О фильме ВЕРА - О создателях фильма

Кора Крылова
ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ В ФИЛЬМЕ-ДОРАМЕ "ВЕРА"  (Южная Корея, 2012)

Часть 3
Эта часть посвящается создателям фильма "ВЕРА".

Авторы — Крымчанка, при участии Коры Крыловой.

Предыдущая часть на странице http://www.proza.ru/2013/09/04/542


     Это фильм, в котором на удивление гармонично соединились в едином творческом коллективе мастера разного направления художественного киноискусства Южной Кореи. В нём применены лучшие достижения, которые можно увидеть разрозненно в других современных корейских сериалах. 

    Основное ядро фильма — сам сценарий  писательницы Сон Джи На. Он объединил и вдохновил собою эту группу кинохудожников. Исполнитель главной роли - артист Ли Мин Хо сказал, что “он был в восторге от захватывающего сюжета дорамы. Он всегда был поклонником исторических сериалов, поэтому с радостью согласился на роль в этом проекте”.
    Сценарий фильма не только увлекательный, но и с глубоким философским подтекстом, - здесь есть то, что может пригодиться в жизни, в которой мы сейчас живём.
    Значительную роль сыграло и то, что некоторые эпизоды были дополнены, переделаны или сокращены в процессе работы над фильмом. Об этом рассказывает сама писательница на своём сайте dramada.com на корейском языке. Часть этих ответов на вопросы зрителей есть в английском переводе на страницах:
http://joonni.com/2012/11/17/faith-qa-part-2/
http://joonni.com/2012/11/22/faith-qa-part-3/

    Расскажу о нескольких сторонах этого фильма, которые благодаря творческому труду и художественному вкусу разных специалистов, участвовавших в его создании, создали большой успех фильму во всём мире, и нашим кинохудожникам Европы и Америки есть чему поучиться у этого фильма кинокомпании SBS из Южной Кореи.

