Фрактальный автопортрет Леа Лившиц из Золотой серии
«Science-art" - это ответвление современного искусства,
представители которого используют высокие технологии,
концептуальные основания и научно-исследовательские
методики при производстве своих произведений. И в этом
отношении, безусловно, фракталы очень красивы»
Дмитрий Булатов [3]
Уход художника из жизни не обрывает его творчество. Наоборот, происходит изучение, осознание другими того, что тот внес особенного в копилку искусства.
Через десятилетие ухода из жизни Леа-Тути Лившиц (в 1999 году), можно со всей определенностью подчеркнуть, что её серия из 42 стохатипий (фрактальные монотипии) составляет изюминку творческого наследия – Золотую серию. Серия была изготовлена художницей за десятилетие (1985-1995) и выполнена в одном размере (30х40). Как известно, техника монотипии отличается тем, что создание произведения носит случайный (стохастический) характер. Обычно можно получить пейзаж, но на порядок менее вероятно появление на монотипии образа человека («фигуральная монотипия»). Конечно, монотипия, как правило, не просто графика, но и рисунок, поскольку художник кистью помогает рождению образа. Но Золотая серия не просто рисунки, а сборник литературных миниатюр. С помощью коллажа художник создал определенные сюжеты, либо отразил психологические черты характера своих героев. Только 13 рисунков состоят из одной монотипии, а остальные являются коллажем. Больше всего коллажей из двух монотипий., трех – 6, четырех – 1. На рисунке из одной монотипии изображены яркие типичные образы или состояние человека (невеста, отчаяние, сын гор и др.). В коллаже из двух монотипий уже даются образы в сравнении (мужественность, аристократизм, артистичность и др.). Коллаж из трех монотипий позволяет усложнить сюжет (любовный треугольник, семья, три судьбы и др.). Коллаж из четырех монотипий позволил отразить родословную из четырех поколений.
В золотой серии изображены люди разные возрасту (дети, молодые люди и стрики), эмоциональному состоянию (счастье, гнев, отчаяние, скорбь), семейным отношениям (гармония, будни и др.), любовь, мужчины и женщины. Много сюжетов связано с детьми.
Значение Леа Лившиц не только в том, что она была замечательным художником, но и послужила науке. На базе ее стохатипий была обнаружена(в 2000 году) фрактальная природа этого вида художественной графики (через 300 лет после создания такой техники в Италии!).
Потребовалось еще десятилетие, чтобы осознать её вклад в ЭВОЛЮЦИОННОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (ЭИИС) ( Evolutionary fine art), которое включает три этапа. Во-первых, изготовление множества самообразующихся структур (в стохатипии - фрактальных). На втором - художник отбирает то, которое отвечает критериям красоты и его замыслу. На третьем этапе происходит адаптация структуры к образу. Самообразующиеся структуры обладают одной особенностью - они "живые", поскольку имеют минимальную энтропию (постулат Раппопорта). В настоящее время ЭИИС бурно формируется.
Стохатипии Леа-Тути Лившиц относятся к фрактальному искусству, которое являет пример союза науки и искусства (Science-art). Как известно, фундамент теории фракталов создал Бенуа Мандельброт. На основе математических алгоритмов фракталов разного типа и возникло фрактальное искусство. Заслуга художницы в том, что она использовала для своих фрактальных рисунков «природные фракталы» - фрактальные монотипии. Либо без дорисовки (см. «Зимний пейзаж» http://proza.ru/2008/06/04/214), либо с адаптацией. Автопортрет художницы, который показан в этой миниатюре, - пример тому.
За последние годы бурно развивается и другое направление научного искусства - наноискусство (nanoart). Оно базируется на визуализации наностуктур, используя нанотехнологии, с последующей обработкой черно-белых фотографий (раскраска в причудливые цвета) в графическом редакторе. Ярким примером наноискуства является произведение Криса Орфеску (Cris Orfescu) «Осколки»
Одновременно наноарт можно отнести к фрактальному искусству, поскольку на многих нанорисунках изображены нанофракталы. Интересно и то, что последние являются, как и фрактальные монотипии, «природными фракталами».
Золотая серия была показана на многих выставках. Четыре года она постоянно экспонировалась в художественной галерее Вирумааского колледжа Таллиннского технического университета, издан и компакт-диск из этих рисунков.
Чтобы ближе познакомить с золотой серией, мы сгруппировали по тематической направленности ряд рисунков и поместили их на отдельных страничках:
*Мы разные http://proza.ru/2009/10/31/341
*Таланты и поклонники http://proza.ru/2009/10/30/453
*Страхи http://proza.ru/2009/10/30/386
*Жизнь семьи http://proza.ru/2009/10/29/1060
*Рождественские грёзы http://proza.ru/2009/10/28/864
*Судьбы http://proza.ru/2009/10/28/500
*Генезис http://proza.ru/2009/10/27/456
*Дуэты http://proza.ru/2009/10/19/453
*Времена года http://proza.ru/2009/10/16/858
*Судьба женщины http://proza.ru/2009/10/16/891
*Дети http://proza.ru/2009/10/16/943
*Женщины http://proza.ru/2009/10/16/993
*Мужчины http://proza.ru/2009/10/16/1016
*Благословение http://proza.ru/2009/10/16/1262
см. ещё:
1. Триста лет компьютерной графике? Невероятно, но факт http://proza.ru/2006/03/24-318
2. Серия акварелей Леа Лившиц http://proza.ru/2009/10/21/620
3. Научное искусство или искусственная наука http://www.svobodanews.ru/content/article/1896558.html
4. Art of Science (Искусство науки) 2010 Gallery http://chaos.in.ua/fotogallery/art-science-2010
5. Николаева Е.В. ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАКТАЛОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
6. Derek Nielsen Derek Nielsen - Fine Art http://fineartamerica.com/profiles/derek-nielsen.html
7. Стохатипии появились в Кохтла-Ярве
Как известно, автором такого интересного направления в изобразительном искусстве, как стохатипия, является художница из Кохтла-Ярве Леа Лившиц (1930—1999). Первая выставка ее стохатипий состоялась в 1981 году. Наш город – промышленный, его история не богата крупными достижениями в области искусства, и тем более важен для нас тот факт, что стохатипия – заметное явление даже в масштабе мировой культуры, - появилась именно в Кохтла-Ярве.
