Смоленск-Арзамас

Простой Русский Человек
       Это произведение является отдельным самостоятельным рассказом, и в тоже время продолжением двух частей "Koenigsberg - Арзамас", в которых описана дорога из Калининграда до Смоленска.

       http://proza.ru/2013/01/08/910
       http://proza.ru/2013/01/16/1728

       Утром просыпаемся после полудня, пока умываемся и чистим зубы, Вера смотрит какие-то мультики по телевизору. Довольно быстро собираемся (то есть складываем продукты из холодильника обратно в сумку), и выходим на улицу. А там – о! чудо! – морозец пару градусов и снег. В Калининграде мы прожили в весне почти месяц, и сейчас так удивительно видеть, как с неба сыплется редкий снежок, и под ногами не тает.
       Обедаем в пиццерии на Колхозной площади. Название такое деревенское, но на деле это самая обыкновенная площадь обычного областного центра: торговые центры, множество машин, автобусов, трамваев и ГАЗелей. Мы смотрим на нее с высоты шестого этажа, и вдалеке видим Кремль, дома Смоленска, мост, по которому медленно едет различный транспорт.
       Поев, спускаемся в машину, я задаю следующей точкой пути Москву, наугад выбираю из списка улицу и номер дома, и мы выезжаем из города. Опять по плохим дорогам. Смоленск стоит на холмах, мы спускаемся с них, поднимаемся на новые, опять спускаемся. Дорога к М1, а на въезде кирпич и знак дорожного ремонта, но я сворачиваю туда, и мы едем по пустой разбитой дороге почти десять километров. С обеих сторон поля, и они – еще одно чудо – белые от снега. А ведь сегодня 31 марта уже. Пора бы растаять ему. Доезжаем почти до трассы и упираемся в огромные раскопки, спрашиваем у местных людей, как объехать, и едем обратно. Эх!.. Надо верить дорожным знакам, ведь был же «кирпич».
       Опять возвращаемся в Смоленск, ищем объезд, у кого-то спрашиваем. Нашли, едем и вот – оказываемся на дороге, идущей параллельно железной, которую я сто раз видел из окна вагона. Как много воспоминаний связано у меня с ней! В конце мая ранним утром я просыпался и смотрел в окно вагона. Солнышко. Мы едем на каникулы – в лето!.. Еще с вечера я запомнил расписание, висящее около купе проводников, и теперь жду Смоленска, где стоянка десять минут, и можно выйти из вагона и после девяти месяцев в Прибалтике вновь ступить на Землю России. Я смотрел в окно и видел там Россию – природой отличную от Прибалтики и архитектурой, и машины по дороге, идущей вдоль ЖД путей были русскими, тогда как у нас в Калининграде сплошь подержанные, пригнанные из Германии.
       А теперь я ехал по этой дороге сам. Впервые в жизни я тут ехал, но в то же время я уже был на ней сотню раз. Такое интересное чувство. Как много мест, где я столько раз был, но где я еще ни разу не был!..
       На трассе Минск-Москва мы оказались около 16.00. Сколько километров проедем мы сегодня, если вчера к этому времени позади оставались уже четыреста верст и все границы? Впервые за эту поездку мы поменялись местами с женой, и я оказался в пассажирском кресле. Ее водительский стаж чуть меньше года, и нечасто она бывает за рулем (я слишком люблю управлять и слишком редко употребляю спиртные напитки). Мне страшно, когда она начинает ехать больше 80 км/час и я понимаю, что ехать медленнее – не приехать никогда. Потихоньку привыкаю и начинаю больше глазеть по сторонам. Кстати, сразу после пересечения  условной границы Беларуси и РФ разрешенная скорость для легковушек уменьшилась со 130 до 110 км/час.
       Вскоре на трассе появляются указатели «Ярцево» и стрелки, указывающие на съезды с магистрали, а потом такие же со словами «Сафоново» и «Вязьма». Здесь я бывал неоднократно – ездил автостопом и на микроавтобусах «Смоленск-Москва». На остановке у съезда к Гагарину как-то раз был обманут цыганами, сменяв свой новенький мобильник на китайскую Nokla (L вместо  I в названии). Городок Гагарин раньше назывался Клушино, и здесь действительно родился первый космонавт Земли. А в одну из следующих поездок какие-то местные товарищи всю ночь пытались угнать мой автомобиль, стоящий у гостиницы «Восток» в самом центре города, впрочем, меня спасла хорошая сигнализация, пострадал только мой сладкий сон. Одни неприятности случались со мной в окрестностях Гагарина.