    В соединении со сценарием в фильме огромную роль играет музыка О Чжун Сона — музыкального продюсера, который также создавал музыку к фильмам "Цветочки после ягодок" (Boys over flowers, корейская версия) и "Городской охотник" (City Hunter). В этих фильмах тоже замечательная музыка, и она очень сильно настраивает атмосферу обоих фильмов, но ни разу в ней не раскрывался такой огромный мир, как в музыке "Веры".
    Без этой музыки фильм потерял бы огромную часть своей силы, - не будь этой музыки, было бы намного сложнее передать психологическую сторону сюжета, его акценты и события. Благодаря музыке фильм "Вера" становится притчей, а не исторически-фантастическим рассказом. Например, если сравнить музыку исторического фильма "Королевство ветров" (музыкальный продюссер Ли Пхиль Хо) с музыкой фильма "Вера", то можно увидеть их особенности. В обоих фильмах музыка глубокая и сильная, впечатляющая и вдумчивая, но в "Королевстве ветров" битва показывается как бы с земли, из самой гущи жизни - так, как и выглядит настоящая битва, во всём беспорядке машущих мечей и падающих воинов. А в "Вере" - взгляд как бы сверху на битву - так, как смотрел Чхве Ён, - музыкально описываются не конкретные события и действия, происходящие в битве, а психологические действия и события, происходящие во время битвы, - то, что происходит над ней, и то, что руководит ею.
    "Вера" - это фильм-притча, а фильм-притча сильно отличается от любых других фильмов. Мы уже видели много фильмов Южной Кореи и встретили среди них немало хороших, которые хочется пересматривать ещё и ещё, но второго фильма-притчи среди них не было.   
    В фильме музыка передаёт дыхание Времени и Вечности при переходе через Небесные Врата и во время напряженных битв и событий, где жизнь и смерть ходят рядом. Не каждый фильм может гордиться таким насыщенной мыслью прекрасной музыкой.
    Работа композитора, музыкантов и звукооператоров, создающих звуковое оформление фильма, была выполнена с прекрасным музыкальным вкусом, - все звуки фильма выразительны и вступают точно в срок, ни на мгновение раньше или позже. Это касается и музыкальных отрывков, песен, диалогов героев, сопровождающих шумов и эффектов. Это не просто фильм, а сплошное музыкальное произведение. Такая же музыкальность у фильма "Boys over flowers" и в наших фильмах "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (с Ливановым и Соломиным в главных ролях) и "Не может быть!" (комедия Леонида Гайдая). В этих фильмах тоже каждый звук и каждая пауза на своём месте. Это можно сделать только если звукооператоры и монтажёры очень вдохновятся фильмом и будут работать дружно и слажено.    
    Без этой музыки мы бы увидели фильм "Вера" по-другому, - совсем не так, как с нею. Эта музыка не просто нравится — она отзвучит с прошлым и настоящим, с вечностью. Особенно та, где мощный поток энергии раскручивается по спирали и летит. Сила светлой мысли, заложенная в музыке или в тексте, или в картине, всегда привлекает к себе, - её услышишь везде и в любом виде, в любой стране и из любого века, потому что музыка не имеет государственных границ, общественных условностей и срока давности.
    На современном этапе музыкальной жизни ведущие направления — уже не опера и симфония, а музыка фильмов, которая уже становится более разнообразной и в то же время подчиняется единой  мысли, выраженной в фильме. Популярные эстрадные песни короткие, а музыка к фильмам, как симфония, более масштабная и вводит в свой особый мир. Музыка к фильмам бывает разная. Бывает, что вся музыка фильма рассказывает одну и ту же историю с разных граней (например, фильм "Королевство ветров", "Boys over flowers"). Бывает, что музыка фильма показывает разные истории одного мира. Эти истории не похожи друг на друга, но принадлежат к одному миру. Такая музыка в фильме "Вера" и "Принц с чердака" (другое его название - "Принц, который живёт на крыше").
    С самого начала фильм приглашает нас в свой мир через музыку и рассказ о легендарном докторе Хва Та. Слова Хва Та — одна из главных мыслей фильма-притчи «Вера»:
КАКОЙ СМЫСЛ В БОГАТСТВЕ И СЛАВЕ, ЕСЛИ Я НЕ МОГУ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ХОЧУ? (1 серия  00:00:07 — 00:01:50) Легенда о великом докторе Хва Та (Хуа То, древний Китай, II-III века н. э.).
    Сопровождающая музыка в этом коротком мультфильме отражает глубину веков, из которой дошла до нас весть о жизни этого доктора-легенды. Музыка — это не просто набор звуков и мелодии, это зашифрованная в звуках интуитивно уловленная мысль. Композитор слышит в себе звуки не какие-нибудь, - звуки  приходят в соответствии с настроем его мысли. Музыка — это звучащие мысли. Если мысли прекрасны, то и музыка прекрасна, и соответственно, наоборот.

    Несмотря на то, что в фильме много трагических сцен, его можно смотреть не один раз — на протяжении всего фильма, словно фон, идёт светлое настроение. Это весёлая и жизнерадостная атмосфера съёмок, атмосфера дружной работы, которая нравилась всем участникам. Настроение съёмочного коллектива остаётся за кадром, но чувствуется в фильме. (Есть видео со съёмочной площадки «Веры», например, «Первый день съёмок» -   "The Faith BTS - first day filming" на сайте http://www.dailymotion.com)
    Режиссёр Ким Чжон Хак, который работал со многими актерами и актрисами в своих прошлых проектах, об актёрском составе сказал: «Я рад, что мы смогли собрать идеальных актеров для персонажей. Они так близки к совершенству.» (http://vk.com/minoz).
    Ли Мин Хо о своей роли сказал: «Как только я начал читать сценарий, так увлёкся, что прочел до 6-го эпизода. Я люблю традиционные (исторические) дорамы и хотел попробовать себя в одной из них. Примерил бы доспехи. Хотел бы поработать с людьми, на которых всегда смотрел, показав свою "веру" в сценариста и режиссера." (http://vk.com/minoz).
    О своей новой роли короля Кон Мина 25-летний Рю Док Хван сказал: «Я согласился на роль в драме, как только я прочитал сценарий. Имена режиссёра Ким Чжон Хака и сценариста Сон Чжи На также повлияли на мой выбор. Король Кон Мин просто непреодолимая роль. Этот проект должен быть шедевром, поэтому я не хочу упустить такую возможность, хотя я чувствую на себе бремя. Я сделаю все возможное.» (JaneAir @YesAsia.ru, http://vk.com/minoz). Он был совершенно прав: его роль сюжетно и психологически очень сложна. Показать короля, который прожил 10 лет при дворе соседнего могущественного государства по сути заложником и гарантией подчинения Корё Юаню, а затем возвращение не только физическое на родину, но и возвращение ощущения родины, ответственности за её судьбу, обретение авторитета в своей стране, - всё это невероятно сложно достойно воплотить в роли. Рю Док Хвану это удалось. Благодаря работе всех актёров и съёмочной группы фильм стал шедевром современного киноискусства.
 
