Тактика и стратегия

Галина Радионова
 
          Педагог по музыке  предупредила Костю:
          –Ты, Костя, как лучший ученик  класса, должен выступить на отчётном концерте школы.
         Костя ещё никогда не участвовал в больших концертах  и стал отчаянно отказываться.
         Вероника Егоровна настаивала:
         – Уйми все свои страхи. Разработай для себя тактику и стратегию, как ничего и никого не боясь, выйти, спокойно отыграть…  Откланялся… и уходи!…В этом нет ничего страшного!..
         Мама  с радостью  восприняла весть о том, что  сыну  выпала честь сыграть на отчётном концерте. Когда он упрямо стал возражать, что не хочет, не может, мама привела пример военного боя:
        – А как солдаты на войне? Не хотят идти в бой, а надо! И идут. Потому что защищают свою честь. Так и ты, давай-ка, как солдаты…
         Костя начал делать уроки в расстроенных чувствах. Из головы не выходили слова Вероники Егоровны: « разработай тактику и стратегию». А что же это такое?..
        Костя достал из книжного шкафа большой толковый словарь Ушакова и стал листать:
        «Тактика – искусство подготовки и ведения боя…», «Стратегия – искусство ведения войны…»
        Костя ухмыльнулся: надо придумывать приёмы…  Но как их применять?..
        С вечера он долго не мог заснуть, лежал и обсуждал про себя возможные обстоятельства «боя» в его жизни: с кем, где, как. Сначала вспомнил слова папы, которые  говорил  ни раз:
       « Что ты всегда и всего пугаешься? Пора становиться мужчиной!»
        А потом вдруг вспомнил  весёлую кондукторшу автобуса тётю Валю,  часто  шутившую  с пассажирами. И он решил, что именно с ней он  проведёт тренировку своей тактики ничего не бояться.
        На следующий день Костя ехал в автобусе и ждал, когда подойдёт к нему  тётя Валя. Он всё время думал  о предстоящей встрече и планировал, что и как скажет. 
Не видел Костя, что в этот раз пассажиров на рейсе обслуживала другая кондукторша, и когда она подошла к нему, он даже растерялся.
          Билет брать не надо: школьникам в их городе на время учебного года оплату за проезд на общественном транспорте отменили.  Только надо всем ученикам при проезде предъявлять справку о том, где они учатся. Кондукторша подошла к Косте и привычно  попросила:
       – Справку покажи.– Костя, немного помедлив, как будто прокрутил в мыслях уже продуманные раньше слова, достал  из кармана куртки справку и  показал кондукторше.
       Весь день он переживал, что затеянный план тренировки тактики и стратегии в этот день ему не удался, и он, в надежде на завтрашний день, быстро справился с уроками и лёг раньше спать.
       Утром Костя с волнением ждал автобус. И, когда вошёл в него, сразу стал смотреть, кто сегодня обслуживает пассажиров. Сердце радостно затрепетало, когда увидел тётю Валю и услышал её весёлое обращение к нему:
       – Справку покажи! 
       Именно  этого момента  ждал Костя.  Немного смутившись и покраснев, он тихо ответил:
        – Я справку  не брал.
       На  такой ответ  тётя Валя возмутилась:
        – Как это не брал?.. Ты что, правила не знаешь?
        – Видите ли, – снова начал Костя, – справка эта в том пакете… – и уже намного  смелее добавил, – тот пакет в другом пакете…
        – В каком пакете? –  не унималась, ничего не понимая, кондукторша.
        – Тот пакет у тёти Томы,  – продолжил  Костя. – Тёти Томы нету дома.
        – А где она? – как-то особенно  удивляясь ответу, спросила тётя Валя .
        Костя  увидел обращённые на него глаза  пассажиров и  уже громким голосом  добавил:
         – Тётя Тома в магазине…– сделал паузу. – Покупает самовар…
Именно здесь ситуация изменилась в пользу кондукторши. Она как - будто  поняла затеянную Костей игру и неожиданно подхватила:
        –  Самовар в большой корзине в магазине, где товар…
        Костя на секунду опешил.  Но тут же, шумно  выдохнув,  довольно уверенно  закончил своё  объяснение:
         – И по этой-то причине… уважительной причине… нету справки у меня!
         – У тебя же справка всегда была с собой! А если контроль пойдёт, а у тебя справки не будет, что мне тогда им отвечать?.. – И тут же, видимо вспомнив только что прозвучавший между ними странный диалог, с недоумением  спросила:
        – И чему вас только в школе учат?
        – Тактике и стратегии, – ответил Костя и, краснея, вынул из кармана свою справку.
        – Вот…Извините!– Оглянулся на пассажиров, с интересом наблюдавших его разговор с кондукторшей.
        – Смотри, больше так не шути со мной! – уже улыбалась кондукторша, принимая Костину тактику за мальчишеский розыгрыш.
        – Больше не буду! – сказал громко  Костя вслед отходившей от него тёти Вали .Он почувствовал, как щёки его пылают от неловкости, которую он ощутил перед кондукторшей…Ему хотелось, чтоб автобус ехал быстрее, и он скорее смог бы выскочить  из него, чтоб не видеть взглядов пассажиров, которые смотрели на него – кто с усмешкой,  кто с осуждением. К тому же в автобусе ехали и  школьники, которые стояли недалеко и с любопытством  наблюдали за разговором Кости с кондукторшей.
        Не доехав до своей остановки, Костя  выскочил из автобуса  и, чтобы не опоздать на урок, бегом помчался вслед за автобусом. В его голове одна за другой проносились мысли, обсуждающие происшедшее: с одной стороны  он чувствовал, что ему стыдно перед кондукторшей за ту словесную перепалку, которую затеял с ней, а, с другой стороны, он, по-мальчишески, был доволен собой, что затея с его тактикой «ведения боя» удалась. 
        После уроков Костя пришёл на остановку и очень хотел, чтобы  в автобусе, которым он будет возвращаться домой, работала уже другая кондукторша.
       Дома он ничего о происшедшем никому не рассказывал, но на целый час больше, чем обычно, отрабатывал на инструменте заданную  Вероникой Егоровной пьесу. Пережитое событие дня отвлекало его от нот. То он вспоминал удивлённый  взгляд кондукторши и глаза устремлённых на него пассажиров, и улыбающихся, и осуждающих…То чувствовал в себе какое-то новое чувство,  которое освободило его от страха перед обижающими. И он, иронируя над собой, подсмеивался про себя: « Герой, герой…»   Только ещё чаще, снова и снова ощущал он, как горели его щёки.
       Закончив занятие, он подошёл к маме, обнял её и тихонько сказал:
       –  Мам, я буду играть… Я решил…Не расстраивайся!..
       Лёг спать Костя позже обычного.  Плотно укутавшись в одеяло, засыпая, улыбнулся про себя: « Секреты тактического боя не раскрываются …»
       На отчётном концерте Костя спокойно вышел на сцену, поклонился слушателям и уселся за рояль. Играл уверенно, чувствуя настроение мелодии.
       Последний такт музыки. Руки на мгновение замерли над клавишами. Костя услышал громкие аплодисменты, а встав от инструмента и кланяясь,  увидел улыбающуюся маму.