На волнах Адриатики

Людмила Береснева
               
Страна моего летнего отдыха  – Черногория. Но горы здесь бывают черными, наверное, лишь зимой, когда с деревьев и кустов, покрывающих горные склоны, опадает листва. Сейчас же это страна зеленых гор.
     Каждое утро с колокольни Старого града Будвы, шумного курорта Черногории, который засыпает к утру на 2-3 часа, звонит колокол, будто извиняясь за раннюю побудку. А для меня сегодня его голос был своевременным сигналом: пора отправляться в дорогу, чтобы успеть на морское путешествие по Бока-Которскому заливу Адриатического моря.
     И вот наш автобус мчит вдоль Будвинской Ривьеры. Нежит глаза  бирюзовая гладь моря. Бесконечной лентой  по всему побережью Адриатики тянутся пляжи с разноцветными зонтиками.
     Полчаса – и мы в морском порту древнего города Котор. На пристани нас уже ждет круизный лайнер. По левую сторону от него красуются белоснежные мегаяхты, а справа –  изящный легкий парусник, так похожий на «Летучего Голландца».  Путешествие предполагается длинное, поэтому выбираю столик на второй палубе подальше от лучей палящего солнца.
     Заработали двигатели корабля, и наш лайнер взял курс вглубь Которского залива,  по своему очертанию напоминающего огромную редчайшей красоты бабочку, которая раскрыла свои индиговые крылья у подножия зеленых гор.
     За ланчем незаметно пролетело время, и вот уже к нашему кораблю пришвартовались три катера. Любителей острых ощущений ждет Голубая бухта, где можно искупаться в полдень изнурительно жаркого лета в ледяной воде, а путешественникам, предпочитающим более спокойный отдых, предлагается поплавать под наблюдением команды судна в открытом море. Жаждущих ярких впечатлений на нашем корабле оказалось предостаточно – уже два катера отправились в Голубую бухту.  Наш капитан – настоящий морской волк: высок, могуч в плечах, его кучерявые седые волосы спутаны ветром. Он не тороплив, внимательно следит, чтобы туристы удобно разместились на  катере. Вот его помощник нажимает на гудок, и наш катер под забойную песню «It s my life» бросается в погоню. Крепкие руки капитана легко управляют штурвалом, его цепкий взгляд устремлен вдаль. Мы несемся на огромной скорости, рассекая морскую синь вод. Азарт захватил всех, нам хочется обогнать соперников. Наш катер первым вплывает в бухту, и мы награждаем нашего лихого капитана аплодисментами. Разгоряченные средиземноморским солнцем и погоней,  мужчины с нашего катера прямо с борта ныряют в ледяную купель.
 Голубая бухта – это огромная пещера с прозрачнейшей, чистейшей водой цвета лазури. Моя душа тоже рвется ощутить бодрящую прохладу, но разум приглушает порывы сердца.  Мы  наблюдаем с неослабевающим интересом за купанием в ледяной воде смельчаков.
     Раздается сигнал к отплытию, и катер вырывается из черной пасти пещеры на простор безмятежно спокойного моря. Как приятно ощутить после легкого озноба согревающие лучи солнца!
    И вновь гонки за право первым пришвартоваться к кораблю. Нашему капитану нет равных – мы вновь первые!
После таких стремительных гонок, сопровождаемых учащенным сердцебиением, я предалась умиротворенному созерцанию морских далей и прибрежных пейзажей.
     С правого борта показался остров (он  рукотворный), а на нем церковь и колокольня с голубыми куполами под цвет воды в Бока-Которском заливе.  Церковь носит необычное имя – Богородицы на Рифе.
     Легенда гласит 22 июля 1452 г. в Адриатическом море разыгрался шторм, во время которого чудом спаслись только два брата-моряка. Когда море успокоилось, они нашли на скале икону с изображением Богоматери с младенцем. Братья были жителями близлежащего города Пераста. Весть о чудесном спасении и найденной иконе мгновенно облетела город. Горожане уверовали, что обретение чудотворной  иконы – это знак свыше, и  всем городом решено было построить церковь  в Которском заливе.  Чтобы возвести церковь, на месте рифа было затоплено несколько пиратских кораблей, и в течение  двухсот лет каждое проплывающее судно бросало в морскую пучину камни, пока не образовался остров.