    По видеозарисовкам со съёмочной площадки видно, насколько актёрам нужно иметь сильное воображение, и держать в себе атмосферу и общую линию фильма. Потому что фильм создаётся из миниатюрных кусочков длиною в считанные секунды или, в лучшем случае, минуты. А в перерывах между этими кусочками и даже в самом процессе съёмки — множество отвлекающих моментов, начиная от гудения вентиляторов (искусственный ветер) и заканчивая репликами окружающих участников съёмок.
(http://www.ex.ua/14547727?r=1989 - есть мультфильм «Фильм! Фильм! Фильм!» - шуточное повествование о нешуточных усилиях при создании любого фильма.)

    Ещё одна интересная сторона в фильме выходит на передний план: весь состав актёров был тщательно подобран не только по таланту, но и по внешним данным. Чтобы создать особый фантастический мир, выбирались и лица нетипичные, не такие, которые регулярно встречаются на улице, чтобы у зрителя не возникало ассоциаций с сегодняшним днём. Ведь это фильм-фэнтези! И лица актёров должны выделяться из обыденного фона, быть необычными. Над ними хорошо поработали гримёры, костюмеры. Костюмеры, работавшие над фильмом, просто прекрасные, с хорошим чувством вкуса и меры. Подбор тканей и материала, силуэта и стиля костюмов в этом фильме на высоте! Им тоже особая благодарность за создание зрительного и цветового восприятия фильма.
    Нет ни одного участника-актёра, который своим красивым и живописным видом не вписывался бы в эту притчу и не украшал бы собой кадры фильма. Даже рядовые воины, стражники и простолюдины, попадающие в кадр, каждый гармонично вписывается в сюжетную линию и по-своему красив. Не в любом фильме уделяется этому вопросу такое художественное внимание. Здесь тщательно продумывался ракурс, грим и освещение. В других фильмах реже бывает так, чтобы кадр был готовой картиной. 
 
    О выборе красивых лиц обобщённо можно сказать, что сейчас идёт новая эпоха компьютерных технологий и уже идущая эпоха нанотехнологий, которая изменит людей будущего и сильно повлияет на внешний облик человека: люди внутренне духовно утончаются благодаря изменению всего образа жизни общества, потому и лица их становятся более гармоничными. 
    В будущем мужские лица обретут больше женственной красоты, а женские лица станут ещё более красивыми. Конечно же, сколько бы мужская красота не приближалась к женственной, ей не опередить женской красоты, - так задано от природы. Но не случайно в комментарии к какому-то из корейских фильмов девушка написала, что в корейских фильмах актрисы выглядят не так красиво, как актёры. Наверное это потому, что в этой стране в силу общественных традиций женщина не чувствует себя равной мужчине: она так или иначе на подчинённом положении. В этой стране большинство решений принимают мужчины. Женщины в обеих Кореях, и в Китае, и в Японии очень много трудятся, часто больше, чем мужчины, но чтобы почувствовать себя столь же значимыми, им необходимо совершать героические усилия. В этой стране взвалить на женщину все хозяйственные хлопоты, несмотря на то, что она так же устаёт на работе и хочет дома отдохнуть, ничего не стоит, - и она послушается и даже не подумает возражать. Таковы общественные традиции для большинства граждан. Именно эта некоторая подавленность и делает их менее уверенными в себе, а значит и менее привлекательными, потому что и среди женщин, и среди мужчин более привлекателен тот человек, который ведёт себя свободно, ответственно и с широтой души. Такие люди всем нравятся. Рядом с ними тепло, и они излучают чувство надёжности, широких возможностей и жизнерадостности. Широты возможностей и свободы женщинам на Востоке пока не хватает. Это не Украина, где "Как папа сказал, так по-маминому и будет!" ("Як тато сказав, так по-маминому і буде!").
    "У англичан есть пословица: "За каждым успешным мужчиной стоит любящая женщина." А это означает, что женщина, которая поддерживает своего мужчину, помогает ему, верит в него, служит ему опорой и надёжным тылом. Успешный муж - это, как выясняется, на три четверти заслуга жены." (цитата из документального фильма "Больше чем любовь. Клементина и Уилсон" - 2011 год, Россия, автор сценария Александр Горянин, режиссёр Игорь Ушаков, - фильм о супругах Черчилль).
 
