Притча о снежном барсе и трёх гиенах

Анна Голицына
Эта в высшей степени поучительная история произошла на Чёрном континенте, где, как известно, живут гориллы, крокодилы, леопарды и, конечно же, царь зверей – лев. Помимо благородных хищников Африка славится тропическими лесами, снегами горных вершин, саваннами и пустыней Сахара.  Говорят, эта самая Африка и есть колыбель жизни на Земле, во всяком случае, этот факт наглядно подтверждает то, что царь зверей живёт именно там, а не какой-нибудь там холодной Сибири. Видимо поэтому бурый медведь не может быть царём зверей, не в той стране родился.

Однако же, в огромной стране Африке львов много, а как понять кто из них  главный, чтобы стать рядом с ним если не царём, то хотя бы приближённым к его особе? Эта мысль не давала покою снежному барсу, путешествующему в трюме корабля. Его продали из российского зоопарка в американский для того, чтобы эти самые американцы видели какие не слабые кошки населяют Россию. Но снежный барс  не понял своего великого предназначения в геополитическом потрясании кулаками – а вот вам! – и слинял с корабля на остановке  в Африке, чтобы окончательно прояснить ситуацию с царём зверей.

В несколько прыжков он перекрыл город и оказался в саванне, а затем в лесу, где были высокие деревья, сочная зелень и немереная влажность. Барс хоть и отличался богатырским здоровьем, а к такому не привык и как-то поник и даже не мог охотиться, а только лежал под деревом и тяжко дышал.

Он много слышал об Африке, пустыня или скажем там снежные вершины, пришлись бы ему по душе, но ведь надо было знать дорогу, а главное нужно было окончательно разобраться с этим самозванцем. Одним словом,  подыхающий, но не сдающейся хищник с гулко бьющимся сердцем брёл себе по лесу, пока вдруг не столкнулся нос к носу со стайкой хихикающих гиен. Барс приоткрыл глаза пошире, понял, что эти зверушки хотят откушать его мяса, как им положено природой и решил вступить  с ними беседу.

-  А где здесь живёт царь зверей?

- Хи-хи, - отвечали гиены,  - мы знаем, но не скажем. Мы его свита. А тебе зачем?

- Хочу его найти и спросить, а с чего он взял, что он царь зверей?

- Мы можем тебе сказать, - переглянулись гиены, -  и сказали бы, если бы ты мог, например, для нас охотиться. Ты вон какой большой, только тебе конец. А мы его ускорим.

- Охотится я могу, - отвечал снежный барс, -  Только не в этом лесу, а в саванне.
На том и порешили. Свита царя зверей вывела гостя из далёкой страны в саванну, где предложила поймать им парочку гну, пообещав за службу знакомство и рукопожатие с царём,  а также долгую и счастливую жизнь с красивейшими самками при дворе царя. В саванне барсу полегчало, он малость поразмялся и поймал гну, одного, второго, третьего…. Гиены  отдыхали, пировали, снова отдыхали, наблюдая за прыжками большой кошки, за тем как заморский зверь на глазах худел и обрастал мышцами. Троица же только подставляла увеличивающиеся животы солнцу, выдавала барсу всё новые и новые задания, в качестве поощрения знакомила с леопардами и пантерами, и даже тиграми, но до льва дело всё никак не доходило.

Жизнь эта барсу порядком поднадоела. Охотясь, он наблюдал за свитой короля и всё больше в нём разочаровывался заранее, ведь каков король, такая у него и свита. Шавки эти по большей части сплетничали и ссорились между собой, а если не первое и не второе, то вместе кидались на встреченного одинокого тигра. Победить они его не могли, но подёргать за усы иногда удавалось. В конечном счёте, барсу совсем надоело их общество, и однажды рано утром он решил держать путь, но не куда глаза глядят, а как посоветовали тигры – далее на Восток, где жил царь зверей.

Гиены долго бежали за ним следом, тявкали, угрожали, пытались укусить хотя бы за лапы, но не получалось, потому за месяцы пиршествований животы изрядно увеличились, и  тянули к земле, а оставаться без бесплатной рабочей силы им не хотелось.

Барс миролюбиво объяснил им свою позицию, вслед понеслось улюлюканье, но он уже не слышал -  впереди его был прайд. Лев был величав, он возлегал в отдалении от львиц и многочисленных детей своих.  Он с достоинством взирал на каждого, кто подходил к нему, разрешал его тяготы мудрым словом  - одним словом внушал уважение и понимание того, почему именно он и есть тот самый царь зверей. Снежный барс тоже подошёл к нему и спросил.

- Почему все называют тебя царём зверей?

- Каждый волен называть меня так, как ему вздумается,  - отвечал лев. - Если называют так, то это их право. И я нечего не могу с этим сделать.

- Но разве ты не царь? – удивился барс.

- Нет,  -  ответил лев, -  Я просто лев и живу так, как считаю нужным. Когда меня о чём-то просят, я не отказываю.  Думаю, меня за это уважают.

Барс  подумал, и решил, что льва есть за что называть царём.

- Скажи мне, царь зверей, а почему же тогда гиены заставляют охотиться на них, чтобы познакомиться с тобой? -  спросил он.

- Это они плохо делают, - опечалился лев. – Их действия не принесут пользы саванне. Ты расстроил меня, гость, потому что теперь  я думаю, что  если я не накажу гиен, то мира в Африке не будет.

Сказав это, царь зверей позвал молодых, почти взрослых уже львят и сказал им пойти вместе с гостем и выполнить его волю в отношении тех, кто мошенничал, обманывал и вводил в заблуждение. Барс поблагодарил льва, и пообещал, что обязательно вернётся домой, чтобы там, где он живёт навести такой же порядок.

Тройка гиен всё так же хихикала, сплетничала и ссорилась, когда  мягкая лапа снежного барса погнала их далеко-далеко туда, где холодно и нет никого, кого бы они смогли обмануть, пользуясь чужим добрым именем -  на Северный полюс, где бродит одинокий белый медведь и множество толстых пингвинов. На льдине гиены пересекли большую воду, и снежный барс позаботился о том, чтобы белый медведь взялся учить их уму-разуму, а сам отправился наводить порядок дома.

Мораль: не бей ногами лежачего – он может подняться.

19 сентября 2013 года