О личности А. С. Пушкина -9. Психософия Афанасьева

Любаша Жукова
    ГЛАВА - 9.   

    В СССР  более 60 лет психоанализ, как и психотерапевтическая практика, был запрещён, в результате чего была потеряна традиция, которую блестяще начали  отечественные психоаналитики в первой четверти 20 века. Поэтому с распадом СССР психоанализ возрождался в нашей стране практически с нуля.
Ориентированные на своё развитие, отечественные психотерапевты проходят обучение и учебный психоанализ у европейских и американских обучающих психоаналитиков.

    Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.
В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

   Личность - одно из центральных понятий в психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности.

   Для психологов «личность — это тот внутренний стержень, который, являясь сплавом врождённого и приобретённого, теперь определяет его желания, ценности, его дальнейшие взгляды и поступки. Главный вопрос: Почему человек ведёт себя так, а не иначе? И отчего в одинаковых ситуациях разные люди ведут себя по-разному?»

   Психическая типология - давний и важный раздел психологии. Начиная с теории четырех темпераментов Гиппократа и до типологий Кречмера, Павлова, Юнга, психическая типология пыталась ответить на ряд очевидных и важных вопросов: Разные ли мы? Если разные, то насколько? Чем эти различия обусловлены?

   Сколько психологов, столько и представлений о личности.
Психологи, особенно психологи разных школ и направлений, дают очень разные определения, что такое личность. В чем причина? Может быть, они описывают принципиально разные сущности? Похоже, однако, что психологи описывают один и тот же предмет, только с разных сторон. Разночтения создают видимость разногласий.   
Важно, что объёмное понимание того, что такое личность, возможно только при умении соединять все эти подходы и видения.
 
Объединить всех их - мнимо противоречивых - в единое непротиворечивое целое  удалось А. Ю. Афанасьеву (1950—2005) в основанной им теории описания личности – психософии.

*{Афанасьев Александр Юрьевич (1950 – 2005) - выдающийся российский писатель, учёный, философ, психолог, геронтолог, педагог, изобретатель, художник. Автор семи книг, в том числе фундаментальной работы "Синтаксис любви". Основоположник психософии.}
 
   Типологическая система  Афанасьева - ПСИХОСОФИЯ - продолжает многовековые традиции психологических разработок.
Она отличается простотой для понимания и универсальностью.
Без понимания теории Афанасьева невозможно понять описание психотипа Пушкина,  на котором мы остановимся подробно.

   Согласно учению А. Ю. Афанасьева, личность человека можно условно разделить на четыре составляющих модуля психики:
 
(Ф) ФИЗИКА - "ТЕЛО",
(Л) ЛОГИКА - "УМ",
(Э) ЭМОЦИЯ - "ДУША", 
(В) ВОЛЯ - "ДУХ".

   В основе этих понятий лежат представления, накопленные человечеством о «теле», «уме», «душе» и «духе» соответственно, с той разницей, что речь идёт не о собственно наполнении этих представлений, а о неотделимой части психики человека, рождающей эти представления.

   Вот что пишет Александр Юрьевич Афанасьев:

"Воля, Эмоция, Логика, Физика  - набор функций, присущий всем людям. Он есть то, что наряду с антропологическими приметами рода человеческого, нас объединяет. Но одновременно этот набор функций является разъединяющим началом, придающим если не уникальное, то достаточно оригинальное лицо психике каждого отдельного человека.
Суть в том, что природа никогда не наделяет индивидуума функциями равномерно, но всегда делает что-то сильным, что-то слабым. Воля, Логика, Физика, Эмоция - в психике личности не являются чем-то равнозначным, расположенным по горизонтали, а представляют собой иерархию или, говоря иначе, четырёхступенчатый порядок функций, где каждая функция, в зависимости от её положения на ступенях лестницы, по-своему выглядит и действует. Как природа положит друг на друга эти четыре кирпича, таков и будет внутренний мир индивидуума. Именно иерархия функций определяет оригинальность психики человека, деля человечество, как нетрудно подсчитать, на двадцать четыре вполне самостоятельных психических типа".

   На примерах сотен известных людей  Александр  Афанасьев представил 
24 психологических типа личности, каждый из которых включает четыре модуля: В,Э,Л,Ф (в зависимости от порядка их  нахождения).

Типы психософии образуются путём перестановки этих четырёх модулей, а в качестве названий психотипов  взяты имена исторических личностей - ярких представителей данных типов:  «Сократ», «Дюма», «Чехов», «Наполеон», «Пушкин», «Толстой», «Бухарин», «Гёте», «Эпикур»  «Ахматова», «Ленин», «Твардовский», и т.д. (всего-24)

Кратко психологические типы личности обозначаются так:

ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ. – (всего 24 типа).

   (В соответствии с задачей  моего реферата – показать взгляд на личность А.С. Пушкина-человека  разных учёных –  более всего меня интересует психотип «пушкина» - ЭФВЛ  (1 Эмоция, 2 Физика, 3 Воля, 4 Логика), расшифровка которого будет дана ниже  самим  Афанасьевым.
 Но пока всё же нужно продолжить краткое знакомство с концепцией его теории).

