Тельняшка

Евгения Козачок
 На ежегодный конкурс Морская история 3
Владимир Пастернак  - http://proza.ru/2020/06/28/1213



 В Конкурсе-гиганте - Все профессии важны - в третьем туре рассказ занял 1-е место.

В нашем 4-А классе мальчиков больше чем девочек. И когда Тамара Михайловна  предложила нам  выбрать интересную профессию, чтобы пригласить человека этой профессии  в класс, то девочки предлагали пригласить врача, экономиста, юриста. А мы, мальчишки, почти единогласно попросили пригласить Генку, моего брата, который позавчера приехал домой в десятидневный отпуск.  Получил он его за геройский поступок. И тема мероприятия была определена – «Тельняшка».

 Решили  в долгий ящик встречу не откладывать, а  завтра же на  воспитательном уроке и послушать Генку о его службе на корабле. Тамара Михайловна написала на красивой открытке приглашение и отправила со мной ещё Ирку,  Петьку  Вовку,  придав тем самым солидность нашей делегации.

При виде такого эскорта,  сопровождающего меня, дома все удивились, но увидев Ленкину торжественность, с которой она звонким голосом читала вслух приглашение,  все сошлись во мнении, что Генка завтра непременно должен быть в назначенное время в 4-А классе. Отказ -  неуместен.  Так что тому  ничего не оставалось, как согласиться.  Делегация  ушла довольная  удачно выполненным  поручением. Как только они вышли, Генка дал мне лёгкий подзатыльник за мой длинный язык и удручённо заявил:

- Ох, и задали вы мне задачку! Ну и о чём я буду им  рассказывать?

Папа, мама и сестра Валя посоветовали ему рассказать о корабле, какой он красивый и о своей специальности сигнальщика. А я сказал, что ему будут задавать вопросы, так что успевай только отвечать.

- Какие вопросы? А вдруг я не буду знать на них ответ, что тогда, позор? Не пойду.

- Пойдёшь. Ты нам уже пообещал. А моряки,  сам мне говорил, слово держат  крепко. Ты лучше вспоминай, что знаешь о тельняшках. А то у нас тема «Тельняшка» и  такой вопрос точно кто-то задаст. Да Ирка первая и задаст, знаешь, какая она любопытная.

- С тельняшкой проблем не будет. Нам лекции две о ее появлении читали. Помню почти всё, так  что  об этом  я смогу рассказать.

Генка на следующий день пришёл в школу как раз во время перемены.  Надо было видеть, как встретили его!  Молодой, высокий, красивый,  в настоящей морской форме, он произвёл фурор.  Девчонки  со  старших классов  затаили дыхание, парни с завистью смотрели,  а  малыши начальных классов и мальчишки из нашего класса смотрели на моего брата как на чудо, дотрагивались руками до костюма,  спрашивали «а что это?»  и не знали, где  усадить  или поставить  Генку,  пока в класс не зашла Тамара Михайловна.  Увидев моего брата, она покраснела, как на первое сентября, когда мы ей все свои букеты вручали и с праздником поздравляли.  Братец мой тоже засмущался и сразу не мог ответить,  как его зовут. Мы хором сказали: «Генка». И Тамара Михайловна представила нам его, как артистов представляют перед зрителями, когда они выступают. Но Генка не спешил начать свой рассказ, он неотрывно смотрел на Тамару Михайловну. Я забеспокоился. Думаю: «Всё, Генка в ступоре и не сможет ничего рассказать.  Опозорюсь тут вместе с ним. Проходу не будет потом от пацанов».  Класс тоже притих,  смотря  на  Генку и Тамару Михайловну.  И я понял, что они понравились друг другу (видел в кино, точно так смотрели друг на друга  те, кто потом женятся). Тамара Михайловна первая отвела от Генки глаза,  посмотрела на нас, как будто впервые увидела, и спросила:

- Так на чём мы, дети, остановились?

- Мы не остановились. Мы ещё даже не начинали.

- Ах, да, Геннадий, пожалуйста,  расскажите нам о своей  службе на корабле.

Генка  откашлялся  как заправский оратор и начал рассказывать  о том, где учился, как учился и  как важно  для будущего хорошо учиться, быть послушными и внимательными.  Вообще  говорил точно так, как Тамара  Михайловна. Они что сговорились что ли? Все про учебу и про учебу? Я Генке  начал подсказывать, о чём он должен рассказывать, рисуя у себя на груди полоски, чтобы он догадался, что надо хотя бы про тельняшки  поведать.  Генка посмотрел на меня  и начал рассказывать о  службе.

