Фанатизм как детство ума

Азамат Джанымбей
на примере противопоставления Адыгства и Ислама

Любому образованному человеку известны научные законы диалектики - связи качества и количества, формы и содержания, и других. Один из них гласит, что крайности всегда совпадают. Так практически неотличимы были методы пропаганды и даже плакатные образы заклятых казалось бы врагов – коммунистов и фашистов, так же неотличимы сегодня лозунги разноплеменных националистов и религиозных фанатиков.

Возьмите любой их текст, подставьте туда название своего народа или своей веры и всё – вы не поймете, что речь идет о каком-то другом народе или другой стране. Факт этот известный, вот только выводы из него фанатики делать не спешат, а нормальные люди иногда подпадают под их влияние. Именно такую картину можно наблюдать сегодня, когда «заинтересованные лица» пробуют противопоставить мировые религии своим национальным верованиям, в нашем случае Адыгаге и Хабзэ - Исламу и Шариату.

Последний опус на эту тему, который попал мне на глаза благодаря друзьям можно почитать здесь - http://circassiancenter.org/general/6618.html. Естественно он получил одобрение у так называемых «черкесских националистов» и растиражирован на их сайтах. Мы не будем здесь касаться того, как понимается автором статьи само Адыгство. Скажем прямо - прописано оно "в розовых тонах", потворствующим слабостям человека, вплоть до страсти к алкогольным напиткам. Поговорим об этом как-нибудь в другой раз. Ведь ядром этой публикации стало не это, а "страшный, человеконенавистнический" Ислам. Вот подборка представленных в статье цитат –

1. «Убивайте [неверующих], где бы вы их ни встретили, изгоняйте их из тех мест, откуда они вас изгнали, ибо для них неверие хуже, чем смерть от вашей руки. И не сражайтесь с ними у Запретной мечети, пока они не станут сражаться в ней с вами. Если же они станут сражаться, то убивайте их. Таково воздаяние неверным!

2. О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми неверными, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей твердости. И знайте, что Аллах — на стороне набожных.

3. Когда вы встречаетесь с неверными, то рубите им голову....

4. Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте в крепостях и используйте против них всякую засаду...»

Для полноты картины еще одна цитата из статьи –
«Большая часть народа, которая не хочет хоронить память предков, не хочет петь песни со словами «я не адыг, я не балкарец, я мусульманин», а желает петь свои старинные песни о своих народных героях, не хочет жениться на собственных сестрах или на свадьбах не пить чудесный напиток предков – махсыму».

Не будем касаться здесь ничего, кроме утверждения про «жениться на собственных сестрах».
Разберемся по порядку.
Первое, что надо учитывать при чтение Корана, это то, что многие суры даны как ответ на конкретные проблемы, возникшие в конкретных исторических условиях и по поводу конкретных событий. Любой желающий добросовестный читатель может найти информацию по этому поводу в Сети или в комментариях к текстам переводов Корана.

Далее, надо просто внимательно читать то, что цитируется. Так в первой цитате сказано – «Убивайте [неверующих], где бы вы их ни встретили, изгоняйте их из тех мест, откуда они вас изгнали…». Речь в этой суре идет о тех нарушителях клятв, в прямом смысле слова неверных своему слову отступниках, которые изгнали сторонников Пророка с ИХ мест проживания только за то, что они приняли Ислам. И здесь звучит лишь призыв к воздаянию за предательство и нарушение договора, восстановлению справедливости.

Далее цитата 2 и 3 относятся к той же ситуации. Речь идет о тех же самых неверных. При этом следует знать содержание понятий, используемых в Исламе. К числу «неверных» относятся лишь многобожники и идолопоклонники, имевшие самые дикие обряды поклонения своим богам, включая человеческие жертвоприношения. Люди единобожия – иудеи и христиане – к их числу не относятся. Более того, ислам прямо предписывает мусульманам не просто уважение, но и покровительство «людям Книги», что неукоснительно соблюдал и сам пророк Мухаммед (http://www.patriarchia.ru/db/text/25175.html).

Цитата 4 повествует о «запретных месяцах», то есть том времени, которое давалось нарушителям клятв и договоров, чтобы они одумались до того, как постигнет их возмездие за неверность слову.

Ну и цитата насчет «собственных сестер». Шариат запрещает женитьбу на родных сестрах. Браки же с двоюродными сестрами, как в то время, так и сегодня у части народов, в том числе европейских, были и остаются нормой. Кстати, это относится и к Швейцарии, которую автор статьи предлагает как образец для подражания.
И что остается? Примитивный национализм автора публикации? Религиоведческая безграмотность? Желание угодить спонсорам статьи? Что еще? Пусть каждый разбирается с этим сам.

В заключение хочется сказать, что ни Адыгаге-Хабзэ, ни Ислам-Шариат не были и никогда не будут гарантией нравственности и человечности Адыгов, как и представителей любых других народов. Все зависит от самих людей, от их искренности и честности в отношении самих себя, а также доброты к другим людям. Фанатизм всегда плохой помощник, в лучшем случае это детство ума, в худшем – подлость.

И последнее, каким бы именем мы ни называли Бога – Тха, Иегова, Христос, Аллах - речь идет об одном и том же Творце.
Для соответствующих выводов умным людям этого достаточно.
«Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд!»
(Коран 7;199)