РусьТройка в свободном полете 2. Земельный вопрос

Лариса Миронова
  Толстой видел начало зла в частной собственности на землю.
  Достоевский приравнял Богородицу к Матери-Сырой Земле, рожающей Хлеб, как основу жизни.
  Оба правы. Оспорить это невозможно.


Оборот угодий

   Несколько лет назад руководители местного самоуправления выдали всем крестьянам символические  (кому просто серенькие ксерокопии на обычной тонкой бумаге) документы на право земельной собственности в приусадебном участке. Формально все селяне стали равноправными владельцами земли, связанными общей территорией и направлением развития хозяйства. Однако случилось то же, что и с ваучерами в 90-х - незамедлительно началась концентрация этого права за земельную собственность в раках отдельных лиц - права на землю: участки отторгали под разными предлогами, мешая их обрабатывать, вытесняя собственников с мест проживания в город, поджигая дома и прочее. Однако вопрос о том, каким должно быть земледелие в России, до сих пор стоит открытым. А ведь от его решения зависит: станут ли крестьяне наёмными работниками крупного аграрно-промышленного капитала без каких-либо прав, или организаторами собственного производства.

   Итак, население разделилось. Необходимо срочно ответить на вопрос, который нельзя пускать на самотек ни под каким видом: как в дальнейшем будет решен вопрос оборота земель, каким должно быть соотношение крупного и мелкого товарного производства в России, в первую очередь, сельского хозяйства. Какую роль займет оно в формировании национального продовольственного рынка.

   Что тут надо сделать сразу же:
 1) создать простую и четкую регламентацию (на одной страничке А4)в сфере прав на землю и способов передачи этих прав;
 2) создать порядок оценочной деятельности в определении стоимости земельных участков;
 3) обеспечить надежную подачу информации о способе использовании земли;
 4) создать возможность альтернативного оборота земель в случае непригодности её для с\х;
   И тут без регулирующей роли государства не обойтись, иначе может случиться так, что страна по факту будет продолжать существовать, а вот земля под ней начнет стремительно уменьшаться, как шагреневая кожа. И тогда Россия прекратится в пародию на град Китеж - в рай не пустят, но и в ад не провалишься - без земли под ногами.

   Во всем мире наблюдается тенденция увеличения роли крупного землевладения, но кому оно принадлежит - в каждой стране решается по-разному. Наметилась, однако, пугающая по своему легкомыслию мода на полный отказ от земли в смысле территории, на которой стоит государство, и передачи её в иностранные руки, часто групповые и сменяемые. В США планируют через десяток лет перейти к 50 тыс. крупных сельскохозяйственных организаций на всю страну, ровно столько было в СССР совхозов и колхозов. В России министр с\х Гордеев пообещал, что крупные промышленные центры будут снабжать продуктами крупные агрохолдинги (многие из них иностранные или с долевым участием иностранного капитала, а мелкие хозяйства будут поставлять свежую продукцию на локальные рынки. Но локальные рынки не так уже велики - ведь почти у всех есть своё подсобное хозяйство на местах, и сбывать там продукцию мелких и средних производителей крайне затруднительно, главным образом потому, что в магазины на местах постоянно завозят всё ту же стандартную продукцию крупных производителей, в промышленных же городах по-прежнему доминирует на прилавках дешевый, но вредный импорт.

   Статистика владения землей в России на 2010 год такова:
  1) крупное и среднее землевладение - 64%;
  2) малые предприятия - 14%;
  3) фермеры - 13%;
  4) индивидуальные предприятия - 1,5%;
  5) личные подсобные хозяйства - 5,3%;
  6) некоммерческие объединения - 0,5%.

