Четыре дня. Послесловие. Ч. 22

Игорь Федькин
предыдущее http://www.proza.ru/2013/09/04/1837

***

Ирина бежала в порт. Она даже отпросилась с занятий, чтобы успеть к Дмитрию. Несколько недель назад их команда получила корабль, и сегодня они уходили в плавание. Ирина успела к построению. Команда была ещё на берегу, Дима стоял в строю. Командир корабля (как поняла Ира) отдавал рапорт начальству. Наконец, послышалась команда «вольно, разойдись» и к членам экипажа поспешили провожающие. Народа было немного, Ира без труда добралась до Димы.

– Здравствуй!
– Здравствуй, любимая!
– Надолго?
– Что ты, всего на пару-тройку дней.
– Я буду скучать.
– Но это же совсем ненадолго.
– Всё равно, буду.
Ира обхватила Диму руками и прижалась к нему.
– Смотри, не плачь у меня, – нарочито строгим голосом произнёс Дмитрий.
– Нет, не буду, – дрогнувшим голосом произнесла Ира.
– Вот я вернусь, и мы поженимся. – Дима посмотрел на неё. – Но при одном условии. – Лицо его было серьёзным, даже строгим, но в глазах прыгали смешинки.
– При каком?
– Если ты меня встретишь борщом после похода.
– Ой, я не умею, – у Иры было такое несчастное выражение лица, что Дима еле сдержался, чтобы не рассмеяться.
– Вот и научишься. Время у тебя есть.
– Слушаюсь, товарищ красный командир, – Ирина одну руку подняла над головой, изображая головной убор, а второй козырнула.
– То-то. – Дима всё-таки рассмеялся. – Всё, родная, мне пора. Сейчас будет сбор.

Действительно, буквально через минуту раздалась команда, и экипаж занял свои места на корабле. Корабль отошёл от причала и начал набирать ход. Самые стойкие провожающие, среди которых была и Ирина, ещё долго стояли на берегу, смотря, как уходящий корабль постепенно превращается в точку.

**

– Ну, что, не ждали? – Анна открыла дверь по звонку и увидела на пороге Лизу. – Вот и я!

Лиза втащила за собой огромный чемодан и направилась прямиком в комнату Ани.
Оставив чемодан у двери, она критически осмотрела комнату.

– Надо же, ничего не изменилось.
– А что должно было измениться? – улыбнулась Аня.
– Ну, я не знаю, – протянула Лиза. – Жизнь так стремительно идёт вперёд!
– А ты присмотрись внимательно.
– О, башмачки стали больше. Коляска новая. А кто это у нас там в кроватке? – Лиза подошла ближе и наклонилась. – Большой какой стал! – Она посмотрела на сына Ани. – Ну, здравствуй, племянник!
Мальчик заулыбался, выплюнул соску и радостно загулил.
– Ну, иди ко мне, солнышко, – Лиза взяла на руки Серёжу. – Тяжёлый какой!
– А ты думала! Растём.
– А где Егор? – Лиза огляделась по сторонам. – Впрочем, глупый вопрос.
– Да, на работе он, – подтвердила Аня. – Последний день сегодня. С завтрашнего дня отпуск.
– Неужели? – Лиза засмеялась. – У моего брата и отпуск есть?
– Есть, как оказалось, – тоже засмеялась Аня. – Скоро уже придёт.
– Значит, я вовремя.
– Ты всегда вовремя. Устала с дороги? Отдохнёшь?
– Да какое там. Скучно. Столько времени просидеть в вагоне. Хорошо хоть попутчики попались хорошие. Мы с парнем одним всю дорогу проговорили.
– Что, не спали совсем?
– Неа, – Лиза зевнула и потянулась. – И не хочется.
– Тогда умойся с дороги, а придёт Егор – будем ужинать.
– Ага, – Лиза направилась в ванную, напевая какой-то мотив.

Аня тем временем вернулась на кухню. Ужин был почти готов.

– Гости? – Маша вышла из своей комнаты.
– Лиза приехала.
– Хорошо. Зайду попозже.
– Заходи, конечно, поговорим.

Когда Анна вернулась в комнату, Лиза сидела в кресле с закрытыми глазами.

– Всё, я свободен, – в комнату вошёл Егор. – Что, Лизка приехала? – Уже тише добавил он. – Уснула, что ли?
– Да, спит, – подтвердила Аня.
– Ну вот ещё, спать, – Лиза открыла глаза. – Здравствуй, брат! – Глаза её снова закрылись.