    В некоторых корейских сериалах есть такая тенденция показывать типы лиц будущего, наполняя воображение зрителей новыми эталонами красоты женщин и мужчин. Ведь и это понятие изменяется на протяжении истории из века в век. Стоит вспомнить типы красоты Древней Греции, которые сменились довольно грубыми образцами средневековой красоты, потому что огрубело и мировоззрение народов, находящихся под давлением костров инквизиции, светского и духовного рабства в Европе и Азии, где то же самое выражалось по-своему.
    Только с приходом эпохи Просвещения понятие человеческой красоты стало изменяться к лучшему. Если во времена средневековья красавицами считались очень полные, как говорится, женщины в теле, и без всякой утончённости и возвышенности мыслей на лице, во взгляде которых было больше практичности и хозяйственной хватки, чем романтики, то со времён Ренесанса красавицами стали считаться более стройные женщины с более вдумчивыми глазами, в которых появилась мечтательность и умение думать о духовных идеалах. Это хорошо становится заметно при обзоре картин разных исторических периодов Европы. С этого времени по мере улучшения жизни людей и большей справедливости и милосердия в народах разных стран, и лица людей массово становились менее жёсткими и грубо очерченными. Суровая жизнь приводит к тому, что любые черты лица становятся более жёсткими и холодными.

    В фильмах «ВЕРА», «Boys over flowers», «Принц с чердака», «Воин Пэк Тон Су» и в других, где собраны красавцы для главных ролей, можно увидеть как изменились приоритеты на красоту. В числе избранных стали лица, которые прежде никогда бы не считались эталонами мужской красоты по одной простой причине: в этих лицах есть девичьи черты и мягкость линий, а в прежние времена требовалось иное — грубые, резкие черты, демонстрировавшие мужественность, способные испугать противника и говорящие о том, что с владельцем такого лица лучше не связываться, - порвёт зубами или порубит на куски. Сейчас такие способности не в цене. Наоборот, избираются лица с утончёнными чертами, говорящими о способности к чувствительности, к интуиции, к интеллектуальной работе, к разгадыванию психологических загадок жизни. Уже грубая сила постепенно отходит на задний план. Сейчас многие мужчины посвящают свою жизнь более интеллектуальному труду и менее грубо-физическому, - строй мыслей изменяется, и по этой причине и лица становятся менее грубыми и более красивыми. Работа головой этому способствует.

   Раньше, во времена бесконечных войн, было не до высоких стандартов — главной задачей было выжить, потому ценились люди коренастые, грубого темперамента. Таков был и эталон женской и мужской красоты. Сейчас есть возможность ориентироваться на более возвышенные идеалы. И эта особенность нашей эпохи говорит о том, что в дальней перспективе красота будет мерилом правды. И не только в человеческих лицах, но и в производстве, и в IT, и в искусстве. Когда мерилом красоты будет красота души и сердца, тогда всё окружающее изменится.
    На тему красоты людей хочется затронуть ещё одну сторону. Сейчас активно пропагандируется для поднятия уровня женской красоты применение макияжа. В фильмах чтобы показать превращение «гадкого утёнка» в «лебедя» достаточно поработать стилисту и подчеркнуть макияжем черты лица героини, чтобы её признали красавицей или милой.  Однако, спросите у женщин, какие женские лица они признают красивыми, и они ответят: те, что красивы без декорации. А это возможно только лишь когда человек излучает лучшие душевные качества и здоровье. Образно говоря, Жанна Д`Арк была  настоящей красавицей, хотя о своём лице не беспокоилась.
    Так же можно сказать и о мужской красоте: если нет внутреннего обаяния и силы духа, то никакие внешние черты лица не могут создать образ настоящей мужской красоты.