       Следующая наша долгая остановка случилась на границе Смоленской и Московской областей. К этому времени поля и леса окончательно покрылись снегом, который здесь не растаял совсем, и почти полностью стемнело. Мы съехали в поле и довольно долго кушали прямо в машине, я настроил навигатор на объезд столицы по МКАДу до трассы М7 Москва-Уфа, и мы вновь поменялись местами, я сел за руль. Чем ближе мы подъезжали к столице, тем больше становилось машин, и все чаще появлялись среди них дорогие, шикарные авто. Они обычно обгоняли всех подряд даже через сплошную и ехали на больших даже для меня скоростях, хотя  я тоже превышал, держа 130-140.
       Полностью стемнело, мы остановились километров за двадцать до Москвы (до указаний навигатора о повороте с М1) на съезде в коттеджный поселок. Фары освещали глубокие сугробы по обочинам, застывшие под снегом могучие ели. Как интересно, что ели встречаются в лесах калининградской области, правда почему-то только как подлесок, никогда не вырастая выше трех-четырех метров, а дальше по дороге на восток пропадают. Я никогда не видел их в лесах Беларуси и Литвы, и вновь появились они только в Московской области, но уже большие, ели-великаны. И довольно часто.
       Задолго до Москвы наша трасса влилась в город, леса закончились и вместо них пошли бесконечные жилые кварталы в стороне от дороги, торговые центры, пешеходные мосты. Торговый центр «Три кита», высокая арка Старо Смоленской дороги, по которой шел сюда Наполеон, радиорынок – я помню это место, как помню дорогу Смоленска – из окна поезда. Это граница Москвы, и мы съезжаем на внешнюю сторону МКАДа, и огибаем город с юга.
       Московская Кольцевая – впервые я еду по ней за рулем. Десять часов вечера, море огней и море машин. И скорость. Я перестраиваюсь то в третий, то в четвертый ряд, меня обгоняют справа и слева, и я обгоняю. Страшно и весело! Проезжаем указатели на массивных фермах, кварталы высоток, светящиеся огнями, Чертаново, Теплый стан, Капотню с застывшим над ней дымом, переходящим в низкие облака (или это туман, ночью не разобрать). Мы несемся по МКАДу, и это впервые в моей жизни, что я не в числе самых быстрых на трассе, что так много народа вокруг, который едет быстрее меня.
       На указателях появляются любимые с детства слова «Люберцы» и «Реутов», Рязанский проспект, Волгоградка . В одиннадцатом часу ночи съезжаем на М7, и попадаем в пробку в Балашихе. Движемся от светофора к светофору, стоим, снова стоим. Почти полночь, а мы стоим в пробке. Вот это да! В стороне остается Старая Купавна, а за ней объезжаем Ногинск. Пробки позади, и мы несемся по трассе, правда она еще хуже чем М1 в России, частенько попадаем в ямы, ямки и выбоины.  Проезжаем поворот на Электрогорск и на светофоре сворачиваем на Орехово-Зуево, здесь нас первый раз за все время пути останавливает ГАИшник, смотрит документы, удивляется, что мы заехали так далеко от дома и желает счастливого пути. Мы въезжаем в Орехово.
       Мы жили здесь две недели зимой шесть лет назад на турбазе «Исаакиевское озеро», приехали с друзьями по студенческой путевке, и я немного помнил город, по крайней мере некоторые его улицы и площади, его вокзал и пару кафешек. Тогда была зима и сильные морозы, и сейчас, в первый день апреля здесь снег.
