Туфли

Татьяна Завадская
Когда я сейчас смотрю на разнообразную обувь своих внуков, с грустью и, немного улыбаясь, вспоминаю случай с туфлями в своём детстве.

Зимой мы носили валенки, иногда бурки, которые шила сама мама. Они были мягкими, приятными и тёплыми. Фетровые валенки были только у зажиточных людей. Они хорошо сидели на ноге и были шиком моды. Сапог женских ещё и в помине не было.

Туфли нам детям покупали два раза в год: к 1 сентября к школе и к весне, когда таял снег,  и надо было снимать зимнюю обувь. 
Сестра хоть и была старше меня на два года, носила на два размера меньше, а моя нога изяществом не отличалась. Мама вечно причитала:

- Мало того, что широкая нога у Тани, так ещё походка, как у деда Гордея. Маленькая ещё, а ходит топ-топ, сразу слышно, что она идёт.  Да ещё и косолапит, все каблуки  сбивает набок. Замучила своими обувками.  На неделю хватает.

Естественно, к концу мая мои туфли уже надо было выбрасывать. Лето я была обречена на босую жизнь. Благо в то время все соседские ребятишки  были не в лучшем состоянии, чем я.
Жили мы в частном секторе, машин  было мало, на улице преобладала возле домов трава. Так что по зелёному ковру с голыми ступнями было летом неплохо.

Но было одно но, которое как-то надо было преодолевать. Я очень любила читать. Все книги, которые были дома, я уже давно перечитала. Библиотека же находилась в центре города, а там босыми никто не ходил. Пойти туда без обуви,  казалось,  верхом неприличия.

Пока  мои стоптанные и видавшие виды туфли были в состоянии как-то держаться на ноге, я преодолевала  все препятствия в них.  Но тут случилось так, что подошва совсем отлетела. Я пыталась её как-то приделать, но безрезультатно. А книжек принести новых очень хотелось!

И я придумала. Сестры дома не было.  Я взяла её туфли, завернула в газету и спрятала в сумку с книгами. Естественно, переоделась в новое ситцевое платье, которое мама сшила к пасхе. По моему разумению выглядела я в нём вполне прилично. Причесалась, благо кос у меня не было. По этому поводу мама тоже постоянно переживала:

- Вот у Вали волосы хорошие, густые, коса красивая. А Тане Бог не дал, только хвостик с бантиком.
Потом совсем постригли под мальчишку, но я не страдала по этому поводу. Вон Светка подруга, как мучается с косой. Заплетать не умеет, вечно растрёпанная ходит. А я причешусь и хорошо!

Так вот, сборы мои в библиотеку были недолгими. Ещё раз, выглянув на улицу, чтоб точно убедиться, что сестры поблизости нет, я  босиком побежала к мосту, разделяющему город на две части. Возле моста, вытерев ноги о траву,  в прилегающих кустиках попыталась обуть туфли сестры. 

Но они были на два размера меньше, чем мне требовались. Кое-как я всё же всунула свои ноги, а идти не могу. Жмёт сильно, с трудом доковыляла до библиотеки, обменяла книги  и скорее назад через мост на свою сторону. С облегчением сняла обувь, на пятках красовались волдыри, мозоли натёрла страшные, до крови.

Прибежала домой, быстренько, чтоб никто не увидел, обмыла туфли и поставила на место, где брала. Моё детское сердечко ликовало от счастья. Никто ничего не заметил и теперь я при книгах - буду читать!

Досталось мне от сестры в тот же день. Вечером в кинотеатре крутили новый фильм. Мы, мелюзга, и туда ходили босиком за 10 копеек, сидели прямо на полу перед  экраном. Стульев в старом кинотеатре хватало только для взрослых и старших детей. Нас же, пинками,  отправляли на своё место. А мы и не спорили. Задрав головы кверху, смотрели фильм и были счастливы бесконечно.

Сестра же с подругами ходили важно, одевались как на танцы, для них это был уже «выход в люди». Нарядившись в новое платье, она достала туфли, стала надевать и никак не поймёт, что с ними случилось – спадают с ног.

Я хотела шмыгнуть в дверь, сбежать, но не тут-то было. Валя схватила меня за руку, посмотрела на ноги в кровавых мозолях и заорала:
- Это ты брала мои туфли и разбила своими ножищами?
- Я, - призналась я честно, - ходила в библиотеку.

В ответ получила таких хороших тумаков, что в кино мне расхотелось идти.
Валя же наложила в носки туфель бумажек и со словами:
- Попробуй ещё только хоть раз взять мою обувь,  - удалилась, к моему счастью, в кинотеатр.

Больше её туфли я не брала.

Мама же, узнав о происшедшем, купила на лето мне тапочки, которые я берегла до сентября  для  походов в библиотеку.