  Основная масса предприятий, использующих землю для с\х, это коммерческие организации со средней площадью землепользования 6,8 тыс. га, из них с\х угодий 2,3 тыс. га. Между тем личные подсобные хозяйства повсеместно приходят в упадок, а деревня хиреет. Не в обиду будет сказано нашим прославленным борцам с колхозами и раскулачиванием, личные подсобные хозяйства в СССР давали 50% потребляемой в стране с\х продукции, которую они производили свободно, без налогов, и так же свободно продавали на городских и местечковых рынках. Сейчас совсем иная картина - производить некому, нечем и не за чем. Ведь в эпоху колхозов производители были по месту жительства привязаны к производству, поэтому они могли легко использовать на льготных условиях и техническую базу своих колхозов и совхозов для личных нужд - от трактора или лошади до процесса осеменения, покупки молодняка, а также удобрений и комбикормов для скота. Современные же агрохолдинги используют привозную наемную рабочую силу, которая нередко проживает в общежитии, часто сменяется и никакого личного хозяйства не ведет, а значит, в свободное от работы время ничего не производит, в отличие от советских колхозников, которые на своих приусадебных хозяйствах производили ровно столько же по совокупности, сколько и колхозы, с помощью тех же колхозов, конечно
( техника, транспорт, семена, комбикорма по льготным ценам, практическое отсутствие платы за аренду земли, мобильные пункты приема продукции от частников, доступность местных рынков для самостоятельных продаж и регулярное проведение ярмарок).

   Если к 1990 г. все сельскохозяйственные территории страны были обеспечены рабочими местами, производственной и социальной структурой, то сейчас в год убывает несколько сот деревень из-за отсутствия или убыли населения, которому нечем себя занять для прокорма семьи. Остаются только старики, которые живут на пенсию и всё покупают в магазинах. Городских же дачников, летом обрабатывавших, и не без успеха, брошенные участки, всеми силами выживали из деревень, не давая им там укорениться. С 1995 года убыль сельского населения составляет в среднем 300 тысяч в год. С 1992 года прекратился естественный прирост населения, за счет чего население страны сразу сократилось на 5 млн. чел. Бурно пошел процесс компенсации убыли населения за счет мигрантов. Так коренным образом изменилась социальная и демографическая структура населения. она стала менее аграрной и менее приспособленной для жизни на селе.

   Как всё это отзовется в скором будущем на жизни всей нашей страны, ещё предстоит ответит. Увы, ответ не ожидается слишком оптимистическим. Одна уже ясно: сохранение существующего положения в сфере землепользования не отвечает ни интересам государства, ни чаяниям его населения. Продовольственная безопасность нации под угрозой. При этом полно по-прежнему пустующих земель. Не надо, однако, разрушать в спешном порядке то, что уже сложилось, но можно было бы с участием государства на пустующих угодьях создать новые, современные сельскохозяйственные кооперативы для местного, постоянно проживающего на данной земле населения, с налогообложением не более 10% от прибыли, а не от доходов, в предоставлением беспроцентного кредита на подъем, в которых будет существовать коллективная собственность на землю, не отторгаемая и не уничтожаемая. Иными словами, у кооператива землю нельзя отнять или выкупить. Но и кооператив обязуется соблюдать устав рачительного использования доверенной ему земли по прямому назначению. Землю кооператива может вернуть государству только сам кооператив решением общего собрания. Только так можно спасти продовольственный рынок России от агрессии дешевого импорта, к тому же, опасного и невкусного.

***

Когда земля товар...

   Отношения господства и подчинения в их конкретном виде - именно это определяет сущность строя, а не название политической партии или фамилия лидера. Каковы они сейчас? Далекие от паритета, прямо скажет, вассальные: тот, кто выступает в позиций силы ( это может быть врач, продавец, диспетчер ЖЭКа, а не только солдат, полицейский, судья или президент ), имеет всё права над вами, вы ему должны верить на слово беспрекословно, но вас будут держать за мошенника, потенциального вора и безнадежно больного, если вы хотя бы заикнетесь о своих правах. Только подчинение. Формула: "клиент всегда прав" уже никого не смешит. Вся информация сейчас содержится в компьютере, но никто до сих пор не продумал защиты от её искажения или исчезновения. И это уже на своём хребте прочувствовали многие  - получив фальш-квитанции на оплату штрафов, уже уплаченных или за деяния, которых они не совершали, и многое другое. Власть вершит свои дела, а люди об этом узнают по факту, а если же что-то обсуждается, то совсем не то, что надо. Тут работают, и весьма успешно, целые фабрики политтехнологов... Такой расклад сил характерен для всех антагонистических обществ и систем.

