Казанский женский монастырь в Ярославле

Олег Гонозов
Казанский женский монастырь находится в самом центре Ярославля, но за его пределами мало кто знает, что в октябре 2013 года исполнилось 15 лет возрождению обители.

История Казанского женского монастыря неразрывно связана с Ярославской Казанской иконой Божией Матери, написанной с чудотворного образа Казанской Богоматери, обретенного в Казани спустя четверть века после покорения татарского ханства Иваном Грозным.
Как повествует «Сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Тетюшах», житель города Романов Герасим Трофимов, будучи в июле 1588 года по торговым делам в селе Тетюши, что ниже Казани, попал под влияние местных жителей, ведущих неправедную жизнь. Там, на берегу Волги, Герасиму пришлось быть поверженным на землю громом и молнией, отчего онемела его правая рука. А потом он услышал голос, который призывал местных жителей раскаяться и обратиться к Богу — иначе ждет их великий голод, от которого они погибнут. 
Опомнившись от страха, Герасим увидел в стороне, откуда исходил голос, в необыкновенном свете Пресвятую Богородицу с золотым крестом в правой руке и двух святых. В следующую ночь Богородица явилась Герасиму во сне и повелела ему идти в Казань и возвестить о том, что она сказала вчера. В третью ночь Матерь Божия указала где, в какой лавке он должен выкупить ее образ и повелела отнести икону в Романов и там «под горою» построить храм во имя святыни. От этой небольших размеров иконы (24 х 29 см) Герасим первым почувствовал чудотворную силу образа, когда исцелилась его рука.
В начале марта 1609 года «литовские люди и русские воры» взяли Романов, город пожгли, людей «посекли много и церкви Божии пограбили» - рассказывается уже в «Сказании вкратце о новом девичьем монастыре, что в Ярославле в остроге Большой Осыпи, и о чудотворном образе Пречистой Богородицы».
Среди захватчиков оказался поручик Яков Любской, литвин греческой веры. Он взял из церкви Николая Чудотворца икону Казанской Богоматери и привез ее в Ярославль. Узнав об этом, многие жители города пытались уговорить Якова продать святыню, но литвин принес икону земскому старосте Ярославля Василию Лыткину и «выкупу под тот чудотворный образ» не взял, только попросил поставить икону в храм, а его имя занести в синодик.
За избавление в 1609 году Ярославля от захвата поляками и чудо снятия 24-дневной осады Ярославская Казанская икона Божией Матери стала почитаться как покровительница города. В 1610 году в память о судьбоносных для Ярославля событиях, когда в неоднократных видениях Матерь Божия велела «поставить храм в честь казанского Ее образа и тогда она будет им городу «твердыня и стена паче всякия ограды…», в северо-западной части посада был возведен деревянный храм для Ярославского Казанского образа Пресвятой Богородицы, а при храме построены кельи 72 монахиням Рождественского монастыря, сожженного поляками в дни осады.

Сведений о первых деревянных постройках Казанского монастыря не сохранилось. Каменная церковь Казанской Божией Матери появилась здесь в  1649 году, но пострадала от пожара 1658 года. Строительство же сохранившегося до наших дней величественного, в стиле позднего классицизма пятиглавого собора Казанской Богоматери по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова началось на месте обветшавшего храма в 1835 году и завершилось в 1845 его освящением.
В 1820 – 1828 годах был построен теплый одноглавый храм Покрова Богородицы. Над Святыми воротами монастыря с восточной стороны в 1828 году была возведена 60-метровая четырехъярусная колокольня, одна из самых высоких в Ярославле. Ее третий ярус украсили десять колоколов. Самый большой – «Благовестник» весом в 325 пудов отлил ярославский купец 2 гильдии Порфирий Григорьевич  Оловянишников.
Обустройство обители велось на протяжении всего XIX столетия: к 1818 году появилась каменная ограда с четырьмя башнями по углам. За Покровской церковью были сооружены двухэтажные больничный и келейный корпуса, в юго-восточной башне — часовня. В 1878–1881 годах на средства игуменьи Феофании в монастыре была построена третья церковь в честь Сретения Господня, ставшая домовым храмом настоятельницы. А за Волгой, на монастырской земле в 1891 – 1894 годах была выстроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери, при которой находилась богадельня и монастырское кладбище.
При Казанском монастыре издавна существовали иконописная и золотошвейная мастерские. Работа ярославских золотошвей была отмечена дипломом министерства финансов за участие в Парижской выставке 1900 года. Имелась здесь и своя церковно-приходская школа, где в начале прошлого века обучались 63 ученицы.
К своему 300-летию монастырь насчитывал около 400 сестер, а юбилейное богослужение, прошедшее 20-21 июля 1910 года возглавлял архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, с 1917 года ставший Патриархом Московским и всея Руси.