Егор и Аня засмеялись. Лиза и во сне оставалась неугомонной. Они быстро накрыли на стол. Егор подошёл к креслу и хотел было перенести сестру на кушетку, но она проснулась, обняла его за шею и потянулась.

– Пришёл?
– Пришёл.
– В отпуске?
– Да, с завтрашнего дня.
– Вот и хорошо. Я тоже сессию сдала. Досрочно, – похвалилась Лиза.
– А я ещё нет, – с грустью в голосе сказала Аня. – Мне ещё три экзамена сдавать.
– А чего, тебе Егорка не помогает?
– А при чём тут я? – Егор повернулся к сестре.
– Как при чём? Ты же специалист уже, знаешь всё. Подсказывал бы Ане.
– Он учит, – с благодарностью в голосе сказала Аня.
– Вот и молодец.

Ужин прошёл в разговорах. Лиза рассказала о родителях, заверила, что у них всё хорошо. Обрадовалась, когда узнала, что брат собирается в Москву.

– Вместе и поедем.
– Ты что, и по Ленинграду не хочешь погулять? – Егор вопросительно посмотрел на сестру.
– Ну, я же не в последний раз здесь, – возразила Лиза. – Тем более, ты же не завтра уезжаешь?
– Нет, конечно. Дня через три.
– Вот. За три дня я весь город обойду.
– Ты можешь, – Егор с Аней рассмеялись.
– Чего вы? – Лиза обиженно надула губы.
– Неугомонная ты наша, – Егор ласково потрепал Лизу по волосам. – Парни, наверное, за тобой толпами ходят?
– А вот и нет.
– Это почему?
– Очень надо, – Лиза тряхнула головой. – Не до этой ерунды мне сейчас.

Егор и Аня снова рассмеялись. Лиза встала из-за стола.
– А Маша дома?
– Дома, зайдёт попозже.
– Будет о чем поговорить.
– А с нами, значит, говорить не о чем? – Егор подначил сестру.
– Есть, конечно, – поспешила успокоить брата Лиза. – Но Машу же я тоже давно не видела. И Иру. Ирина как?
– Не знаю, – Егор пожал плечами. – Давно её не видел.
– Она что, ни разу не заходила?
– Ну, почему. Была пару раз месяца полтора назад.
– И что?
– Скоро замуж выйдет, вот что.
– Ой, неужели? Тогда точно нужно увидеться.
– Вот и сходишь завтра.

После ужина заглянула Маша, и Лиза убежала к соседке. Из соседней комнаты вскоре стали слышны девичьи голоса, запевающие что-то такое задорно-комсомольское. Потом пение прекратилось, и стал раздаваться периодический хохот.

– Над кем это вы так смеялись? – спросил Егор, когда Лиза вернулась.
– А Машка Михалыча вспомнила, над ним, конечно. А ещё я ей про Москву рассказывала, про учёбу.
– А про учёбу-то что смешного?
– Ой, можно подумать у тебя в студенческие годы ничего смешного не было, – Лиза скривила губы. – Как будто ты как профессор был сразу, – она показала язык и рассмеялась. – Помню я ваши шумные компании, когда ты домой кучу парней и девчонок приводил.
– Ну-ка, ну-ка, – Аня вступила в разговор. – Каких это девчонок? – Она в шутку изобразила суровое лицо.
– Ой, да ладно. Чего в юности не бывает. – Егор отмахнулся. – Обычные студенческие вечеринки. У нас квартира была подходящая, большая. Кстати, – добавил он, – очень похожая на эту. Правда, Лиз?
– Правда-правда, похожа, – подтвердила Лиза. – Я поэтому здесь себя как дома чувствую.
– Почему как? – Аня улыбнулась. – Это и твой дом теперь. Ты же мне как сестра теперь.
– Всегда мечтала о старшей сестре, – Лиза запрыгала от радости. – А то с этим, – она кивнула на Егора, – не поговоришь даже.
– Почему не поговоришь? – Егор посмотрел на сестру. – Я с тобой всегда разговариваю.
– Ну. Егорка, я же не могу тебе всё рассказывать. Есть вещи, про которые можно только с девушками.
– Я врач, между прочим.
– Ты брат, в первую очередь, то есть мужчина. И потом, я же не болезни имела в виду.
– Всё сдаюсь, – Егор засмеялся и поднял руки.
– Давайте-ка отдыхать, – Аня поднялась и подошла к кроватке. – Сейчас уложу Серёженьку, и будем спать. Устали все.

