Улицы и дома помнят I

Зиновий Бекман
               

                1
                Улица, на которой я жил

    Я уже давно не живу в этом городе. И, несмотря на то, что я не родился в нем, он навсегда  остался в моём сердце.  Это мой город, в  котором  прошли лучшие годы моей жизни. Здесь я учился, влюблялся и встретил свою судьбу.
В нем  родились мои дети  и внук. В нем я состоялся, как человек и как личность.
В нем на погосте покоится прах дорогих мне людей: отца, бабушки,  дедушки и близких друзей, с которыми довелось шагать рядом по жизни не один десяток лет.
   В 1996 году я уехал из любимого города и, как оказалось, навсегда. Незадолго до моего отъезда известный крымский краевед Владимир Евгеньевич Поляков, с которым я познакомился и подружился  во время нашей совместной работы в качестве депутатов Симферопольского Горсовета, подарил мне свою новую книжку «Улицы Симферополя»
с таким посвящением: «Зиновию Петровичу, моему коллеге, симферопольцу, человеку, которого искренне уважаю и люблю».
   Кто держал в руках эту книгу, представляет какой титанический труд, проделал автор, комментируя названия и переименования каждой улицы и каждого переулка в различные периоды, в т.ч. в период немецкой оккупации. Сколько кропотливых часов ему пришлось провести в архивах города, области и бесед со старожилами города.
    Недавно, почти,по прошествии 20 лет,  просматривая на полках стеллажа, многочисленные тома своей  библиотеки, я неожиданно наткнулся  на эту книгу и начал её листать. Пройдет всего несколько  минут, и я с волнением пойму, что увлеченно брожу по знакомым улицам и переулкам, озираясь на перекрестках. Я поразился своей памяти, которая хранит многие, казалось бы, даже незначительные, детали и подробности, облики улиц и фасадов домов, и, даже некоторые лица и имена людей, живших когда-то в этих домах.
   Я так увлекся, что не заметил, как оказался на улице Курчатова. Интуиция привела меня туда, где я прожил много лет, на улицу, на которой мои дети сделали первые шаги.
И, хотя  они давно уже не дети, но эту улицу и дом №5,  как и я, вспоминают с особой теплотой, несмотря на то, что жили мы в коммунальной квартире.
    Улица  Курчатова – прорезает  старый район города  Симферополя, с преимущественно обветшалой татарской застройкой. На первый взгляд она  ничем не примечательна: разбитая ухабами мостовая,  узкие, полуразвалившиеся тротуары  и единственный, тускло мерцающий в ночи, фонарь.
     Я уверен, что большинство нынешних обитателей улицы Курчатова, даже не догадываются, сколько, на самом деле, примечательного из прошлого хранит память  этой улицы.
   Недалеко от дома, в котором я жил, на противоположной стороне улицы в доме №4
располагалась фильмотека Управления кинофикации. На одной из стен этого дома настенная табличка указывала на то, что дом является памятником архитектуры ХVI в. и охраняется государством. Когда в 1984 году широко отмечалось 200 –летие основания города Симферополя я, вдруг, обратил внимание на несоответствие и задумался: «Как в городе, основанном в 18 в. оказался дом, построенный в 16 в.».   
    Пришлось обратиться к краеведческой литературе, из которой я узнал, что  Симферополь был основан Светлейшим князем Григорием Потемкиным на месте древнего татарского поселения АК-Мечеть (Белая Мечеть). В  этом поселении, в самом начале 16 века в 1508 году была построена мечеть «Кебир Джами», а сохранившееся   здание без минарета на улице Курчатова,4, стало старейшим в городе  Симферополе.
   До 1960 года улица Курчатова называлась Госпитальной. В самом её начале к ней примыкает Фельдшерский переулок, а в конце она упирается в улицу Студенческую, бывшую  Лазаретную. Эти названия не случайны : во время Крымской войны 1854-55г.г. и  обороны Севастополя в этом районе находилось несколько военных госпиталей, в которых лечили раненных защитников Севастополя. Не трудно представить, сколько  десятков тысяч раненных прошло через эти госпитали, если только умерших в них от ран, более 35 тысяч, похоронено на старом военном кладбище на Петровских высотах города. Известно, что в этих госпиталях работал великий русский хирург Пирогов Н.И.