    Несколько абзацев об игре актёров и работе операторов в "Вере".
    Приводит в восторг игра актёра Ю О Сона на протяжении всего фильма. Особенно в сцене 18 серии на 27 минуте видно какой большой спектр чувств может проявлять Ю О Сон в сжатое время: от властного и жёстко уверенного в себе человека до по-детски удивлённого и мечтательного лица.
    Образ Ги Чхоля многосложен. Это человек с бурлящим темпераментом, ищущий приложения своей энергии в жизни. В нём смесь хороших и отталкивающих черт. Ю О Сону удалось показать весь спектр этого сложного характера. При первом появлении Ги Чхоля в фильме, он вызывает ощущение сильного и коварного врага. В конце фильма он уже вызывает сочувствие, потому что на фоне принца Док Хына он выглядит уже более привлекательно, как человек, для которого в какой-то мере существует понятие договора. Только при сравнении с принцем Док Хына второе лицо в государстве Корё — Ги Чхоль вызывает какое-то ощущение надежды, как человек не безнадёжный.
    Его желание попасть в другой мир и бесстрашное стремление к неизведанному не может не вызывать симпатию: не так много людей в жизни, готовых на многое ради расширения пределов известного, хотя бы для себя.
    Принц Док Хына не придерживался никаких моральных принципов и у него не было никаких стремлений в неизведанное, несмотря на всю свою образованность, знание восьми языков и ловкость в общении с людьми. (Роль принца была прекрасно исполнена актёром Пак Юн Чже.)
    Когда Ю О Сон появляется в кадрах фильма "ВЕРА", то сильно привлекает к себе внимание не только своей ролью, но и как человек.

    Актёр О Кван Рок появляется в фильме лишь в эпизоде 1 серии в роли предсказателя, который пророчествует встречу Ин Су с человеком, посланным ей Небесами (00:47:00). Роль рядового предсказателя, зарабатывающего этим себе на жизнь, он сыграл исключительно хорошо, словно сам занимался этим в жизни. Его более яркая роль — в фильме "Вставай!". Без внутренних накоплений не сыграть этих ролей с такой правдой жизни.

    Ли Мин Хо делают столь популярным не только внешность и его актёрское мастерство. У него есть ещё два качества, гораздо сильнее влияющие на его известность. Первое — его УЛЫБКА с морем доброжелательности к людям, что естественно вызывает ответную волну симпатий. Второе — это ПОВЕДЕНИЕ ЛИДЕРА, которое есть в нём во всех фильмах с его участием – и с самого первого, и во всех последующих.
 
    Сила игры актёра зависит не столько от изученных актёрских приёмов, сколько от его мировоззрения и понимания жизни. Чем глубже его внутренний мир, тем сильнее он как актёр.

    Ответственность и широта понимания происходящего в мировой культуре, экономике, политике, интуиция в психологии — это качества лидера, который умеет мыслить государственно и ответственно. ЭТИ КАЧЕСТВА ВЫЗЫВАЮТ СИМПАТИЮ НЕЗАВИСИМО ОТ ВНЕШНИХ ДАННЫХ ЧЕЛОВЕКА.

    Ещё один актёр в фильме "ВЕРА" вызывает уважение и повышенное внимание - это  Чхве Вон Хон, который играет роль мальчика-короля Кым Чана. Он в фильме младший, а играет свою роль на уровне зрелого актёра. Этим он привлекает внимание ещё в одном сериале, где он ещё более младшего возраста, - в фильме "Озорной поцелуй". В мальчишке уже тогда проявлялось понимание взрослых вопросов, и он мог показывать чувства, соответственно им. Не любой мальчишка способен на такое понимание.
   