Через полчаса в комнате всё затихло. День уже заметно прибавился, было светло, поэтому окно Аня занавесила плотной шторой.
Уже засыпая, она услышала шёпот Лизы.

– Ань! Аня!
– Что? – Аня приподнялась с подушки и посмотрела на Лизу.
– Подойди, а?
Анна встала и присела на  край постели Лизы.
– Ты мне что-то хотела сказать?
– Помнишь ту ночь?
– Какую?
– Ну, в декабре я у вас была. Мне показалось, что кто-то ходил по комнате и потом в зеркало ушёл.
– Помню. Показалось тебе.
– Я думаю, нет.
– Это почему?
– Я, конечно, комсомолка и в бога не верю. Но есть факты, которые я не могу объяснить логически. Как говорит наш философ, есть явления, которые трудно объяснить с точки зрения материализма.
– И что ты хочешь этим сказать?
– Я ещё кое-что видела. В Москве, дома уже. Тоже ночью. Все спали, а я проснулась и увидела такую тень в комнате. Она в окне исчезла.
– Это, наверное, просто тень была. От фар или фонаря.
– А вот и нет. Это человек был как тень. Или не человек? Не в том дело. Он из папиной комнаты выходил.
– И что?
– А то, что папа утром заболел.
– Совпадение, наверное. – Аня не хотела тревожить Лизу рассказами про Сергея, приходившего к ней после смерти, про чёрного человека, показавшегося им в зеркале однажды. Поэтому она старалась разуверить девушку.
– Не совпадение, нет. Я значения не придала этому случаю, подумала, что со сна привиделось. А потом… – она замолчала, – потом я увидела черную тень днём, на занятиях. Наш преподаватель по истории стоял за кафедрой во время лекции, а за ним стояла такая тень. И на следующий день его арестовали. А ещё через несколько дней за плечами у однокурсника стояла седая женщина в белом. И он умер. Знаешь, Ань, я теперь боюсь даже. Недавно мне сон приснился, как будто чёрные тени за Егором приходили, а ты их метлой отгоняла…
– Отогнала? – Аня улыбнулась и погладила волосы Лизы.
– Отогнала, – подтвердила Лиза. – Ну, не смейся, я серьёзно, – Лиза приняла улыбку Ани за иронию. – Я знаю, кто тогда ночью приходил сюда.
– Кто?
– Есенин твой. Я потом его по портрету узнала. Ты же его тоже видела, скажи? – Лиза схватила Аню за руку. – А то мне никто не верит, все дурой называют из-за того, что я эти тени вижу. Уже никому об этом, только тебе вот. А в первый раз, когда в аудитории увидела, Андрейке, это однокурсник мой, говорю: «Смотри-смотри, у доски кто-то стоит».
Он мне отвечает: «Известно кто – историк. Ты чего, Лиз?» А я ему: «Да, нет, посмотри же, чёрный весь». Андрейка пальцем  у виска покрутил: «Переучилась ты, Лизка. Отдыхать тебе надо больше». А потом всем на курсе про это рассказал. Все смеялись в первое время исподтишка, сейчас перестали, но дружить со мной никто не хочет. – Лиза вздохнула печально.
– Да ладно, не грусти, – Аня сжала ладонь Лизы. – Ты просто не рассказывай об этом и всё.
– А люди? Те, у которых такие тени? Они же в опасности, я поняла. Как же они?
– Кто захочет – поверит. А нет – значит, судьба…
– Мне жалко…Всех жалко.
– Ты близких береги. А остальное…К себе прислушивайся. Как тебе сердце подскажет.
– Спасибо тебе, Ань.
– За что?
– За то, что не смеялась. Что выслушала и поняла. И за совет спасибо. Сестра…– она сжала руку Ани и закрыла глаза.