   Первые мощные антагонизмы в российском обществе наметились в 15-16 вв., когда началась опричнина: якобы дворяне от имени государственной власти восстали на удельных бояр. Но так ли это было? Пристальный анализ показывает, что борьба с пережитками удельщины была во многом надумана, бояре также, как и дворяне, были за сильную централизованную власть, хотя и не очень хотели уступать свои личные права, т.о., они не были противниками  централизованного государства, но могли составить личную конкуренцию царю, "центробежность" их роли была явно преувеличена. Борьбы же между дворянами и боярами, как таковой, в 15-16 веках не было - удельных бояр истребляла система, аналогично тому, как это делали в Европе, во Франции, уничтожая древнюю аристократию в хоте 100-летней войны 14-15 вв. Но часто это делалось руками низших слоёв, направленных на высших.

   Земля - первичный источник всякого богатства. Изначально она принадлежит всем. Когда ею стали торговать? Первые письменные сделки на Руси появились в 16 веке, раньше все договора были только устными, как это гни покажется странным, это было надежнее: ведь письменный договор легко подделать, а устная договоренность заключается при свидетелях, а люди тогда были, в массе своей, честными и слов на ветер не бросали.

  В 16 в. 1/3 всей пахотной земли на Руси принадлежала монастырям, кстати, только монастыри и сохранили всю документацию о земельном обороте - грамоты копировались каждые пять лет в специальные писецкие книги, в то время, как у светских лиц из-за частых пожаров в усадьбах документы сгорали или просто терялись или выбрасывались с ненужным хламом. Однако в 1763-64 гг. Екатерина Вторая провела секуляризацию монастырских земель, земли отторгались в пользу государства, для этой цели была создана специальная коллегия экономки, все земельные архивы были переданы туда.

   Откуда взялась земля у монастырей? Большей частью, её поставляли светские феодалы - они  либо дарили, либо продавали свои наделы монахам. Это движение шло довольно активно, но только с 17 века можно понять, сколь заслуженны были обладатели земельных угодий, т.к. до этого в грамотах не указывалось никаких сведений о продавце, кроме его имени, позже стали писать фамилию и место заключения сделки, а также перечислять заслуги владельца земли. Фамилии у дворян появились лишь в конце 15 века, но только сто лет спустя ими было охвачено всё дворянство. Наряду с фамилией бытовало и дедичество, наименование внука по имени деда. К примеру, Роман Юрьевич Захарьин имел отца Юрия, а деда - Захария. Его же сын именовался так: Никита Романович Юрьев, а его внук прозывался Фёдор Никитич Романов. Его сын Михаил в дедичестве прозывался Никитин, но пофамильно значился как Романов, т.к. фамилия в то время производилась уже от имени отца.

   Откуда взялись дворяне на Руси? Так с 16 века стали именовать всех тех, кто входил в состав царского Двора. А в 15 в. были ещё и "дети боярские", т.е. младшие по званию бояре. Та что когда некий начальник называет себя Отцом, а подчиненных - "Дети мои", то это не означает кровного родства, а всего лишь соотношение чинов и званий.

   Так как и у кого возникла первая собственность на землю на Руси? Откуда и как село попало в удел или к продавцу, а затем к боярам и князьям? Этого до сих пор никто не знает наверняка, документов нет, есть только общие рассуждения и гипотезы. Доподлинно известно, что в первой половине 14 в. в Северо-Восточной Руси феодалов ещё не было, т.к. не сохранилось ни единого акта купли-продажи земли за тот период, хотя частный акт (грамота) на землю появился ещё в XI в. И ещё: до конца 14 в. монастыри С.-В. Руси ещё не были крупными земельными собственниками, и вообще, монахи тогда жили по келиотскому уставу, а не по общежительному. Они сами себя обеспечивали на своих землях, а вместе собирались лишь на молитву. Лишь в середине 14 века Сергий Радонежский провел реформу монастырей, объявив их общинами с коллективной собственностью - с этого момента частные уделы отдельных монахов слились воедино под общим началом монастыря в единым уставом.

