О суде и морали

Валерий Короневский
На днях в интервью «Свободной прессе» С.Г. Кара-Мурза сказал:
"Суд стал первым из институтов, который пострадал от реформ в 1990-е годы. И суть этих реформ – вычеркнуть проблемы нравственности из судебной практики. А началось это с тезиса Андрея Сахарова, первым взявшим на вооружение лозунг «Что не запрещено формальными законами, то разрешено!»"

И началось соревнование преступников, придумывающих способы обойти существующие законы, и законодателей, пытающихся совершенствовать законы, чтобы закрыть очередную прореху, через которую утекают миллиарды и в этом бесконечном соревновании законодатель всегда отстает и мошенник «законным» путем, не противоречащим существующему законодательству, ворует свои миллионы и миллиарды.

Вот как об этом пишет Ходорковский: «Я пользовался любой дыркой в законодательстве и всегда лично рассказывал членам Правительства, какой дыркой в их законах и как я буду пользоваться или уже пользуюсь. Да, это была маленькая месть, возможно — грех тщеславия. Но, надо отметить, они вели себя прилично: судились, перекрывали дырки новыми законами и инструкциями, злились, однако никогда не обвиняли меня в нечестной игре. Это был наш постоянный турнир».

Моральные нормы, универсальный ограничитель, исходивший не из формального закона а из существа, как учили религия и нравственный опыт, отменили и пошло-поехало... И, как констатирует С.Г. Кара-Мурза, «нет больше общепринятых моральных норм. Они распались в стране и обществе, сохранившись лишь в небольших группах – в кругу семьи, друзей. Только там возможно еще опереться на привычные когда-то нормы. А в обществе в целом ухудшение общего культурного и морального состояния следует признать как состоявшийся факт.»
Увы. И на что остается надеяться?