    Особая заслуга операторов, которые вели съёмку фильма "ВЕРА" и каждую сцену снимали с гораздо большего количества ракурсов, чем это делается обычно. При монтаже каждую сцену собирали из множества коротких кусков. Обычно подобные кластеры — куски сюжета — намного длиннее, что очень заметно при выборке кадров через видеоредактор.
    В этом фильме благодаря большему труду операторов каждый эпизод фильма состоит из гораздо большего количества ракурсов и чаще происходит их смена, что создаёт более динамичный ритм всему фильму. Поэтому зритель находится в более быстром темпе восприятия происходящего на экране. При показе одной и той же сцены через одну (три) секунды меняется ракурс, - так ярче можно показать психологические нюансы сюжета и игры актёров.
    Иногда движение в кадре замедляется, чтобы передать психологическое состояние, появляющееся в особо напряжённые моменты жизни, когда изображение окружающего как бы зависает и впечатывается в память. Этот приём используется во многих сериалах Южной Кореи. Например, такой случай: человек случайно уронил что-то в ведро, наполненное водой, и вода выплёскивается на пол. Человек видит это, и увиденное на мгновение замирает у него перед глазами в тот момент, когда вода коронкой поднимается над краями ведра, как стоп-кадр. Это психологическое явление, известное многим по жизни. В эти моменты время резко "растягивается", удлиняется. И в фильме это психологическое явление тоже применяется в нужные моменты сюжета.
    А так же есть повтор одного и того же действия с разных ракурсов, когда хотят передать, что значение происходящего доходило до сознания героя фильма не за один раз, а частями, долгие секунды. Как в эпизоде, когда Ин Су бежит навстречу Чхве Ёну и с разбегу кидается ему на шею от радости, что он снова на свободе и что они могут идти вместе, что ей уже не надо волноваться, оставаясь одной в неизвестности. В сознании Чхве Ёна это её действие доверия и любви отдалось эхом несколько раз, прежде чем он его полностью осознал.
    Эти моменты, если не затянуты по времени, тоже делают фильм качественно лучше.

    Фильм "ВЕРА" рассчитан на более быстрое восприятие, чем обычно. Он более насыщен и сильнее вводит в свой мир зрителя. 

    Цветность кадров тоже играет большую роль при передаче внутреннего состояния. Например, сны Ин Су, когда ей снились кошмары, в которых она вновь переживала увиденное — убийства, происходившие на её глазах. Кадры фильма были более бледной цветности, и по верхнему и нижнему краю они были красноватыми, а посередине — зеленоватыми, что и создавало особую атмосферу.
    А когда ей приходили видения из её прошлого и будущего, когда она была больна и лежала без сознания, то по кадрам шли лёгкие волны, и цвета были чрезмерно насыщенными, как в горячке.
    То же можно сказать и о видениях капитана Чхве Ёна во время его снов или бессознательного состояния. Состояние застывшести и холода в душе очень точно передано ледяным озером, пасмурностью и изморозью, покрывающей Чхве Ёна в его сне. А когда он начал "оживать",  ледяная корка стала осыпаться с его лица — это гениальная находка по передаче внутреннего состояния героя. Думалось, что иней на лице создан компьютерной графикой, пока не увидели рабочие фото со съёмок фильма, где Ли Мин Хо терпит нанесение какого-то состава на его лицо и волосы ради эффектных съёмок, ради содержания фильма.
    У кого-то из создателей компьютерной графики очень яркое графическое воображение, воспринимающее чувства и ощущения, как зрительные образы.
    Иногда так бывает. Например, в гневе перед глазами можно реально увидеть в быстром движении пятна, полосы и языки красно-чёрного пламени вокруг себя. Или когда массово в голову лезут плохие мысли, можно реально ощутить, как внутрь тебя словно вливается жидкость — чёрная, склизкая, липкая, густоты очень жидкой сметаны, которая при сильном потоке со стороны плохих мыслей эта "жидкость"  может "выступить на пальцах и на губах" (как пот, когда организм стремиться очиститься от ядов). Потому те, кто это чувствуют, избегают взаимодействия, приводящего к подобным ощущениям, чтобы не подставляться под такие неприятности, которые только на невидимом уровне становятся очевидными.
    А когда встречаешь в первый раз любимого человека, можно увидеть вокруг него сияние, как ореол. Иногда при чтении  книги возникает чувство знакомого текста и чёткого ощущения того, что ты где-то когда-то этот смысл и текст или даже эти события уже видел, хотя точно уверен, что за всю предыдущую жизнь таких встреч не происходило.