   Понятно, что крупное землевладение стало возможным лишь при распаде общины, основной и всеобъемлющей формы землевладения на Руси многие столетия, а может, и тысячелетия. Это произошло примерно в 9-10 вв. Именно тогда по всей Руси возникают тысячи боярских хоромов. Однако начало процесса феодализации прослеживается уже в 8 веке. Первый известный по документам продавец села был Никита Рохманов, его село называлось Рохмановка. Треть этого села у него купил Троице-Сергиевский монастырь в начале 15 века. Есть и ещё документ за 1327 год - духовная Ивана Калиты, там полностью описано всё его имущество и, в частности, указано, что князь купил одно из сел у некого Афинея (может быть, грека?)

   Однако в Московской земле в 12 веке (в 1147 году), если верить летописям, уже существовала боярско-княжеская вотчина (первое упоминание о Москве) - село Кучки, принадлежавшее независимому владельцу. Однако если учесть, что эта легенда всё же носит литературный характер и возникла в 17 веке, можно и усомниться в её достоверности, хортя какие-то точные сведения здесь несомненно отражены.

   Кто такие феодалы? Это профессиональные воины, дружинники. Земельные наделы они получали за службу для прокорма в мирное время. Но также известно, что в ходе нашествия Батыя (в Европе в то же время это нашествие Англии на Францию, самое крупное феодальное государство), была безжалостно истреблена основная масса русских феодалов. Боярские же вотчины, даже в пору своего расцвета, были очень немногочисленны в море крестьяснкого общинного землевладения.

   Тут самое удобное место, чтобы прояснить вопрос о крепостничестве в России, а также вопрос об общинах на западе. Крепостные западной Европы работали у своих сеньоров до 11 -12 вв. по контрактам, расторжение контракта и означало освобождение, которое заканчивалось переходом к другому сеньру. Крепостными они зазывались потому, что жили за крепостной стеной, внутри замкового пространства вместе со своим огородом, конечно, потому что сеньор был обязан в случае войны или нападения обеспечить защиту этих крестьян и крестьянских общин. Наши же крепостные, появившиеся после Петровских реформ, были реально рабами своих господ, которые их ни от кого не защищали, а вот на военную службу отправляли - на 25 лет.

   Далее, после 10 века, когда на Руси общины стали распадаться, они вдруг стали появляться на западе Европы, причем сначала на севере (на территории современной Германии, Голландии, Нормандии.., а в 12 веке и на юге Европы - в Лангдоке ( родной сестер нашей Татарии) и несостоявшейся Окситании (территории Италии, Испании и Франции). Можно предположить, что наиболее активные общинники свободно уходили на Запад и стали там вести тот образ жизни, который вели раньше на территории  России, а значит, крестьяне, русичи, до 11 века могли свободно мигрировать по всей Европе. А северяне ( вологодчане) продолжали свободное мореплавание в далекие страны вплоть до конца 18 века  - они создали, в частности, русские колонии в Америке, освоили Аляску.
   Археологические данные за 10 век по Скандинавии также подтверждает возможность свободной миграции населения по всей Евразии. А из этого следует, что язык, на котором говорило простое население, был понятен всем. Латынь и романские языки, появившиеся в западной Европе в 8-10 веке, изначально создавались для правящей верхушки и бюрократии, чтобы простые люди не понимали, о чем говорит знать (точно так же, когда русские дворяне, замышляя свои реформы, перешли в обиходе на французский язык в своей среде и всю первую треть 19 века говорили на французском лучше, чем на русском, после разгрома Наполеона эта тенденция постепенно пошла на убыль), укоренятся в массах только после создания национальных государств в Европе, т.е., в 15-16 вв., хотя в сельской местности будут говорить на "старом" наречии вплоть до 19 века, особенно в южных областях Западной Европы.
    Что касается современной Европы, то общинное землевладение, или с/х коммуны особенно распространились в Дании и Голландии в 80-е гг. 20 века, где волонтеры выкупали у фермеров истощенные агрессивным землевладением участки и восстанавливали их, благодаря экологически чистому производству. Так, их усилиями, в Данию снова вернулись соловьи и другие птицы.