   
   В обозначениях типов: ВФЭЛ, ЭЛФВ, ФЭЛВ, ЭФВЛ  и т.д. -
первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция, реализованная с переизбытком, через эту функцию человек самовыражается, не заботясь об окружении;

2-я функция (и буква) — вторая по субъективной важности функция, развитая нормально, без избытков и недостатков. Это коммуникативная функция, по которой человек общается с окружением;

3-я функция (и буква) — функция, которая составляет для человека проблему. Он ощущает в ней свою недостаточность и всё время обеспокоен этим. Это самая трудная функция;

4-я — самая незначимая для человека функция, которую он может отбросить как несущественную.


   Человек более ориентирован на верхние функции, чем на нижние.
1 и 2 функции — верхние, сильные, а 3 и 4 — нижние, слабые.

Верхние функции в противовес низу характеризуются уверенностью в себе.
Есть склонность противопоставлять верхние нижним с «победой» верхних, преувеличивая значимость верха и преуменьшая значимость низа.

Далее,

1 и 4 функции — результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс;
2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат.
 
Процессионные как ориентированные на процесс, то есть, на изменения, так же отличаются большей тонкостью восприятия, результативные же оказываются более грубыми и менее чувствительными.

1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.
Доминирующие функции действуют самостоятельно, преследуют собственный интерес, подстраивающиеся ищут согласования с окружающими людьми либо иными источниками сил.

   Предполагается, что свойства функций объясняются тем, что
1-ая функция влияет на остальные три функции активно и по форме, и по сути проявлений: существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них;

2-ая функция несколько больше транслирует, чем воспринимает; активна по сути, адаптивна по форме;

3-ья функция заметно больше воспринимает, чем транслирует; адаптивна по сути, активна по форме;

4-ая функция влияет на остальные три функции адаптивно и по сути, и по форме проявлений: существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им.


  Полнота набора функций (Воля, Логика, Эмоция, Физика) обеспечивается тем, что:   
ВОЛЯ - «отвечает за» иррациональную информацию о внешней (для человека) реальности;
ЛОГИКА — за рациональную информацию о внешней реальности;
ЭМОЦИЯ — за рациональную информацию о внутренней реальности;
ФИЗИКА — за иррациональную информацию о внутренней реальности.
 
   Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф (третья Физика);  2Л;  4В;  и т. п.

   Каждая  «позиция функции» имеет своё название, например:
1Э — Романтик;  1Л — Догматик;  2Ф — Труженик;  2В — Дворянин  и т.д.


  Все эти данные помогут нам правильно прочитать и разобраться в описании психотипа А. С. Пушкина и всех «пушкиных».

 {Ссылка на книгу  А. Ю.  Афанасьева  «Синтаксис любви» (ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОГНОЗ ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ) - }


   Для начала сошлёмся на общую расшфровку психического типа «ЭФВЛ –Пушкин», представленную *Петровым А. Ю., последователем Афанасьева.
 
ЭФВЛ - Пушкин

1 Эмоция.
ЭФВЛ – тип, которому прекрасно ведомо, что такое страсть и сила чувств. Именно ЭФВЛ – самые лучшие поэты, которым прекрасно удаётся любовная лирика. Именно ЭФВЛ склонны пускаться в авантюры во имя некоего сильного чувства. Они умеют получать радости от жизни, и это ощущение удовольствия жизни составляет для них главную ценность. В чувствах ЭФВЛ часто бывают переменчивыми, непостоянными. 

2 Физика.
 ЭФВЛ чувствует себя в материальном мире как рыба в воде. Самые разные впечатления, позволяющие получить радость, ценятся им особенно сильно – и спорт, и кухня (известно, что сам А. С. Пушкин прекрасно знал знаменитых поваров из самых разных городов), и авантюры – путешествия, в том числе связанные с риском (ведь риск может привести и к славе, которой ЭФВЛ очень хотят), игры...  Риск может составлять для ЭВФЛ особо изысканную форму игры:

Щедра к нам, грешникам, земля,
А небеса полны угрозы...

3 Воля.
Для Пушкина проявления Воли чрезвычано необычны. Он может быть невероятно ироничен по отношению к себе («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» - писал о себе сам А. С. Пушкин) и окружающим, не упуская возможности жестоко высмеять слабую сторону несимпатичного ему человека. Иногда Пушкин, чувствуя свою слабость перед каким-то человеком, скрывает своё желание отомстить этому человеку и может скрывать очень долго, но когда он получает возможность отомстить, то пользуется ей на полную катушку. 3-я Воля обуславливает двойственное отношение ЭФВЛ к опасностям, когда они и пугают, и притягивают одновременно – наверно, это ЭФВЛ придумали поговорку «запретный плод сладок».

4 Логика.
К логике ЭФВЛ относится весьма сдержанно, если не сказать – безразлично. Он может изучать и познавать логичную сторону жизни «потому что это надо», и на фоне эмоциональных или материальных ценностей логика отступает. Обычно ЭФВЛ довольствуется устоявшимися и показавшимися ему удобными логическими решениями и критериями логической истины и не стремится их как-то переосмысливать.

6.09.2013г.
*****

*Петров Альберт Юрьевич - Физик-теоретик, кандидат физико-математических наук, автор более 60 публикаций. С 2001 года живёт в Бразилии.
В соционике с 1992 года, в психософии - с 2004 года.


В следующей, 10 главе, дано описание психотипа А.С.Пушкина Афанасьевым А.Ю.
http://www.proza.ru/2013/09/08/1683