенного в себе фанатика, деспота, завистливого, подозрительного монополизатора власти. Я ожидал встретить безжалостного, жестокого доктринёра и самодовольного грузина-горца, чей дух никогда полностью не вырывался из родных горных долин… Все смутные слухи, все подозрения для меня перестали существовать навсегда, после того, как я поговорил с ним несколько минут. Я никогда не встречал человека более искреннего, порядочного и честного; в нём нет ничего тёмного и зловещего, и именно этими его качествами следует объяснить его огромную власть в России».
 
   Сталин в докладе на Пленуме ЦК ВКП(б) 1937 года говорил:   «Необходимо разбить и отбросить прочь гнилую теорию о том, что с каждым нашим продвижением вперёд классовая борьба у нас должна будто бы всё более и более затухать, что по мере наших успехов классовый враг становится будто бы всё более и более ручным.
   Это не только гнилая теория, но и опасная теория, ибо она усыпляет наших людей, заводит их в капкан, а классовому врагу даёт возможность оправиться для борьбы с Советской властью.
   Наоборот, чем больше будем продвигаться вперёд, чем больше будем иметь успехов, тем больше будут озлобляться остатки разбитых эксплуататорских классов, тем скорее будут они идти на более острые формы борьбы, тем больше они будут пакостить Советскому государству, тем больше они будут хвататься за самые отчаянные средства борьбы как последние средства обреченных.
   Надо иметь в виду, что остатки разбитых классов в СССР не одиноки. Они имеют прямую поддержку со стороны наших врагов за пределами СССР. Ошибочно было бы думать, что сфера классовой борьбы ограничена пределами СССР. Если один конец классовой борьбы имеет своё действие в рамках СССР, то другой её конец протягивается в пределы окружающих нас буржуазных государств. Об этом не могут не знать остатки разбитых классов. И именно потому, что они об этом знают, они будут и впредь продолжать свои отчаянные вылазки», - ох, как он был прав!!! Вспомните ускорение и перестройку, а он предупреждал нас об этом!
   
    Как отмечает исследователь Шикман А. П. «жёсткость решений, огромная работоспособность и умелое сочетание деятельности военной с политической позволили Сталину приобрести многих сторонников».
    Да, Сталин принимал жёсткие, а порой и излишне жёсткие решения, но надо всегда иметь в виду время и обстоятельства в стране. Время непрекращающихся контрреволюцонных заговоров на фоне полнейшей разрухи в стране. Он принял страну в разрухе, а оставил с атомным оружием!
   Сталин предвидел сложившуюся ситуацию с оценкой его значимости: «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет её!».
 
   А отношение к Сталину простого народа, какое оно?

                Из детских воспоминаний далёкого марта 1953 года
                Майи Переяславцевой-Гущиной-Горбуновой.
   Я училась в пятом классе Быковской восьмилетней школе, что стояла у Васькиного озера. Шёл урок математики, вдруг заходит директор школы Иван Кузьмич Луконин и говорит:
  - Мария Петровна, урок отменяется, подготовьте класс к общешкольной линейке, будет важное   сообщение, - и вышел.
 
   Мы вынесли парты в коридор, подошли другие классы, построились как обычно для линейки, Иван Кузьмич с учителем физики внесли в класс репродуктор, протянули провода, всё это время мы стояли в полной тишине. Включили приёмник, и из динамика раздался голос диктора:
  - Передаем важное правительственное сообщение, передаём важное правительственное сообщение, - немного помолчал и другой диктор стал зачитывать волнующимся голосом сообщение.
  - После непродолжительной болезни скоропостижно скончался…

   Я удивлённо смотрела на стоявшего по стойке «смирно» Ивана Кузьмича у чёрного репродуктора, на молчаливых с побледневшими лицами наших учителей застывших в тревожном ожидании.
  - …Иосиф Виссарионович Сталин…

   Мы стояли и слушали, а по моим щекам текли слёзы. Я посмотрела на рядом стоящих школьниц, они так же плакали.  Учительницы украдкой вытирали покрасневшие вдруг глаза.  Диктор всё говорил, говорил, затем замолчал, а мы всё стояли и стояли в полной тишине, опустив головы, чтобы скрыть катившиеся по щекам горькие недетские слёзы.
   
   Наконец заговорил Иван Кузьмич, наш любимый учитель истории, который мог пошутить на уроке, но сейчас он вдруг изменился, лицо его почернело. Неподдельная скорбь была на лице прошедшего всю войну фронтовика – директора школы. Он говорил тихим голосом о значении и роли И.В. Сталина в победе нашего народа над врагом в войне 1941-1945годов, да нам и не надо было говорить об этом. Сталин жил вместе с нами, в каждом доме висел его портрет, а ведь никто никого не обязывал делать этого.
   
   Остальные занятия в школе были отменены, нас послали сообщить эту скорбную весть родителям и остальным школьникам не присутствовавших в этот день на линейке. Мы бежали домой, а люди уже стояли группами по три-четыре человека и обсуждали единственный вопрос: - «Как будем жить дальше, а вдруг снова война?»
   
   Я побежала к подружке Вале Карповой, её не было в школе, она заболела. Захожу в дом и слышу причитания тёти Нюры, её мамы.
  - Ой, да на кого ты нас оставил, кормилец наш? – Она стояла в комнате перед портретом Сталина и по-бабьи причитала, как по близкому усопшему родственнику. Это было потрясением для меня, оно осталось у меня на всю жизнь!
 
   А почему не заплакать о руководителе государства, в котором вскоре после разрушительной войны были отменены продовольственные карточки? С какой радостью каждый год весной слушали радио возле почты на столбе о снижении цен на соль, на сахар, на чулки, носки и прочие товары первой необходимости. Особенно нас малышей интересовало снижение цен на сахар и конфеты, узнав на сколько копеек снижаются цены на эти сладкие продукты, мы бежали к родителям с этими известиями с надеждой, что теперь уж точно нас родители побалуют сладостями.

   В нашей стране ежегодное снижение становилось системой, мы привыкли уже к бесплатному образованию, доступного всем и каждому, только не ленись, учись. А бесплатная медицина? А бесплатные детские садики, пионерские лагеря?
   
   Об этом сейчас мы с вами можем только с сожалением вспоминать и … мечтать!   
                *           *          *

Продолжение 7г