Владлен Лившиц, супруг Леа Лившиц, предложил депонировать на 10 лет в городской Музей Сланца стохатипии, составляющие значительную часть творческого наследия художницы. Наше городское самоуправление очень благодарно ему за это. Не сосменваюсь, что Музей сланца воспользуется такой прекрасной возможностью для организации выставок стохатипий Леа Лившиц. Художественные работы должны выставляться, им нужен зритель, как и они нужны зрителю.
Рийна Иванова,
председатель Кохтла-Ярвеского городского собрания
x x x
Приложение:
Золотая серия стохатипий Леа Лившиц - перечень рисунков (на эстонском и русском):
1. Kevad Весна 1 (15Х25)
2. Room ja kurbus Радость и печаль 2(12Х15, 12Х16)
3. Genees Генезис 4 (10Х10, 8Х8, 7Х10, 7Х10)
4. Motisklus Раздумье 2 (11Х14, 11Х14)
5. Tuli Ссора 2 (7Х13, 12Х14Х)
6. Joovastus Экстаз 1 (19Х24)
7. Joud Сила 2 (14Х16, 12Х16)
8. Polvkonnad Поколения 2 (13Х13, 14Х14)
9. Viha Гнев 2 (10Х11, 11Х17)
10. Perekond Семья 3 (12Х14, 11Х11, 10Х15)
11. Harmoniline abielu Гармоничный брак 2 (6Х11, 12Х16)
12. Suvi Лето 1 (13Х21)
13. Metsajutlus Лесная проповедь 1 (13Х19)
14. Joulumuinasjutt Рождественская сказка 3 (11Х14, 10Х14, 10Х14)
15. Pohi ja louna Северянин и южанин 2 (13Х18, 19Х17)
16. Naiselikkus Женственность 2 (11Х17, 14Х15)
17. Naiselik onn Женское счастье 2 (12Х18, 15Х15)
18. Kuri vaim Злой дух 2 (13Х16, 13Х16)
19. Lapsepolv Детство 2 (13Х21, 9Х11)
20. Pruut Невеста 1 (18Х29)
21. Argipaev Будни 2 (12Х15, 12Х15)
22. Lein Скорбь 3 (14Х17, 11Х11, 8Х11)
23. Sugis Осень 1 (17Х20)
24. Lootusetus Отчаянье 1 (19Х26)
25. Kokkulapitud elu Лоскутная жизнь 2 (11Х11, 11Х15)
26. Suutus Невинность 1 (20Х29)
27. Rahulolu Удовлетворенность 2 (10Х15, 13Х18)
28. Inetu pardipoeg Гадкий утенок 2 (8Х8, 14Х21)
29. Aristokraadid Аристократы 2 (11Х13, 10Х15)
30. Onnistus Благословение 1 (14Х190
31. Armastus kolmnurk Любовный треугольник 3 (11Х17, 11Х12, 11Х17)
32. Padaemad Пиковая дама 1 (14Х18)
33. Vanemateta Сирота 2 (12Х16, 12Х14)
34. Magade poeg Сын гор 1 (16Х22)
35. Sudasuvi Разгар лета 3 (9Х12, 9Х12, 13Х19)
36. Artistid Артисты 2 (10Х14, 15Х20)
37. Varjatud aarded Скрытые сокровища 2 (12Х10, 14Х20)
38. Kolm meest, kolm saatus Три мужчины, три судьбы 3 (9Х14, 7Х6, 17Х18)
39. Kolm naist, kolm saatus Три женщины, три судьбы 3 (12Х16, 11Х15, 11Х15)
40. Hiilgus ja viletsus Блеск и нищета 2 (11Х15, 10Х16)
41. Daam kollases Дама в желтом 1 (15Х29)
42. Unistus Грезы (автопортрет) 1 (19Х27)
Всего 80 отдельных рисунков в 42 стохатипиях.
Весь пакет Золотой серии:
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 1-3 http://proza.ru/2014/03/29/2096
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 4-7 http://proza.ru/2014/03/29/2130
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 8-11 http://proza.ru/2014/03/29/2148
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 12-15 http://proza.ru/2014/03/29/2168
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 16-19 http://proza.ru/2014/03/29/2184
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 20-23 http://proza.ru/2014/03/30/428
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 24-27 http://proza.ru/2014/03/30/770
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 28-31 http://proza.ru/2014/03/30/839
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 32-35 http://proza.ru/2014/03/30/1207
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 36-39 http://proza.ru/2014/03/30/1249
*Из серии стохатипий Леа Лившиц 40-42 http://proza.ru/2014/03/30/1272
P.s. Через три десятилетия после первой выставки стохатипий стало ясно (Николаева Е.В.[5]), что Леа Лившиц является автором одного из направлений фрактального изобразительного искусства, а в Эстонии - ее пионером). Отсюда следует, Золотую серию важно сохранить для истории в фондах одного из художественных музеев. Может быть, в KUMU? В. Лившиц 28.09.2013