       В уютной гостинице «ЛиАЗ» есть места для нас, но негде поужинать, а время за полночь. Едем в кафе, которое видели на окраине – это деревянные домики, внутри которых русская кухня по довольно высоким ценам. Ужинаем. Решаем не останавливаться в «ЛиАЗе», едем в другую гостиницу, но там нет мест. В третьей тоже нет мест. На загородной турбазе слишком шумно, а стрелка часов приближается к двум ночи, и Вера хочет спать. Почему нигде нет мест? А где они есть – цены кусаются. Потратив больше часа на поездки по спящему городу, мы снова выбираемся на трассу, заправляемся на Лукойле в Покрове, и едем непонятно куда. На часах почти три ночи, или уже утра. Но буквально через десять километров я резко торможу, чуть не проскочив мимо внезапно открывшейся из-за поворота неоновой вывески гостиницы «Добрыня». Цена за номер уже неважна, уже ничего неважно, важно только одно – лечь спать!
       Будильник поднимает нас в половине двенадцатого, быстро собираем вещи, одеваемся и спускаемся в кафе на первом этаже, довольно плотно завтракаем, и вновь – трасса. Довольно скоро доезжаем до Владимира, тут надо купить моторного масла у официалов Рено, поэтому специально едем в город, их адрес я нашел за завтраком с помощью своего ноутбука и гостиничного вай-фая и сообщил навигатору. Покупаем масло, выходим на улицу, мы сейчас где-то рядом с центром, я чувствую это.
       Впервые мы увидели Владимир зимой, когда жили на турбазе в Орехове, гуляли по центру бывшей столицы Руси, заходили в Золотые Ворота, фотографировались. Потом я был здесь проездом в августе 2008 года, когда добирался из Нижнего в Москву, но тогда просто пересел с ГАЗели на электричку, и еще раз мы провели здесь вечер осенью 2010 года, когда приехали сюда на несколько часов погулять из Мурома. Владимир для меня навсегда остался Доброй Русской Сказкой. Чем-то волшебным, немного загадочным, красивым и манящим – целым миром, который я любил, но для которого был навсегда чужим. Туристом, гостем.
       Он особенно нравился мне вечером, когда гасли последние лучи заходящего солнца и зажигались первые фонари. Особенно он нравился мне осенью и зимой, я пил чай с блинами в дешевой забегаловке и ужинал в довольно дорогом ресторане. Владимир навсегда остался в душе местом, где должно быть или просто холодно или даже морозно, где можно любоваться стариной, гуляя по центральной улице, а потом обязательно надо идти в тепло и есть блины - с маслом и пластиковым стаканом чая или с икрой и на дорогой посуде. Но обязательно – блины. Может быть из-за имени князя Владимира – Красно Солнышко, и блина, символизирующего у древних славян Солнце.
       На этот раз мы не успевали погулять в центре города, и хотя я знал, что он где-то рядом, но безропотно задал навигатору маршрут на Нижний и поехал вслед за его указаниями. Напрасно я огорчался! Навигатор вывел меня прямо к Золотым Воротам. Мы проехали по Большой Московской улице, которая перешла в Большую Нижегородскую, по ней бы и ехать мне вовремя сообразив, что названия их от двух городов, между которыми я сейчас и еду, и что неслучайно эта одна улица посередине делится названиями на две. Большая Нижегородская, которая еще пару домов назад называлась Большой Московской и ведет меня к трассе М7 в сторону Нижнего. По ней и ездили, пока не появился  северный обход города. Но тогда я был слишком увлечен совсем недавно появившимся у меня навигатором, и верил ему, а не дорожным указателям и здравому смыслу… В-общем, поплутали мы по городу.
       Километров через сто после Владимира я свернул с М7 на небольшой проселок, на котором стояло несколько деревянных домов, у одно из которых лаяла на привязи собака. Здесь мы сходили в туалет, немного перекусили оставшимися бананами и мандаринами, и я стал разворачиваться, чтобы вернуться на трассу и продолжить путь. Надо было бы вернуться задом – по таящему снегу, по начинающей чернеть из-под него дороге под моросящим с неба дождем. Я же не захотел ехать задом, мне надо было развернуться, и я наглухо увяз задними колесами в придорожной канаве, снегу в которой было по пояс – я думал, что сдаю назад на ровное поле, но там была канава, заметенная за зиму вровень с краями. Выбраться не получилось, не получилось и вытолкать авто, посадив жену за руль, а получилось промокнуть от снега выше колен. Я вышел на трассу со знаком аварийной остановки в руках, оставив двигатель работать, а печку греть жену и дочь, сидящих в салоне застрявшего моего авто.