    И ещё одна заслуга операторов и постановщиков: делая выборку кадров, заметно, что расстановка актёров на фоне пейзажа, дворца или хижины почти постоянно представляет собой художественную композицию, с которой можно рисовать картину. Композиция кадров продумана до мелочей: учитывается и внешний вид, и цветовые сочетания, и тени, и расположение людей в кадре. Это заметно и общим планом при массовых сценах, и крупным планом, когда акцентируется внимание на одном лице. Нет небрежно сделанных композиций кадра, что наводит на мысль, что над постановкой работал человек, который интуитивно мог создавать кадры фильма с точки зрения художника, привыкшего писать картины и выбирать её границы сразу, без долгого обдумывания. Это редкое явление, потому что обычно в фильмах кадры не часто можно превратить в картины. Кинокомпании SBS повезло иметь такого сотрудника с художественным восприятием окружающего.
    Чутьё художника так же организовывало передвижения актёров в кадре. Движения продуманны и отработаны, особенно некоторые бои, которые напоминают профессиональный танец, где нет лишних движений, - всё исполнено в соответствующем ритме.

     Фильм оставляет о себе глубокое впечатление — и смысловое и художественное. 

    Создатели многое вложили в этот  фильм. Они говорят с нами из своего мира и рассказывают всей атмосферой и сюжетом фильма о своём мире.
    В этом фильме показаны разные стороны жизни, которые касаются каждого живущего, среди которых — отношения между лидером и идущими за ним, между учителем и учениками, между мужчинами и женщинами, между политическими действиями, влияющими на судьбы страны и народа. Показаны и человеческие глубинные отношения, где значение обещаний и клятв, любви и ненависти, настоящей дружбы и поиска выгоды для себя. Поэтому, конечно, работа над таким фильмом меняла его создателей. Есть фильмы, в которые актёр каким вошёл, таким и выходит по окончании съёмок. А фильм "ВЕРА" оставил свой след в жизни каждого участника.
    Этому способствовал сценарий фильма, его духовная сторона, а также общение друг с другом, и мне думается, что немало этому способствовали мастера боевых искусств, которые тренировали и ставили сцены боёв. Это особый мир и особое мировоззрение. Влияние боевых мастеров на фильм очень значительное, что ощущается даже на женских ролях и актрисах, которые не принимали участия в сценах битв. Даже главная героиня Ин Су, несмотря на свою вольнолюбивую и импульсивную натуру, к концу сериала  обрела особую устремлённость, которой совершенно не было в начале фильма. Так по сюжету фильма и должно быть, но сыграно это было актрисой не только внешне, но и внутренне, и очень убедительно.

    В фильме "ВЕРА" больше психологической правды, чем внешней выдумки и условностей. Этот фильм-притча может больше пригодиться в жизни, чем многие другие так называемые серьёзные фильмы, рассказывающие о реальных событиях, где соблюдается только внешняя правда, но не внутренняя. Понятую и прочувствованную притчу можно успешно применять в жизни не один раз и в самых различных ситуациях, потому что становится ясен сам принцип происходящего. Правильные выводы послужат опорой в трудных ситуациях, где люди колеблются и сомневаются, выбирая какую позицию занять, чтобы в будущем с ними было всё хорошо.