Анна еще немного посидела с Лизой. Девушка заснула почти мгновенно.
«Мне бы так, – с грустью подумала Аня. – Эх, юность…»

– О чём это вы там? – Егор повернулся к Ане, проснувшись, когда она легла рядом с ним.
– Разве ты не спал?
– Заснул. А тут слышу: кто-то бубнит и бубнит. Что, сестра моя и ночью покоя не даёт?
– Егор, не ворчи. Она хорошая. У неё просто подруг нет, а поделиться с кем-то нужно.
– А Машка? А однокурсницы? Ирина, в конце концов? И потом, мама на что?
– Эх, Егорушка…Ты многим с родителями делился?
– Ну…кое-чем.
– Вот и она кое-чем. А Машка и Ирина – это знакомые, с которыми можно поболтать ни о чём. И однокурсницы, кстати, тоже. Ты в курсе, вообще, что у неё подруг нет?
– Нет, конечно. В первый раз от тебя слышу. Никогда бы не подумал.
– Она у тебя особенная.
– Я знаю, – с теплом в голосе сказал Егор. – Я такой неугомонной и неудержимой ещё не встречал. Представляешь, она в детстве вещи ловила на лету. Вот только чашка падать начинает, а она тут как тут – уже поймала, будто знала заранее.
– Вот…Беречь нужно Лизу.
– Я всегда берегу.
– Ладно, давай спать. А не то разбудим опять нашу неугомонную…

**

Ира крутила на пальце кольцо, подаренное Димой.
«Скоро будет дома, надеюсь», – она посмотрела на окно класса. Уроки закончились, кружка сегодня не было, и на неё, вдруг, накатило давно забытое чувство одиночества. Вчера она была на базе, хотела узнать, когда придёт корабль Димы, но её не пустили, сказали, что не положено. Хорошо, встретила жену командира корабля (они познакомились в день отплытия, на пирсе, когда стояли и смотрели на уходящее вдаль судно). Та и сказала Ирине, что возвратиться с дежурства их любимые должны завтра. Ира удивилась тогда, как удалось узнать. Жена командира рассмеялась в ответ: «Прослужишь здесь с моё – будешь знать всё». Значит, завтра…Уже скоро.
Ира встала и закрыла окно. Ветка сирени висела так близко у окна, что, когда Ирина закрывала створки, задела цветочную кисть. Несколько соцветий упало на подоконник. Она машинально взяла одно в руки и посмотрела. Пять лепестков.
«Надо же, – улыбнулась Ира. – К счастью. – Она положила цветок в рот и съела. – Как маленькая», – зажмурилась девушка.

Солнце и теплый ветер дарили городу замечательный день, и Ира не спеша шла домой.

– Иришка, здравствуй!
Девушка обернулась на голос и увидела догоняющую её Лизу.
– Лиза! Какими судьбами? – Ирина раскинула руки, принимая в объятья подругу.
– В гости приехала. К брату. И тебя, вот, повидать захотелось.
– Как ты, как Егор? Сто лет у них не была.
– Я из Москвы к нему приезжаю, а ты в одном городе живёшь и не можешь в гости зайти, – с укоризной сказала Лиза.
– Времени нет, Лиз. Уроки, кружок. И у нас же еще реформа назревает. Говорят, вернемся к обычной школе. Вот так вот и живу, одни заботы, некогда.
– А Дима как же?
– Дима само собой.
– Почему без него?
– Он же на корабле теперь. Ушёл на боевое дежурство, так это у них называется.
– Ой, а я увидеть его хотела тоже.
– Он завтра должен уже быть. Я узнавала.
– Вот и хорошо. Посидим, поболтаем все вместе. К нам придёте?
– Даже не знаю, будет ли время.
– Как это – будет ли время? – Лиза нахмурилась.
– Лиз, он же мне предложение сделал, – Ирина улыбнулась.
– Это я знаю, ты писала.
– Он сказал: приду из похода – поженимся.
– Оп-па, это я удачно приехала, – мечтательно подняла глаза Лиза. – Прямиком на свадьбу.
– Только я ещё никому не говорила, тебе первой.
– Ну, это не беда. Ты только свистни, гости сбегутся сами. Я Егору с Аней скажу, можно?
– Конечно.
– Слушай, день такой хороший. Давай с тобой погуляем. Ты мне Ленинград покажешь весенний, а то я зимой толком ничего разглядеть не успела.
– Пойдём. Я как раз собиралась прогуляться после работы.

**

Клюев сидел за столом и писал не отрываясь. Рифмы, казалось, сами летели из-под пера, отрываться совсем не хотелось. Притупилось даже чувство голода, хотя Николай Алексеевич не ел со вчерашнего вечера. Он уснул только в четвертом часу утра, проснулся через два часа тут же, за столом, и продолжил писать.
«Свободен…Свободен», – словно пело что-то внутри него. Было ощущение лёгкости, полёта. Впервые за последние годы.