    В 1960 году улицу Госпитальную переименовали в честь выдающегося советского ученого физика-ядерщика Игоря Владимировича Курчатова,  детские и студенческие  годы, которого прошли в Симферополе. Улица Госпитальная навсегда запомнила статного  юношу с пышной шевелюрой, густыми  бровями, с высоким лбом и умным пытливым взглядом. Физико-математический факультет Таврического университета, который  блестяще закончил юный Игорь Курчатов, располагался в одном из зданий в конце улицы Госпитальной.
   Не исключено, что Игорь Курчатов,проходя по улице Госпитальной на занятия в университет или  обратно домой, мог сталкиваться на этой улице с другим юношей: небольшого роста в фетровой шляпе с широкими полями, глубоко посаженными глазами, несколько утиным носом и полными губами. Юноша всегда куда-то спешил. Под мышкой у него была неизменная папка, из которой выглядывали нотные листы.
  Будущий выдающийся советский композитор Исаак Осипович Дунаевский работал  в это время музыкальным руководителем Симферопольского русского драматического театра и жил в доме №17 по улице Госпитальной.
   Сейчас я мысленно нахожусь в самом начале улицы Курчатова, в точке, где она пересекается с улицей Пролетарской. В этом же месте берет своё начало улица Володарского и кажется странным, почему справа идет нумерация нечетных номеров одной улицы, а слева четных номеров – другой. Но после небольшой площади обе улицы лучами расходятся, и все становится на свои места.
    Напротив мясного ларька на углу улиц Володарского и Пролетарской, с известными на всю округу мясниками Давидом и Яшей, за трансформаторной будкой,  стояло здание  (ХIХ в.) православного собора , которое в советское время использовалось под продовольственный склад.  В тот год, когда я покидал пределы Крыма, собор начали реставрировать и, насколько мне известно, теперь это действующий Кафедральный Собор Петра и Павла.
      И тут я вспомнил, что в доме, рядом с которым я стою, по улице Курчатова,1 жил Великий Гражданин Симферополя и Крыма Святитель Лука – Крымский архиепископ, канонизированный к лику святых в 1996 году.
    В  мирской жизни архиепископ Лука известен, как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий( 1877-1961), доктор медицинских наук, хирург, профессор и духовный писатель, Лауреат Сталинской премии первой степени (Всю премию отдал на помощь  детям-сиротам, жертвам войны).
  Во времена сталинских репрессий Валентин Феликсович пережил три ареста.  У него за плечами 11 лет тюрьмы и ссылок. До конца своих дней он оставался великим духовным пастырем Лукой и выдающимся  врачом Войно-Ясенецким.

                *  *  *

           Всё это сохранила в своей памяти, на зависть многим более именитым улицам Симферополя,неприметная и тихая улица  Курчатова.
   И ещё я вспомнил, что всего 40 лет тому назад улица Курчатова была вымощена брусчаткой и трамвайными рельсами, по которым проходил маршрут трамвая «двойки», соединяющий Красную Горку с Центральным рынком.
   В это же самое время в семидесятые годы прошлого века нашу улицу облюбовали кинематографисты. Буквально рядом с нашим домом проходили  натурные съемки фильмов: «Девушка из камеры № 25» о героине Симферопольского комсомольского подполья Зое Рухадзе, «На ясный огонь» по рассказу Михаила Зощенко с Татьяной Дорониной и Львом Дуровым в главных ролях,  «Рассказ о простой вещи» по рассказу Б.Лавренева с Арменом Джигарханяном в главной роли
     Старинной улице Симферополя есть, что вспоминать и есть чем гордиться.
Если её привести в порядок  и благоустроить, она займет достойное место среди туристических объектов города.
               

                На фото автора
                Дом с часовней, в котором жил святитель Лука 

                (Продолжение следует)

                Опубликовано: Газета "Республика Крым"№28(12.12.2013)