    Этот фильм от сценария до воплощения в зрительные образы создан тем лучшим вдохновением, которое может посетить человека.
    Сейчас очень популярен сериал «Цветочки после ягодок» («Boys over Flowers»), - и очень заслуженно! Когда мы знакомим с этим фильмом своих приятелей, то видим, как у них через несколько минут просыпается повышенный интерес и увлечение фильмом, а потом уже их не оторвать от экрана. Спрашивали их, что так увлекает, - отвечают (если сказать обобщённо): те слова и фразы о высокой нравственности, за которую борются герои фильма. Этого так не хватает в современной киноиндустрии, которая перенасыщена бессодержательными и впустую развлекательными или фильмами с ужасами. Фильмы, которые обучали бы как стать морально сильными и великодушными, как стать леди и джентльменами, то есть теми, к чему молодёжь стремится, - такие фильмы редки и их можно пересчитать по пальцам. А молодёжь ещё чувствительна к голосу своей совести и хочет видеть себя лучшими, и встречая примеры для подражания, не проходит мимо. Именно этим и объясняется огромная популярность фильма «Boys over Flowers» и его главных героев. Если бы они не учили нравственной крепости, то не были бы так интересны. Фильм «Boys over Flowers» понятен любому и принимается всеми на «ура!». Фильм «ВЕРА» сложнее. Вся съёмочная группа и актёры в большим увлечением снимались в этом фильме и многие передружились, - соединила их вместе главная идея и атмосфера фильма.


***
    Надеемся эти небольшие и отрывочные заметки позволят другим зрителям увидеть больше в фильме «ВЕРА», который ещё только в начале своего движения по миру к своему признанию и, возможно, другие зрители дополнят написанное нами.
    Однако  есть вещи, которые напрямую не расскажешь и не покажешь, - увидеть их и понять можно только внутренним зрением и опытом, когда возникают ассоциации и параллели с тем, что видишь в фильме, и с тем, что есть в жизни.

    Эта статья была написана совместно с моей дочерью (автор Крымчанка на Прозе.ру): в частях о культуре Южной Кореи и о создателях фильма половина работы - её. Благодарю её за помощь, и сам фильм "ВЕРА", и его создателей, а так же сайты, на которых есть некоторая информация о фильме и его создателях.

    Сожалею, что режиссёр фильма Ким Чжон Хак уже не прочтёт этот отзыв о его лучшей работе.
Он слишком рано и неожиданно ушёл из жизни (23 июля 2013) -
.
Ситуация, которая вокруг него сложилась после окончания съёмок фильма «ВЕРА», была однозначно слишком несправедливой по отношению к нему и вызывает недоверие к тем обвинениям, которые ему предъявлялись.
Возникает вопрос: соответствуют ли предъявленные обвинения действительности? Ким Чжон Хак — увлечённый своим делом жизни художник, а не ищущий выгоду человек, и всё, что он делал, он наверняка делал ради своего творения — фильма «ВЕРА». Вероятно, он брал на себя решение проблем, связанные со съёмками фильма. Так поступают все настоящие художники. То, что Ким Чжон Хак настоящий художник, мы все видим, когда смотрим его последнюю работу — фильм «ВЕРА».
Если ради создания фильма были нарушены какие-то правила, то всё можно было бы решить более терпеливым путём. Это всегда больше работает на будущее, чем жёсткость и требовательность. Иногда надо поступать нелогично, чтобы сохранить возможности на будущее.
Думаю, что кинокомпания тоже очень сожалеет об этой огромной потере. Режиссёров, способных собирать творческих людей и создавать фильмы, которые могут стать классикой в будущем, не много в мировой культуре.

    Фильм можно увидеть на многих сайтах.
    Кто любит слышать интонации актёров и может быстро читать субтитры, посоветуем лучший вариант фильма на сайте http://rutracker.org/forum/index.php - скачать через торрент или смотреть онлайн на сайте http://www.asiandrama.ru/2012/09/07/faith/ с красивыми субтитрами (люди постарались проявить в создании субтитров свою любовь к фильму).
    Однако во всех трёх вариантах есть некоторые неточности перевода с корейского языка. Эти неточности иногда существенные. Даже нам с нашим небольшим знанием корейского языка это заметно.

    Фильм можно увидеть на WWW.EX.UA в озвучке фансаб-группы «Мания» и релиз-группы «Green Tea» : http://www.ex.ua/16560377?r=1988    
Это прекрасная озвучка на русский язык Nas (женские роли) и Soul (мужские роли). Они так вдохновились фильмом, что основательно вошли в свои роли, - это редко встречается в современной двухголосой озвучке. Поэтому озвучка на русский язык получилась замечательной!!!


Крымчанка, при участии Коры Крыловой.
Крым
4 сентября 2013