    В 16 веке германский ученый Сигизмунд Герберштейн, побывав в России в 1517 и 1526 гг., высказал удивлением обилием непролазных лесов, были и другие свидетельства того или более позднего времени о чрезмерной лесистости России, из чего Сигизмунд и другие делали ложные выводы, что раньше этих лесов было ещё больше. На деле же всё обстоит ровно наоборот - такие обильные леса легко вырастают на заброшенной пахоте - стоит 2-3 года не возделывать поле, как его уже захватывает лес, а через 10-20 лет здесь уже будет стоять дремучая чащоба. Свято место не пустует. Так что разоренные крестьянские общинные земли далеко не все были скуплены боярами и дворянами, честь  из них превратилась в леса.

   Взрывная перестройка 40-80 гг. 15 века превратила политическую систему Древней Руси, Москвоское княжестово, в централизованное государство - его устроители теперь назывались устроителями-государями всея Руси. Но эта быстрота и поспешность, как и в последующие времена,  внесли свои коррективы в процесс централизации - удельные времена оказались на редкость живучи  и причудливо переплелись с новой тканью жизни в едином государстве, в конце 15 века в большом количестве возникли светские феодалы, которые нигде никогда не служили, но имели большие земельные наделы. Тогда же возникает спор нестяжателей и осифлян (прообраз современных китайцев-буржуа) - если первые были против безмерного расширения владений монастырей, то вторые прямо провозгласили принцип:"Обогащайтесь!" Спор этот длится до сих пор.

   С конца 15 века в Новгородской земле появляется класс помещиков. Сначала это были обычные волостные (государственные) служащие, которые должны были следить за тем, чтобы права свободных крестьян не ущемлялись, а черная земля не переходила бы в руки монастырей. Но не все стояли за волостные земли доблестно, некоторые поддавались коррупции, что можно засвидетельстовать по письменным жалобам крестьян. Помещиками могли стать и бывшие холопы, выбившиеся в вольные слуги, они-то и коррумпировались скорее всего. Возможно, с них всё и началось - с проникновения холопов в правящую верхушку, воспитание, подобающее сану, отсутствовало, а вот алчности было хоть отбавляй. Они же с особым сладостраствием потом наказывали закрепощенных свободных крестьян.

   Т.о., существует генетическая связь между поместной системой и землевладением низших чинов княжеского двора, которые возникали из слуг подворских, сытников, посельских и пр. Но этот процесс пойдет чуть позднее - в конце 15 - 17 вв. Когда Иван Грозный затеял на Руси опричнину, он обратился с грамотой к народу, "ко всему православному крестьянству града Москвы" - как видим, крестьянами называли всех православных, а не только селян, там было сказано, что его гнев обрушивается только на высшие слои общества, а вот низы могут спать спокойно - "гнева на них и о них нету, чтобы они себе никакого сумления и не держали", гнев же обрушится только на феодалов.

   Это стремление централизованной власти опереться только на "худородных" известно также и из иностранных источников. Опричнина - это жесточайший план обращения Москвы боярской в имперскую провинцию.

***

Земля как основа

Мудрейшие люди Руси всегда говорили: земля в России это всё - и закон, и нравственность, и даже сам ум нации. Кто владеет землёй, те и хозяева страны, абсолютно свободный рынок земли невозможен. Если в вопросах владения землей есть строгий разумный порядок, то порядок будет и во всей стране.

Сейчас почти все земельные ресурсы находятся под управой местной власти, она практически осуществляет отвод земли и её перераспределение - государство бросило землю с её проблемами, отказавшись от стратегического управления ею, как ресурсом, словно это непосильная обуза, не понимая главного - тем самым оно обезглавило и обескровило себя самоё. В результате инфраструктура быстро развалилась, землепользование стало неэффективным. Ельцин, "исправляя ошибку" красной власти, воплотил лозунг "земля тем, кто её обрабатывает" в жизнь: в 1993 году по новой Конституции было возвращено право на частную собственность на землю; колхозы и совхозы почти все были распущены, крестьяне остались один на один со своими земельными наделами. Однако владеть землёй - это ещё и думать о рациональном её использовании, чего крестьяне, в своей массе, и не думали делать.