     В пятнадцатом веке город Пераст входил в  состав  Венецианской республики, именно итальянцам,  искусным зодчим, черногорские рыбаки и моряки поручили построить  церковь.
     Как только я сошла на берег, мое внимание привлек щит (а подобных щитов оказалось несколько на острове), на котором был необычно изображен якорь – он был перевернут. Якорь здесь явно не выполняет своей функции: он не предназначен, чтобы  удерживать остров, как корабль,  на месте.  Невольно вспомнилось, что в раннем христианстве во времена гонений новых религиозных общин перевернутый якорь служил  символом креста, символом веры, которую нужно было скрывать от непосвященных.  Вспомнились и известные слова апостола Павла, что вера – это «якорь, безопасный и крепкий, держась за эту надежду, мы безопасно проходим бурное житейское море...»  Жаль, что гиды не обратили внимания туристов на этот глубокий символ.
      Церковь  Богородицы на Рифе внешне строга и проста, как и сами суровые и бесстрашные моряки Адриатики. Но каково же было мое удивление, когда я увидела роскошное убранство этой маленькой церкви, напоминающей богатейшие соборы Флоренции. Рыбаки и моряки не поскупились: их церковь, действительно, торжественно-нарядная, и каждый входящий поражается ее красотой. Эту церковь десять лет расписывал венецианский художник Трипо Коколь. Он написал 68 картин-икон на библейские сюжеты. Удивительной красоты плафон церкви! Он весь в медальонах в виде крестов и восьмигранников, обвитых золотым кантом. В центральном медальоне изображено Успение Богородицы.
     На стенах церкви – пластины из серебра с очертаниями кораблей,  их более 2.500. Когда-то была традиция: моряки, оправляясь в дальние и опасные плавания, приносили в церковь Богородицы на Рифе свои ладанки, на которых выбивалась дата начала, а по возвращении  и  конца плавания. На многих пластинах нет последней даты, значит, корабль не вернулся к родным берегам.
     Сердце церкви – алтарь. Генуэзский скульптор Капелано Антонио создал его из белого и красного мрамора. Рядом с алтарем саркофаг, на котором в раме из белоснежного камня, как будто на вершине рифа, стоит икона Богоматери с младенцем, которая по преданию спасла моряков от разбушевавшейся стихии.
    Прохожу через алтарь (в католической церкви это  возможно) и оказываюсь в соседнем здании, где расположен музей. Моряки и рыбаки со всего побережья залива жертвовали своей заступнице самое дорогое из  их скромного быта: колокола с кораблей, фонари, оружие, картины и даже кухонную утварь. Но есть в коллекции музея уникальнейший экспонат  - икона, которую 25 лет вышивала женщина, преданно ждущая своего любимого из плавания. Лики Богоматери и младенца она вышивала   золотыми нитями, а кучерявые головки ангелочков  – своими волосами, и видно, как в их кудрях появляются  седые прядки. Янсита, так звали эту несчастную женщину,  так и не дождалась возвращения мужа.       Мне думается, что место этой иконы не в музее, а на алтаре рядом с той иконой, которую нашли на рифе спасенные моряки, - она  тоже выражение великой любви и  неутраченной надежды.
     У церкви Богородицы на Рифе есть свой голос – это  не только колокола, но и орган. Жаль, что я не слышала его звучания, но во время венчаний, которые и сегодня проходят  в этой церкви, на  нем исполняются хоралы Баха, и невесты в конце торжественных брачных церемоний оставляют Богоматери свои свадебные букеты и веночки.
     Несмотря на то, что этот священный остров под покровительством Божьей матери, жители Бока-Которского залива оберегают его от природных стихий. Каждый год 22 июля на закате дня в память об обретении чудотворной иконы лодки и корабли, украшенные цветами и нагруженные камнями, устремляются со всех концов залива к церкви, чтобы укрепить остров, расширить его.  А днем в заливе проходит захватывающая парусная регата, имя победителя выбивается на табличке и прикрепляется к маяку. Вот у этого маяка на краю острова мои мысли о трепетном отношении людей к святыне, о верности морским традициям, которые не могут разрушить никакие шторма, прерываются гудком корабля, зовущим меня в древний порт Черногории Котор.