Мелодия вальса. Путевые заметки

Леонид Пауди
 
  Нет ничего более бессмысленного, жалкого, чем попытка вернуться в  прошлое.
      Но побывать там мысленно иногда  чертовски приятно.

         Автобус мчался по великолепному шоссе от Зальцбурга до Вены. Я глазел по сторонам и, когда попадался интересный вид за окном, включал камеру.
      Наш гид сообщил, что мы въезжаем в Венский лес. Ничего особенного за окном не увидел.
Но вдруг что-то екнуло внутри,  в мозгу зазвучала мелодия «Сказок Венского леса».
      Грех было не воспользоваться случаем побывать в том месте, где создавался этот вальс. Или может быть это была только фантазия Жюльена Дювивье - режиссера музыкального фильма «Большой вальс». Этой безделицы, даже не претендующей на кинобиографию композитора.
       Я погрузился в атмосферу Венского леса...
       Перед мысленным взором калейдоскопически  мелькали кадры  из фильма. Вот извозчик предоставил героям, убегающим от Революции, свой экипаж. Вот уже они разбуженные рассветом  открывают глаза на лесной дороге, а вот...
       Бог мой! До меня донесся цокот копыт. Я повернулся на звук и отступил на обочину. Ко мне приближался экипаж. Как бы здорово было увидеть в нем  Фернана Граве  в роли Иоганна Штрауса и оперную диву  Милицу Корьюс (кстати, эмигрантку из России), но, конечно же, там не было ни композитора,  ни  дивы. В экипаже  восседала пара туристов, которые тупо глядели в спину возницы, видимо отрабатывая  входящее в программу мероприятие.
       Зато извозчик выглядел точно так же, как в фильме. Казалось, что вот сейчас он достанет губную гармошку и задаст тональность будущему вальсу.
      Вскоре  цокот копыт затих за поворотом.
      Ему на смену пришли птичьи голоса. Кажется вальс зарождается...
      И  я вернулся в шестидесятый год. В московских кинотеатрах - «Большой вальс».  Это было глотком воздуха! Фильм не про пастуха с дояркой, а музыкальный фильм из-за океана. С  потрясающим оркестром, изумительными голосами. И хотя там и показали кусочек революции, но была она совсем не такая, как в России, а какая-то опереточная, совсем не страшная.
       Мы срывались с лекций, чтобы посмотреть этот фильм...
       Я шел по аллее и ловил звуки. Звуков было много и разных. Но они не хотели складываться в мелодию.
       Тогда я перестал вслушиваться в звуки леса. Я просто стал насвистывать мелодию Сказок Венского леса и пошел дальше в сторону смотровой площадки Бельвю, где Зигмунду Фрейду «открылась тайна снов».