Хотя большинство населения и сопротивлялось такому подходу, земли крупных хозяйств были разрезаны на доли, так появилось 12 млн. российских владельцев земельных долей. Намечалось создать из них до 4 млн. фермерских хозяйств. Но тут жизнь сказала своё  веское слово: земельные отношения особенно консервативны, отношения собственности складываются десятилетиями и столетиями, это не делается в считанные дни. Скоропалительная земельная реформа привела к серьёзным проблемам. Здесь бы у Китая поучиться терпению - уважение к народному разуму было главным в этом вопросе, никаких резких телодвижений там просто не допускалось. Сначала 5-7 лет проводится экспериментальная проверка будущего нововведения, и лишь затем, после успешного результата, реформа внедряется в жизнь в полном объеме.

Однако наши реформаторы были всегда умнее и торопливее всех - на самом деле, они боялись только одного: как бы история не откатилась назад, поэтому спешили ухватить общее и сделать его своим. На перепутье, в брожении, принимались важнейшие, судьбоносные решения, о создании эффективной экономики не думал никто, так была создана новая, абсолютно  нежизнеспособная система; словно злобная мачеха падчерицу, завели это горе-младо-реформаторы проблемы в такие дебри, где никакое цивилизованное землепользование не было возможно. Чубайс (в газете "Завтра", март, 2010 г.) прямодушно признался, что реформы Гайдара преследовали одну цель - уничтожение следов коммунизма на Российской земле, причем коммунизма отнюдь не советского, а уже и в меру либерального горбачевско-яковлевского. Ради это "благородной" цели они яростно уничтожали экономику.

Так наше государство было отброшено на задворки цивилизации одним махом, выстрелы из танковых пушек и снайперских винтовок в том же 1993 году закрепили этот чудовищный "результат". Чтобы стронуть с мертвой точки проблему землепользования, власть постоянно принимает всё новые и новые указы (132), постановления(400) и законы(85), однако цивилизованного сельского хозяйства как не было, так и нет, есть лишь отдельные героические попытки отдельных лиц получить качественный сельскохозяйственный продукт. Пока идет активная молотьба пустой соломы (выражение Льва Толстого), процветает криминальный рынок земли, её, матушку, буквально рвут из-под ног.

Истинно законное право собственности есть только одно - на произведения своих собственных рук, ума и таланта. Землю создал Бог или Природа, как кому угодно, но только не Чубайс и Гайдар, или ещё какие-либо реформаторы. Крестьяне же, получив в собственность свои доли, так и не стали собственниками результатов своего труда: их не пускают на наши рынки, а доход их в стоимости конечного продукта не более 15-20%. Остальное - торговые, рекламные и посреднические накрутки.

Т.о., на одного с сошкой по-прежнему семеро с ложкой. Собственость на землю стала виртуальной. Те, кто может хорошо работать, по-прежнему не могут прикупить земли, а собственник земли не может её продать. В итоге, невидимая рука рынка вывела за менее чем 20 лет из с\х оборота 41 млн. га пашни (по территории это пол-Европы, крупного рогатого скота стало на 37 млн. голов меньше, коров на 12 млн., свиней на 21 млн.; так, имея 40% всего чернозема планеты, Россия стала самым крупным импортером продуктов питания. Окруженная морями, Россия также завозит около 1 млн. тонн мороженой рыбы. Недостаток животного белка в организме и замена его химическим или некачественным суррогатом сказывается на здоровье и умственных способностях людей. Ускоренно вымирают не только крестьяне, многие из которых питаются, в основном, консервами, но целые поселения ежегодно сотнями исчезают в карты России. Кто-то видит в этом прогресс.

Долги по кредитам, как кандалы, висят почти на всех сельхозпроизводителях. Толстой очень верно критиковал столь любимого современными реформаторами справа и слева Столыпина:
его заявление об ограждении собственности привело к тому, что земля скоротечно перешла во власть и собственность неработающих компаний, банков, нуворишей, а огромное большинство народа по-прежнему безземельное и находится во власти неработающих на земле собственников. Столыпинская реформа, т.о., не дала, а отняла у народа землю - с помощью местечковых чиновников землю продают направо и налево все, кроме тех, кто на ней может действительно работать. Новые помещики играют в земельную собственность, как играют на бирже...

