Я- молокан

Сергей Савельев 221
Утром в учительской появилось необычное объявление. Администрация предупреждала учителей о том, что в школе будет работать сотрудник комиссии по переписи населения. Просили не препятствовать и оказывать содействие. Все учителя знали, что перепись носила выборочный характер и не сильно помешает уроку, но посторонний человек в педагогике всегда напрягает.
Шел третий урок с начала занятий. В дверь вежливо постучались. Вошла женщина предпенсионного возраста, с небольшим портфелем в руках и какими-то бумагами. Дети встали и некоторые поздоровались с ней, назвав ее «тетя Люда».
- Можно? Я Вас не буду сильно беспокоить, вот здесь на задней парте посижу и опрошу детей.
- Пожалуйста! Продолжаем урок.
Через пару минут я увидел, что девочка, которую первой «тетя Люда» вызвала к себе, встала и твердым голосом, упрямо и громко сказала:
- Я - молокан!
Щеки ее, и без того всегда красные, как яблоки, стали пунцовыми. Чувствовалось, что ребенок с чем-то резко не согласен и даже протестует. Учитель не может остаться безучастным в такой ситуации.
- Что случилось? – поинтересовался я у «тети Люды».
- Здесь есть пункт в анкете – «к какой национальности Вы себя относите». Она на этот вопрос ответила – «молокан». Я ей объясняю, что это не национальность, а вероисповедание, но ребенок настаивает на своем!
Развивать эту дискуссию на уроке, значит сорвать урок. Требовалось найти какое-то решение, чтобы все участники остались при своих интересах. Психология в таких случаях предлагает встать на сторону ребенка, но объяснить ему его ошибку. Заставить взрослого, строго выполняющего букву инструктажа при исполнении  обязанностей, изменить свое поведение, не менее сложная задача. Что делать? Внезапно осеняет. Спрошу детей, кто из них  к какой национальности себя причисляет!
- Я молокан! – отвечают семь из одиннадцати учеников класса.
Вот это был результат! Решаю спросить «тетю Люду» о перечне национальностей страны, которого она должна придерживаться.
- У меня нет такого перечня, нас так не инструктировали!
- То есть Вас никто не должен отчитать за внесение в эту графу национальности «молокан»? Так пойдите навстречу пожеланиям учащихся – трудящихся!
- В принципе, я согласна!
Дальнейшая работа переписчицы прошла незаметно и быстро. Мне, как верующему человеку, было понятно, что ребенок так серьезно может отстаивать только очень для него дорогое и важное. И, естественно, такое поведение вызывало большое чувство уважения к этой девочке.
Так уж получилось, что пришлось жить в  деревне, населенной  потомками молокан-переселенцев. Особых знакомств ещё завести не успел, с представителями этой культуры и вероисповедания сталкиваться раньше не приходилось. Поступок ученицы произвел на меня такое впечатление, что возникло желание вникнуть в суть веры этих людей, их обычаев и традиций. Интернет на селе еще отсутствовал. Обращение в библиотеки школы и села дали мне только один источник, из которого можно было получить какие-то нужные мне знания. Это была книга под названием «Краткий справочник атеиста»! Другой литературы, которая бы могла помочь мне, не было. Первоначальная информация, полученная из этого пособия для борцов с религией, не отличалась большим объемом, но удивляла сухостью изложения.  Попытки выяснить, что- либо по этому вопросу, у коллег в школе провалились из-за полного игнорирования с их стороны моих вопросов. Некоторые учителя  не скрывали, что они из молоканской семьи, но в нарушение своих религиозных традиций носили православный крест и уже этим не вызывали доверия.  Оставалась надежда на Интернет и областную библиотеку.
 Во время одной из поездок в город зашел в интернет – кафе и ввел в поисковую строку браузера одно слово – «молокане». Нашлось 37 тысяч ответов. Ищи, не хочу! «Молокане в Америке» -  67 тысяч ответов! А «Молокане в С***ке» - всего 762 ответа! Из их числа нашлось только четыре страницы, где просто упоминалась о моей деревне. Просто упоминалось! Вот, мол, пришли молокане и построили  С***ку на берегу великой реки. И всё! Всемогущий Интернет стал терять в моих глазах значимость. Скудость информации о деревне говорила в первую очередь о том, что сами ее жители ничего не выкладывали в сеть, хотя в деревне, усилиями учителей истории из местной школы, был сделан небольшой музей.
Привычка искать необходимую информацию любым законным и доступным образом привела меня в областную библиотеку. Но и в её необъятных фондах не было того, что хотелось узнать о деревне. Было две монографии местных ученых по истории расселения и распространения молокан в области.  А  ранее  полученная информация из Википедии и других сайтов,  давала обширное представление о самой вере молокан, ее истоках и особенностях мышления и традициях. Получать новые знания всегда приятно, особенно если они  сразу дают понимание происходящего. Теперь многие странности в поведении окружающих стали понятны.
