Роль задвижки в пилотируемой космонавтике

Юрий Тяпченко
Четверг, Май 21, 1998 г. 
Роль задвижки в пилотируемой космонавтике

Пошла третья неделя, как была закрыта задвижка на трубе, по которой вода поступала в НИИ авиационного оборудования от летно-исследовательского института ЛИИ им. М.М. Громова г. Жуковский Московской области. Это тот институт, где проводятся МАКСы. В ЛИИ за неуплату налогов и  долги введено внешнее управление. Решается вопрос о его банкротстве.

Сначала по договоренности с одним из сотрудников энергомеханического отдела ЛИИ задвижка была чуть-чуть повернута в нужную сторону, и вода маленькой струйкой потекла в туалете на первом этаже у подъезда, где находится лаборатория, в которой  отделение 2 – отделение систем отображения информации космических пилотируемых аппаратов - ведет испытания и сборку космической техники. Этой струйки было достаточно, чтобы смывать туалет и набирать воду для чайников и полива цветов.

Слесари ЛИИ периодически осматривали краны, и если обнаруживали течь, то снова закрывали задвижку. И вот неделю назад в главном корпусе воду перекрыли окончательно. Начальник института издал приказ об отправке всех, кроме служб управления, в вынужденный отпуск с оплатой 2/3 от оклада. Отделение 2 возмутилось, так как это однозначно привело бы к срыву обязательств перед РКК «Энергия» по международной космической программе. Мы начали искать выход из создавшегося положения.

В понедельник вышел главный конструктор, особенностью которого является умение решать бытовые вопросы. Но главная его особенность в том, что чтобы ни творилось на предприятии в том числе и по его космическому направлению, он все равно уедет в Тырново (Рязанская область) на дачу сажать картошку. Так было и на этот раз. Во время встречи его заместитель-начальник отделения 2  в резкой форме высказал свое неприятие отношения ГК к обязательствам перед РКК «Энергия», и нагло предложил ему (что бывает редко) заняться туалетной проблемой, лифтом и внутренней связью, которые также были отключены, но уже по инициативе начальника института. В целом  работа в институте была парализована, но отделение 2 единодушно приняло решение продолжать работу и подготовило приказ об отзыве из вынужденного отпуска практически всех сотрудников трех космических отделений НИИАО – отделения 1, 2 и 11.

Главный проникся нашей озабоченностью и подключился к поиску решения. В частности, как опытный дачник, он предложил проложить огородный шланг от корпуса, который не был отключен от водопровода, к туалету. Возбужденный значимостью собственной идеи,  ГК позвал главного инженера и начальника отделения 2 и  потребовал, чтобы они занялись реализацией  его предложения. Начальника отделения 2, то бишь меня,  это вывело из себя.
- Вы – заместитель  руководителя института, у вас есть службы, вот их и подключайте к этой проблеме, а нам необходимо выполнять программу, так как это не только наша программа, это программа международная, и давайте отвечать все за нее, а не только мы. Институт  накручивает накладные до 600 %, а мы еще должны  сами заниматься тем, за что платим. Это же абсурд, и вы это поддерживаете.

-  Это не моя, а Абрамовская проблема.
- Нет, это и ваша проблема. Для нас вы - руководитель, и решайте их  с Абрамовым, а то получается, как хорошо, Вы здесь, как плохо - Вас нет. 
-  Почему ты кричишь на меня? Кто тебе дал такое право?
-  Извините, а на кого мне кричать, как не на вас? На меня кричат и снизу и сверху, а на кого мне? Где мне еще разряжаться? Тем более, что каждый раз мы оказываемся один на один с возникающими проблемами?
-  Я же предлагал, чтобы твой зам стал заместителем  главного инженера НИИАО, а ты отказался. 
- Вы же знаете, почему я отказался. Потому что его тут же съели бы и не поперхнулись. Его сразу заставили бы заниматься тем, что они не в состоянии были сделать в течении многих лет. Мы фактически уже взяли на себя всю ответственность за выполнение космических программ. И готовы управлять процессами, а не мыть туалеты. Мы хотим дело делать, которому посвятили всю свою жизнь и  которое еще пользуется большим спросом.

Зашел Ю.Масловский, заместитель начальника отделения 2 и главный инженер СОКБ КТ. Мы договорились, что он будет при необходимости помогать, но не отвечать. Все внимание программе.
В общем неплохая и простая идея главного конструктора привела в возбуждение службы главного инженера института, и они, службы, сделали все, чтобы ее похоронить.

Тогда у Главного  возникла новая. Взять у МЧС-овцев пожарный бак, подкатить его к корпусу, опустить в него насос и начать качать воду в туалет. В МЧС ему отказали. Главный не сдавался. Он нашел на территории бак на 2 куб. м., подъемный кран, прицеп. Организовал погрузку бака на прицеп и его доставку к корпусу. На утро следующего дня разбитый, грязный прицеп красовался рядом с подъездом, отделанным чуть ли не красным деревом. Службы начали атаку теперь уже  на  эту идею.
Встретив главного инженера специализированного ОКБ космической техники, главный инженер НИИАО, сказал, что мы не тем занимаемся. Дескать, мы затыкаем маленькую дырку, а перед нами большая.
-  А в чем она?
-  Надо гнать директора.
-  Ну так и карты Вам в руки. Мы поможем, но  заниматься этим делом мы не можем. Мы наметили путь выхода из кризисной ситуации и  будем ему следовать.

Во второй половине дня кто-то в очередной раз приоткрыл задвижку и вода  пошла маленькой струей, а мы продолжили работу.
Туалеты на пятом этаже не работали. Все стояки были забиты.
На четвертом этаже почти в своем кабинете Абрамов встроил для себя и зарубежных гостей  свой персональный унитаз. А общественный туалет на четыре или пять посадочных мест  на этом же этаже периодически заколачивали гвоздями. Наиболее нетерпеливые бегали в другой корпус или на первый этаж к туалету у лаборатории испытаний космической техники, за которым был организован контроль создателями космической техники по международной программе. Следить за этим было трудно, так как нетерпеливых было много.


PS! Все обязательства были выполнены в срок. На премию денег не было, но ордена и медали получили. Одному из создателей, а точнее мне, было присвоено звание заслуженного машиностроителя России. Разнарядки на звание заслуженного электронщика, или электротехника, или заслуженного деятеля науки и техники не было. Так что создатели пультов космонавтов имеют своего заслуженного строителя машин. Это правильно, так как основой современных систем отображения информации, т.е. пультов, являются  вычислительные машины. Не кнопки и тумблеры, экраны, а машины. Отсюда машиностроитель. И машинным строителям может быть это приятно. Они в одной команде с творцами современной информационной техники и технологии. А может быть и неприятно, если вспомнят, что к этому кругу себя относят наши строители капитализма в РФ.