Одесса 90-х. Время бригад

Михаил Гительман 2
 

 "За меня у Бога где-то попросили
У меня сегодня на душе весна.
Я вернулся в город, где с тобой мы жили.
До того, как пошла эта делюга"
Г. Кричевский 

 Думаю, что мой рассказ будет интересен тем, кто уехал из страны   до 1991года.
Сразу уточню , что  никогда не был  сотрудником милиции, так же  не являюсь представителем  криминальных структур.  Дело в том, что  из Одессы я  уехал  в  далёком 1998г. Семь лет занимался бизнесом:  посредничество,  оптовые рынки, челночные поездки.  Так или иначе мне приходилось сталкиваться с криминалом...Звучит странно, но часто с этими людьми мне легче было найти общий язык чем с некоторыми жителями Израиля. А в классических блатных понятиях есть много хорошего и близкого  каждому. Например: любовь к матери, верность дружбе, привычка отвечать за  слова. Этого  очень не хватает сегодня... Как там пел Александр Яковлевич:" Ну все мои знакомые, а многие любимые, вспоминают молодость да ночами маются, вера их ломается..." По моему очень точно

 Замечу, что фильм ”Бригада“ полностью я посмотрел только в Израиле.
Мне фильм понравился. Довольно честно и не скупясь на реквизит. Конечно фильм к Одессе отношения не имеет, но время и ситуацию показывает точно. Не удивительно, что красивые, элегантные и мужественные герои  понравились зрителю. Но разве такими были ”бригадные“ - бандиты 90-х? Понятно, что фильм сделан с претензий на гангстерскую сагу. Некоторые моменты  явно  перекликаются с блокбастером  ”Однажды в Америке“.
 Прямо скажем, что в лихие  девяностые  ситуация  складывалась  тяжёлая... Резкий рост цен, по  типу есть почти всё, но  купить могут единицы.  Прекратили работу многие  предприятия города, появились безработные  . Дороговизна, преступность, перебои с подачей электричества и воды  ...В 93-94годах я бывал на заводах «Стройгидравлика», «Радиалка»...Впечатление было неприятное...Пустые цеха, гуляет эхо...Некоторые помещения  сданы в аренду швейным цехам, кооперативам, складам....На оптовых базах вместо готовой  продукции, турецкая карамель и польский шоколад горой.
Милиция 90-х это отдельная тема...Просто песня....Не буду врать, не знаю про оперативников и убойные, отделы, но  видел   другую  милицию: тупые лимитчики "черти" Увы....Иногда просто мелкие садисты, которые  пришли за кусочком власти.... -За прописку и сапоги хромовые - говорил мой криминальный сосед дядя Жора.   Такие  герои  смело   пинали  ногами стариков и женщин, которые пытались что то продать. Лозунг - "Мы менты и нам можно"....Нужны комментарии?
  Лето девяносто  первого   было реально угарным...Я тогда   недавно  развёлся.    Занимался медикаментами ,  лекарствами, всё  это  было в дефиците.  Зарабатывал прилично и  хорошо отдыхал. Любил проводить время в ресторанах:   У Печескаго" , "Малиновый ",  "Светлана"

Тогда я встречался с одной интересной девушкой из серьёзной  семьи. Что это значит?   Одесситы поймут сразу, а для других читателей уточню. Один дедушка очень хороший  стоматолог, другой известный венеролог.  Её  семья очень давно имела солидную дачу на улице  Посмитного.  В то  весёлое время прогулочные  катера  в Одессе-маме практически не курсировали и родной с детсада  "Яша Гордиенко" не шёл на Аркадию.
К нашей радости катера появились,  но  за высокую,  кооперативную плату. И я таки пошёл катать девушку до Аркадии. Как все одесские мужчины я немного пижон и много болтун...     Спустился  в бар,  купить  шампанского, уточню, что  вместе  с девушкой   катал ещё супружескую пару её  друзей...За свой счёт. В маленьком баре катера(он при коммунистах назывался буфет) сидела компания хмурых парней,  четыре человека. Двое из них были реально здоровые и высокие парни ,а ещё двое среднего  роста...Почему  то один из, них внезапно решил познакомиться со мной И поинтересовался откуда я такой красивый? Как говорят в том мире бригад  начали  " тереть  тему" ... Не  буду  корчить из себя Рембо , мне стало не по себе, но фасон держал. Беседа стала принимать неприятный оттенок, но тут я услышал - Стоп, Толстый, это  мой товарищ!
   Парня я узнал. Мы учились вместе когда то. Товарищами не были, скорее знакомыми, иногда болтали. Хороший, толковый парень. Про шампанское и девушку пришлось забыть. Мы сели за отдельный столик и начали вспоминать юность. Он рассказал о том, как служил срочную в Афганистане, спецназ ВДВ. Несколько лет  был сверхсрочником, демобилизовался и прибило к бандитам. Время было трудное...