Тяжкие испытания пришлось перенести Казанскому монастырю в годы  советской власти. Вскоре после ярославского антибольшевистского восстания 1918 года обитель была упразднена. Игуменья с насельницами перебрались в еще действующий тогда Толгский монастырь, а здания обители в начале 20-х годов занял городской концентрационный лагерь.
Казанский собор первое время после закрытия служил складом для икон и церковной утвари из закрываемых храмов, а в 1927 году с куполов сняли кресты и приспособили под государственный архив Ярославской области.  На девятиметровой высоте было положено  железобетонное перекрытие, которым собор разделили на этажи и до конца 1990-х годов использовали под хранение документов. Здесь же находились кабинеты сотрудников, читальный зал, а в подклети  — фотолаборатория.
Колокольня Казанского монастыря была снесена в 1920-х годах, следом за ней не стало трех часовен. Сретенскую церковь и игуменский корпус заняли под казарму войск ГПУ и Дом крестьянина, а келейные корпуса передали под коммунальные квартиры, где кстати, жили и актеры Волковского театра.
Покровский храм в 1930-е годы был переоборудован под центральную  городскую библиотеку, а летом 1948-го здесь открылся планетарий. На месте северо-восточной стены еще в 1940 году построили 4-этажный жилой дом. Еще одна четырехэтажка для сотрудников горкома партии появилась в  1959 году. Сегодня эти здания перекрывают былой вид монастыря. 
Сама же чудотворная Ярославская Казанская икона Божией Матери 11 октября 1925 года была украдена и дальнейшая ее судьба до сих пор неизвестна.

- Казанский монастырь был вновь открыт в 1998 году, - рассказывает матушка Екатерина (Гаева). - Вскоре владыка Михей передал в храм икону Казанской Богоматери, написанную сестрами монастыря еще до его закрытия. Икону сохранила жительница Ярославля Екатерина Бакаева. 2 ноября 2000 года в монастырь были переданы мощи святителя Агафангела (Преображенского), причисленного к лику святых. В ноябре 1917 года владыка Агафангел был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского, а в 1922 году за выступления против «обновленцев» арестован и сослан в Сибирь.
В 2002 году был возрожден крестный ход с чудотворной Ярославской Казанской иконой Божией Матери в Романов (ныне Тутаев). Этот крестный ход, как и в прежние времена, стал ежегодным. Рядом с собором была построена деревянная звонница, колокола для которой отлили на заводе Николая Шувалова. В 2011 году монастырю вернули Покровский храм, где до этого находился планетарий. Сегодня везде, куда ни глянь, в монастыре идут реставрационные и строительные работы.
- Это все благодаря нашим благодетелям, - говорит матушка Екатерина. - Заводу «Ярославский технический углерод» и его руководству. Вадим Юрьевич Орлов у нас бывает каждую неделю, вникает во все вопросы. С Божией и его помощью нам удалось восстановить собор.
На сегодняшний день в монастыре проживают 24 насельницы в возрасте от 24 до 74 лет. Литургию служат три штатных священника — протоиереи Виктор Сомов, Алексей Авксентьев, Владимир Бардунов и дьякон Александр Анфалов. При монастыре действуют регентские курсы, налаживается работа золотошвейной мастерской.
В бывшем настоятельском корпусе разместилась Ярославская православная гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова, которую посещают около двухсот ребятишек. А примыкающий к нему Сретенский храм стал гимназическим. Там проходят ранние литургии, а дети перед началом учебы собираются на утреннюю молитву.
В Казанском соборе несколько почитаемых икон: Феодоровская, Иверская, Владимирская, но больше всего молящихся приходит к Казанской, которая творит чудеса.
- Родственники находившейся в коме женщины из Калинграда заказали у нас сорокоуст — и больная пришла в сознание, - рассказывает матушка Екатерина. - Другая страдающая раком жительница Череповца ехала в Москву на биопсию. Врачи не давали ей никакой надежды, и по пути она заехала помолиться в наш монастырь. Каково же было ее удивление, когда во время обследования в биопсии не нашли раковых клеток! А еще икона помогает в создании семьи. Одна верующая девушка очень об этом молилась — и на Казанскую встретила своего любимого, а на следующую Казанскую они повенчались.
Все такие случаи теперь фиксируются в специальной монастырской книге. А верующие, которым помогла Богоматерь, в знак благодарности передают в монастырь золотые нательные крестики и кольца, из которых ярославский ювелир Валерий Созинов сделал для иконы золотой оклад.
Помимо подготовки к 15-летию возрождения обители в планах матушки Екатерины открытие в восстанавливаемом келейном корпусе кроме келий музея, гостиницы и трапезной для паломников, а также организация приема больных православными врачами.

На фото Казанский женский монастырь в начале ХХ века.