«Ну, здравствуй, брат! – Клюев сжался от неожиданности. – Что, не ждал?»
Николай Алексеевич медленно повернулся. На диване сидел Есенин. Снова в белом, сегодня на нем была косоворотка, снова с трубкой. Шлейф сизого дыма, почти такого же по плотности, как и сам силуэт Есенина, повис в комнате и Клюев, как и в прошлый раз, почувствовал запах табачного дыма.
«Здравствуй, брат мой младший, – хрипло проговорил он. – Нешто отпустили опять?»
«Отпустили, Николаша. А вернее, послали».
«Что за оказия?»
«По твою душу послали, брат».
«Что, пора уже?» – Клюев невольно вздрогнул, по телу пошли мурашки.
«Не время, Николаша, не время ещё. Вот потому послали. Тучи надвигаются, брат. Гроза будет».
«Так, солнышко же на улице», – Клюев недоуменно посмотрел сначала в окно, потом на Есенина.
«Там, может, и солнышко, а над тобой тучи».
«И что? Что делать, Серёжа? Бежать куда?»
«Никуда бежать не надо, брат. Сходи, погуляй. В кафе наше зайди».
«Как погуляй?»
«Сам же сказал – солнышко на улице. Вот и проветрись. Умаялся, работая».
«А как же?..»
«Не спрашивай больше…Иди». – Силуэт Есенина смешался с табачным дымом, который за несколько мгновений вынесло в открытую форточку…

– Коля, продукты нужны? – В дверь просунулась голова соседа. – Я в магазин.
– Подожди, я с тобой, – Клюев тряхнул головой и поднялся. – Прогуляюсь, пожалуй, просвежу голову.
– Ну, пойдём, составишь компанию. Вдвоём оно веселее.

Клюев быстро накинул пиджак, взял авоську и догнал соседа на лестничной площадке. Они вышли через парадный вход. Продукты были куплены быстро, но домой идти не хотелось.
«Погуляй, – вспомнил он. – В кафе наше сходи».
– Пойду, пожалуй, – вслух сказал Клюев и двинулся в сторону Васильевского острова. Времени у него было много, и он пошёл пешком. В кофейне Клюев сел за тот самый столик, за которым они сидели с Есениным в тот роковой вечер. Та же полутень, почти полностью скрывающая лицо сидевшего, позволяла свободно рассматривать посетителей. Клюев, однако, почти не смотрел по сторонам. Он был задумчив.
«Опять…почему опять? – Клюев обхватил руками голову. – Всё было спокойно, никто не тревожил. Пошто?»

Его размышления были прерваны громкими голосами. Он поднял голову и увидел двух девушек, которые, смеясь, усаживались за столик неподалёку. В одной из девушек Николай Алексеевич узнал ту, что приходила в больницу к Егору Александровичу.
«Вон оно как…– он пристально посмотрел на знакомую. – Знак мне даёшь, брат мой меньший?»

Девушки, тем временем, взяли кофе и пирожные, продолжая разговор. Конечно, говорила, в основном, Лиза. Она была в восторге от прогулки по Ленинграду и делилась впечатлениями с Ирой. Ирина слушала и улыбалась, изредка вставляя пару-другую слов.
Внезапно Лиза замолчала. Она начала оглядываться по сторонам, на лице появилась тревога.

– Ты чего, Лиза? – Ира взяла подругу за руку. – Что-то случилось?
– Тебе не кажется, что за нами кто-то наблюдает?
– Не знаю. Я не вижу никого.
– Нет, кто-то на нас смотрит. На тебя.

Ирина тоже начала оглядываться по сторонам. Людей в кофейне почти не было, интереса к их персонам не проявлял. Все были заняты своими делами. Клюева девушки не видели.

– Нет, кто-то, всё-таки, за тобой наблюдает. Ой! – Вдруг вскрикнула Лиза.
– Что?
– Ира, ты видишь, вон там прошёл такой человек в чёрном?
– Не вижу. Нет здесь таких людей, Лиз. Ты чего? На солнышке не перегрелась случайно? Может, мороженого?
– Нет, не нужно, – Лиза отмахнулась, всматриваясь в темноту. Она сидела прямо напротив того места, где стоял столик Клюева.
– Вон там, смотри, сидят два человека. Один наблюдает за тобой, а второй – за тем.
– Где?
– Ты не всматривайся так, – шёпотом сказала Лиза. – Чуть поверни голову. – Ирина сидела боком к столику, за которым находился Клюев. – Вон, видишь, в темноте сидят.
– Одного вижу, – тоже прошептала Ирина.
– Опять…– Лиза схватилась за голову. – А второго? – с надеждой спросила она.
– Только одного. И, кажется, я его узнаю.

