Красноармейская книжка

Юрий Баранов
               Усольцева Надежда Прокопьевна вынесла  из дома красноармейскую книжку своего отца. Подала мне в руки выцветший от времени, распадающийся на сдвоенные листки документ. Я осторожно перелистывал  его. Читал, записывал и не переставал удивляться военной судьбе того солдата, который прошел в боевом строю РККА почти всю войну.
            «Турханский Прокопий Иванович. Сержант. Командир отделения. В составе сибирской стрелковой дивизии с 25.02.42 г. по 2.07. 42 г. воевал на курском направлении. Ранен. Два месяца госпиталей.  Потом западный фронт. Курская битва. Гнал немца со своей земли на орловском направлении и в составе 1 прибалтийского фронта. До Берлина не дошел совсем немного. Ранен 23.03. 45 г.
              По этой книжке можно узнать, как много надо солдату на войне. Здесь перечислено все. Номер выданной ему винтовки, а потом и автомата «П. П. Ш». Ремни, подсумки для патронов, вещмешок, гимнастерки и солдатское белье. Одежда летняя и зимняя, ботинки, сапоги, валенки...
            -Он ушел на фронт до моего рождения, -говорит Надежда, а пришел с войны, когда мне было уже 4 года. -Он принес из Европы не только запах   победы, но  ранения и болезни. Они подкосили его здоровье,  он умер через год после своего возвращения с войны, когда ему не было   и сорока лет.  Обидно, что  имени моего отца нет ни в книге памяти, ни на обелисках, потому,  он   умер не в окопе, а уже дома. Я была в военкомате,  задавала этот вопрос там. Почему мой отец забыт государством, которое он, не щадя себя, защищал четыре года? Занесли его там при мне в память компьютера. Что-то обещали.
           Я спросил Надежду, есть ли в ее доме хотя бы фотография ее отца.
           Такой фотографии у нее не оказалось.
         Пусть эта миниатюра напомнит всем нам о том солдате из Армизонья, что с боями прошел половину Европы, и вместе со своим отделением, как мог приближал   долгожданный День Победы. Все таки Прокопий оказался счастливее многих миллионов солдат, которые не успели вернуться к порогам  отчих домов,  а он успел. Обнял родных, рассказал и выслушал, как жила его семья, как ждали его здесь, в глубоком Зауральском тылу.

фото из интернета