Получалось так, что взрослые, по старой традиции, относили себя к молоканам, но фактически утратили старые обычаи и традиции. Очевидно, это произошло из-за влияния пропагандисткой машины КПСС и разлагающей работы сотрудников  5 Управления КГБ СССР. Но развал Союза  не смог восстановить утраченные традиции, хотя оставались в живых старики,  ещё помнившие основы веры и обряды. Люди попали в объятия «золотого Тельца». Сначала  делили совхозное, потом все, что лежало плохо. А когда «грабят награбленное», то всегда возникает зависть, маскирующаяся под справедливость. Вот, мол, заработал честно, отдайте! А почему ему больше дали? Ах, опять все воруют! Когда из сознания уходит духовность, ее место занимает стяжательство! Могут возразить знатоки молоканских традиций. Мол, всегда почетно было «деньгу зашибить» и жить просто. Да, трудолюбие в этой секте было главной заповедью! Но каждое воскресенье они собирались в молельный дом или, по установленному порядку, в чьем-то доме  и молились почти весь день, делая перерыв на обед и уход за скотиной. Исповедовались друг перед  другом в своих грехах. Конечно, протестантство всегда преследовалось русской православной церковью, что и гнало молокан на задворки империи. Но они были неотъемлемой частью именно русской нации, сохраняли традиции и обряды старого времени, что достойно уважения и внимания.
Подумав на досуге, решил подготовить небольшую презентацию на урок о молоканах, как о представителях тоталитарных сект, что подходило под темы учебного плана. К сожалению, иногда учителю приходиться хитрить, чтобы не иметь неприятностей с администрацией.
- Ребята! На прошлом уроке я столкнулся с вопросом, ранее мне неизвестным. Я говорю о вероисповедании ваших предков. Пришлось приложить достаточно много усилий, чтобы найти нужную информацию и разобраться в сути молоканства.
- А зачем вам это нужно? Вы хотите стать молоканом? – спросила та самая Лида Ланкина, которая на предыдущем уроке с такой яростью отстаивала свою национальность. Я ждал примерно такого вопроса и заготовил заранее один интересный пример.
- Я православный, веру свою менять не собираюсь! Но раз уж живу вместе с вами, потомками молокан, то считаю нужным вникнуть в особенности обычаев и традиций! Вот что я нашел в областной библиотеке –« Следующую остановку путешественники сделали в деревне Толстовке (семьдесят с небольшим дворов, из них девять баптисты, остальные молокане: все Косицыны, Ланкины,Саяпины, Тулуповы, Лиштаевы). Автор замечает: «Огромные дворы (на Амуре под усадьбы нарезается по десятине – вчетверо больше, чем в остальных частях Сибири), перед домами – палисаднички, кое-где цветники. Дома большие, крепкие, некоторые совсем городские, другие попроще, большие, крепкие амбары». Внимание А.А. Кауфмана привлекла заимка Трофима Ланкина: «Такой же громадный двор, дом попроще, но очень просторный, обстановка самая простая, и только на стене – коллекция дорогих винтовок разнообразных иностранных систем. Трофим – коренастый мужчина мещанского облика, с хитрыми, пронизывающими глазами, большей частью живет в городе и только наезжает на заимку. Как и большинство состоятельных молокан, он ведет наряду с хозяйством крупные торговые дела – всё больше разные поставки на прииски, а в 1900 году он заработал, ни много ни мало, двадцать тысяч рублей на доставке военных грузов в Цицикар и в другие пункты бывшей на военном положении Маньчжурии».
- Мой дедушка по отчеству был Трофимович!  - сказала неугомонная Лида.
- Так вот, друзья мои! Я так понял, что из Вас никто не представляет, чем православие отличается от молоканства?
- Вообще-то, да!
- Молокане — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских.  В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам  некоторую свободу. Зародилось молоканство из духоборства в Тамбовской губернии, затем распространилось по Саратовской, Воронежской и Астраханской губерниям. Молокане отрицают Святую Троицу, а почитают  Бога в духе и истине. Не признают икон и святых церкви, не носят крест и не осеняют себя крестным знамением. Не курят, не пьют, не сквернословят и не едят свинину. Не признают церковной иерархии. А прозвание молокане получили за употребление молока в православные посты.
- Вот мы этого и хотим! – наперебой заговорили дети. – Мы устали от пьянства взрослых, от того, что даже наши бабушки стали курить табак, все матерятся…
Так мы и проговорили весь урок. В конце урока я им смог сказать только одно:
- Хотите быть молоканами – будьте ими! Сейчас нет проблем по установлению связей с другими общинами, много видеозаписей на YouTube по обычаям и обрядам молокан. Все зависит только от Вас самих. В добрый путь!
Конечно, как православный христианин я не должен помогать в деятельности этой секты, но восстановить духовность  небольшой части своего народа обязан. Пусть то светлое и чистое, которое светится в душах детей, станет явью, уйдет  из деревни пьянство и самогоноварение, бросят курить взрослые, прекратится матерщина  и  услышим гордое:
- Я – молокан!