Тем временем, Николай Алексеевич Клюев почувствовал, что его обнаружили, встал и быстрым шагом направился к выходу, стараясь как можно дальше обойти столик девушек. Ему не хотелось привлекать лишнего внимания.
«Хватит на сегодня и Серёжи, – подумал он, покидая кофейню. – Погулял, посидел, теперь домой, за работу».

– Кто это? – Лиза сама  схватила Иру за руку.
– Это поэт, Клюев Николай Александрович.
– Известный?
– Да, он крестьянский поэт. С Есениным был дружен.
– Вот, значит, что… А ты с ним знакома? Почему он тебя так пристально рассматривал?
– Мы встречались дважды. Первый раз в больнице у Егора. Он мне книгу поднял. Ужасно не понравился.
– Почему?
– Девкой меня назвал. Грубый он.
– Ой!
– Что ещё?
– А черный с ним не ушел, он ближе к тебе пересел.
– Где? Не вижу?
– Ну вот же! – Лиза в отчаянии махнула рукой на соседний столик. Чёрная тень приподняла то, что должно было быть шляпой. Девушка вздрогнула. И чуть не подпрыгнула на стуле. Левую руку, которая лежала на коленке, что-то щекотало. Лиза осторожно посмотрела под стол. Рядом с Ирой лежал большой волк. Его туловище занимало всё пространство под столом. Голова находилась как раз у ног Лизы. Волк тяжело дышал, красные глаза с ненавистью смотрели на чёрную тень… Лиза снова бросила взгляд под стол, а когда подняла глаза, чёрной тени уже не было.

**

Клюев возвращался домой. Уже во дворе он увидел несколько человек, стоящих у его подъезда, в том числе соседа, дворника и участкового.
«Господи, – подумал Клюев. – Неужто кончилось всё?» – Он перекрестился и подошёл к подъезду.
– Николай Алексеевич! – сосед обернулся и замахал руками, увидев Клюева. – Идите быстрее сюда!
– Что случилось? – Клюев подошел и поздоровался со всеми.
– Залезли к вам, – дворник развёл руками. – И как я недоглядел. Нехристи.
– Пройдёмте, товарищ Клюев. – Участковый обратился к поэту. – Надо бы посмотреть, не пропало чего.
– Я, значит, из магазина, – сосед шёл сзади и рассказывал, – захожу в подъезд, смотрю, дверь в твою квартиру приоткрыта. Ну, думаю, Коля как-то вперёд меня умудрился придти. Только я за ручку, а оттуда он.
– Кто?
– А я почём знаю. Вот, шишка теперь на лбу будет, – сосед потер место ушиба. – Маленький такой, коренастый, я товарищу участковому уже описал. Он на Троцкого похож, – хихикнул не к месту сосед.

В квартире царил беспорядок. Стопка листов, лежавшая на столе, была рассыпана теперь по полу, там же валялись осколки разбитой чернильницы и карандаши с ручками. Чернильные следы вели от стола к выходу – незваный гость наступил в разлитые им же чернила.
Клюев осмотрел квартиру. Ничего не пропало, о чём он и сказал участковому.

– Вот и хорошо, – облегченно вздохнул тот. – Заявление писать будем?
– А пошто? Не пропало ничего.
– Ваше право.
– Но я на твоем месте, товарищ Клюев, написал бы. Это ж надо, средь бела дня, – вклинился в беседу сосед.
– Так-то оно так, – участковый кончиком химического карандаша почесал затылок. – Но ведь ущерба нет?
– Нет. Беспорядок только.
– Вот. Подпишите, товарищ Клюев. Здесь и здесь, – милиционер указал места в протоколе. – Здравия желаю! И будьте бдительнее. Враг не дремлет!

Вместе с участковым из квартиры вышел и сосед. Клюев остался один. Он сел на стул и вздохнул.
– Вот оно как, значит. Спасибо, брат мой младший…

http://www.proza.ru/2013/09/10/1969