       Скоро остановился внедорожник Мицубиси с Владимирскими номерами, в нем ехал молодой парень и его девушка, он согласился помочь, но у меня не было троса, у него – тоже. Он сказал, что съездит на ближайшую заправку и купит, а потом вернется ко мне. Уехал, мы подождали минут двадцать, его не было. Света решила, что он не вернется, я сначала спорил с ней, а потом тоже подумал, что глупо сидеть и ждать, так можно и час и два просидеть, и, снова взяв знак аварийной остановки в руки, пошел к трассе. Только я встал у дороги и приготовился поднять руку, он приехал. Незнакомый мне человек, который мог просто уехать и все – я не знал его имени, номера телефона, ничего о нем. Он выдернул меня из засыпанной снегом канавы, категорически отказался взять деньги и уехал. Потратил на меня свое время, свой бензин на поездку до заправки и обратно, свои деньги на покупку троса. Дай Бог ему здоровья, имя же его Ты сам веси!..
       К Нижнему мы подъехали около пяти часов вечера, начинало темнеть, и дождь перешел в мокрый снег. Мы остановились рядом с кафе «У Ирины». До Арзамаса оставалось чуть больше ста километров – проехать по новой объездной, свернуть с нее на трассу Нижний Новгород-Саратов и ехать все время прямо. Меньше двух часов по времени. Увидев, что кафе очень уютно внутри, а цены довольно низкие, мы решили не торопиться. Я съел не просто сколько мог, но даже больше чем мог, потом мы долго пили чай с блинами. Вышли к машине только через пару часов, а администратор даже подарила нам карту постоянного клиента, дающую скидку в десять процентов – так мы понравились ей своим гигантским заказом.
       За пару часов ситуация на улице кардинально изменилась, легкий мокрый снег сменился метелью, температура резко упала ниже нуля, и черный асфальт дороги превратился в сплошной каток, местами наглухо переметенный сугробами. Десятки раз за последующий год я ездил в Нижний и обратно, и дорога занимала от полутора до двух часов - в зависимости от пробок в Богоявлении или их отсутствия. Сегодня мы ехали больше четырех. Дорога от Арзамаса до Нижнего часто поднимается на холмы или спускается с них, на спусках тормозов почти не было, на подъем мы буксовали (в Калининграде я ездил на зимней резине, но мне, как и всем другим водителям даже не приходило в голову ездить на зимней шипованной).
       Выходя из кафе около семи вечера, я рассчитывал оказаться в гостинице «Черная Пантера» в девять, на деле же мы приехали к полуночи. Заплатили за номер сразу за три дня вперед, я внес вещи и спустился с седьмого этажа ТРЦ «Строгановский», который и занимала гостиница, на пятый, где была комната для курения. По дороге мы видели много елей, которые стояли, утопая в сугробах, полностью заметенные с подветренной стороны, казалось, что сейчас Новый Год, хотя на дворе было первое апреля.
       Жена с дочкой расстилали кровати и ложились спать, а я сидел у окна, курил и смотрел вниз, где проезжали редкие автомобили, в-основном такси. Под оранжевым фонарем несся снег. Сейчас  мы приехали сюда из Калининграда чтобы купить дом в десяти километрах от города, чтобы жить и работать здесь, чтобы дочка ходила здесь в сад, а потом в школу, чтобы родить еще детей, чтобы ездить в Нижний, Саранск, Казань, Ульяновск, Йошкар-Олу, Муром и Москву не тратя сутки на дорогу, чтобы…
       Уже в третий раз мы останавливаемся в «Пантере», и хотя я не их рекламный агент, все же скажу – если будете когда-нибудь в Арзамасе, остановитесь именно здесь. «Диана» в центре города – хороший отель, и «Купеческая» мне понравилась (я не говорю о «Победе» и других «квартирах на сутки»), но «Пантера» вне конкуренции, и пара-тройка лишних сотен за сутки с лихвой компенсируются совсем другим уровнем отдыха в ней.
       Сигарета докурилась до фильтра, мне очень хотелось спать, за спиной было три дня и две тысячи километров, четыре границы и Москва, а я все сидел и смотрел на снег под фонарем, который все падал и падал.

       Фотоальбом, посвященный нашему путешествию можно посмотреть здесь:
      
       http://vk.com/album50784399_155991771

       многие фото снабжены комментариями.