Уроки милосердия

Калина Горькая
 

                "Пропал день без милости.
                Пропал день для души твоей."
                Старец Захарий.

 В детстве, когда мы с мамой или бабушкой проходили
мимо людей, просящих подаяния, то всегда давали денежку и,
не ожидая благодарности, шли дальше.
Мама мне рассказывала, что, когда она была маленькой, 
в их доме частенько останавливались нищие. Неделями,
а то и годами, жили какие-то одинокие старушки.
И никто из детей не смел их обидеть.  Дедушка - мамин отец,
строго следил за этим. Мамочка моя - самая младшая и
единственная любимица папы, навсегда получила строгий урок
 от отца. Нечаянно погубив крошечных утят в тазу
 с ледяной водой, она на вопрос отца: "Кто же это сделал?"
пальчиком показала на одну из старушек, проживавших в их доме...
Гнев отца был велик, когда выяснилось, что его любимая
дочь солгала. "Запомни, - возмущенно кричал дедушка, - ложь –
это самое отвратительное на свете!  Кто врёт, тот и крадёт!"
И я не припомню, чтобы моя мама говорила неправду.
Она потому и братьям письма в Москву про наше невесёлое
житие писала редко: "Правду не напишешь, а врать нельзя".

Как-то мы с мамой проходили мимо скверика, где
в чёрном пальто с поднятым воротником и всклокоченной
шевелюрой сидел мужчина, чем-то напомнивший мне
Жана Волжане - героя из "Отверженных" В.Гюго, бывшего
каторжника, осуждённого на девятнадцать лет тюрьмы
за кражу хлеба для семьи своей сестры.
Мама рассказала мне, что он  болен  алкоголизмом  и
дети   выгнали его за это на улицу.
Теперь он живёт на подаяния, ночует в подвале,
нищенствует. С такими жить, конечно, тяжело. Но...
 
Следующим утром, идя через сквер с рублем в кармане,
я, немного волнуясь, подошла к этому несчастному бродяге
и протянула ему рубль,  сказав: "Вот,
Вам просили передать", - побежала в школу.
О! Его искреннее удивление и восторг благодарности
стоили гораздо больше, чем неделя невкусной еды!
Маме, конечно, я ничего не сказала. Жили мы тогда почти
за чертой бедности, и я не стала её расстраивать...
Она и так очень переживала из-за моей худобы.

Про милостыню мама объяснила мне просто и доходчиво:
 " Можешь дать - дай, не можешь - не осуждай! Запомни,
давать всегда легче, чем просить. Не веришь? Встань
 и протяни руку - сама увидишь, через что надо перешагнуть.
Но человек, просящий во много крат честнее и лучше крадущего!
Никто не знает, что в жизни может случиться...
И, ещё, желательно добрые дела делать не на показ, лучше вообще
инкогнито, не рассказывая никому об этом и не похваляясь.
И тем более, не проверяя, на что пойдёт помощь или подаяние.
Только тогда всё и есть от чистого сердца и пользу принесёт.
Только бескорыстное добро - добро. За него никто ничего тебе не должен.
Это не сделка. Это твоя добрая воля. Возможность делать добро и так 
большая радость. И ещё. Добро, навязанное насильно, хуже зла». 
Так учила меня моя мама.