    Столыпин, если бы его не застрелили, застрелился бы сам, осознав результаты своей деятельности во имя великой России. Тот же опыт повторился и сейчас. Криминальная деятельность на земельной собственности процветает с особым успехом в пригородах больших населенных пунктов. В Московской области более 80% земли захвачено бизнесменами, а не крестьянами, и на спекуляции этими золотыми землями легко делаются миллионные барыши. Крестьянам же по-прежнему остается стоять с лозунгами "Землю - крестьянам!" И так будет до тех пор, пока не будет установлен по факту цивилизованный оборот земель, а криминальная распродажа земли будет с успехом процветать. И здесь органы самоуправления могут лишь участвовать, но никак не выступать единственными продавцами земли.

  Теперь государству придется выкупать землю у неэффективных собственников, и цены буду в порядки выше тех, по которым эта земля досталась рвачам, - чтобы сдавать её в долгосрочную аренду, что и надо было делать с самого начала. В такой ситуации государство отслеживало бы эффективность землепользования и вовремя забирало землю, если она используется не так, как подобает. Сейчас же местные власти отнимают землю по всяким пустякам, в том числе, и по надуманным причинам, у вполне успешных землепользователей, в сцепке с местным криминалом и земельными спекулянтами.

  Сейчас в стране всё ещё остается достаточно сельских поселений - их около 130 тысяч, среди нет есть и села-призраки, где живут 1-10 человека, таких сел 34 тысячи. Это Псковская и другие русские области. Но есть области, где населения много, а земли мало, как её делить? А пока решения нет, криминал жирует. К нам просились 2 года назад 200 тысяч сербов из Косово, это прекрасное, трудолюбивое, православное, к тому же, население, все понимают по-русски. Вот их бы и заселить на пустующие земли Псковщины или Мордовии, где вымерли почти все русские села. Они умеют работать на земле в условиях фермерства, но Путин, под давлением либералов, им отказал. Пусть лучше работают наёмные чужеродные гастарбайтеры, таджики или китайцы, чем разведутся славянские свободные фермеры или кооператоры. Кое-где в Мордовию, в пустующие села, заехали украинские земледельцы, сразу же обнесли своё  поселение городьбой и колючей проволокой, поставили сторожей на вышки. Живут себе неплохо за своими оградами, но что-то здесь всё же неправильно. А вот опыт завозить в вымирающие села цыган привел к ухудшению ситуации - усилилось воровство, дачники, приезжающие в свои сельские дома только на лето, вынуждены были и вовсе побросать свои участки - после отъезда их усадьбы буквально вычищали "новые" селяне, которые свои участки так и не стали обрабатывать, промышляя торговлей на рынках и ещё бог знает чем. Так что на данный момент сельская местность, в целом, имеет удручающий вид, в Тверской области, к примеру, на месте бывших производственных построек растет бурьян выше крыши, машинные дворы превратились в кладбища сельхозтехники, поля, луга и проселочные дороги захватил густой кустарник, кое-где уже и деревья успели вырасти, так что ни проехать, ни пройти, великая разруха царит в нынешней деревне... Вот  бы отправить на субботник туда хотя бы раз всех борцов с колхозами во главе с младо-реформаторами на личных мерседесах -  пусть хоть подъезды к селам расчистят.

   Вот что писал Карамзин о Руси ХI века: "Истощенное данями крестьянство пустело... на лугах ни  стад, ни  коней, дикие звери живут там, где раньше жили христиане". Нынче что тогда, разница только в том, что не бусурман обирал крестьянство, а собственные переустроители и борцы с коммунизмом. Любые реформы только тогда имеют положительный результат, если их проведение продумано и хорошо подготовлено при необходимых условиях.
   И главное: их должно принимать население в основной своей массе. К тому же, надо точно знать будущие потребности  сельского хозяйства.

   (продолжение следует)