- Так вот продолжаю. После того  как я прошёл курс молодого краснофлотца  в учебном отряде, получил флотскую специальность сигнальщика,  был направлен на постоянное место службы на краснознамённый крейсер. Вначале было очень трудно. Но постепенно мы, молодые, привыкли. Началась настоящая флотская служба. Корабль часто выходил в море на учения.  Через год я стал настоящим моряком. В процессе службы  на корабле были не только трудности, но и интересные случаи. Как-то наш корабль под флагом командующего эскадрой принимал участие в общефлотских осенних учениях в так называемом «мандариновом походе», в которых участвовал весь Черноморский флот. По ходу движения эскадры проводились стрельбы: орудийные по движущейся мишени,  воздушные по конусу, торпедные по кораблям условного противника. Во время учения мы наблюдали, как эсминец торпедировал корабль условного противника учебной торпедой.  Учебная торпеда, после того как попала в цель, должна была всплыть, а корабль, выпустивший торпеду, должен её обнаружить и поднять на борт. Торпеда, даже учебная, это сложный механизм и дорого стоит, поэтому она многоразового использования.

Однако получилось так, что служба наблюдения эсминца не смогла проследить за движением торпеды и потеряла её с видимости.  Несмотря на это,  учения продолжались, корабли эскадры двигались по заданному курсу вдоль побережья. Командующий  дал указание командиру эсминца оставаться на месте до обнаружения торпеды и взятия её на борт.  Учения проходили дальше. И лишь на третьи сутки эскадра легла на обратный курс,  где находился эсминец.  С приближением  наша служба наблюдения обнаружила эсминец на горизонте. С правого борта был мой сектор наблюдения. Я стоял на приборе, который мы называем визир. С помощью этого прибора и обнаружил головку плавающей торпеды.  Согласно инструкции,  я громко доложил: «Вижу головку торпеды справа 70/120 кабельтовых». Тут же мой доклад был передан в командный пункт, в рубку командира корабля, где находились командующий  эскадрой и командир корабля. В ту же минуту они поднялись на сигнальный мостик и потребовали показать им плавающую торпеду. Убедившись, что справа по борту действительно находится торпеда, командующий спросил: «Кто первым обнаружил торпеду?» Командир чётко доложил: «Первым обнаружил торпеду старшина второй статьи…» и назвал моё имя. После чего командующий сказал: «За проявленную бдительность и своевременное обнаружение торпеды старшине второй статьи, то есть мне, по приходу на базу предоставить отпуск на десять суток». Чему я очень обрадовался  и приехал домой. Вот и всё о так называемом «геройском» поступке.

Класс молчал и только Колька сказал: «Ничего себе!» Никто не понял, что он имел в виду, но все зашевелились и не Ирка, как я предполагал, а Васька  задал Генке вопрос: «А форма и тельняшки у всех моряков одинаковые? И почему рубаху называют  тельняшкой и почему она полосатая?»
Генка  с облегчением вздохнул. Об этом ему легче говорить,  нежели о себе.

- Название «тельняшка» легко объяснимо – ведь это нательная рубаха, «тельник».  Ну, а на счёт того, почему она полосатая, существует много версий. Самая первая и, пожалуй, верная, это та,  что чёрно-белые робы издавна одевали, отправляясь в море,  бретонские  рыбаки для того, чтобы на расстоянии отличаться от рыбаков других национальностей. Потом  такие робы начали надевать моряки европейских флотилий. А позже,  чтобы отличаться, каждая страна вносила свои изменения  в количество полос и их цвет. Многие считали эти полосы своим оберегом. Но  главное назначение  чёрных полос в том, что такая расцветка была хорошо видна на большой высоте среди белых парусов, когда матросы управлялись с ними на реях. Пётр I перенял для своего флота морскую форму Нидерландов.  А  Александр II утвердил «Положение о довольствии команд Морского ведомства по части амуниции и обмундирования, где описывался внешний вид тельняшки: «Рубашка  вязаная из шерсти  пополам с бумагою;  цвет рубахи – белый с синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на один вершок (на 44,45 мм). Ширина синих полос - четверть вершка. Вес рубахи полагается не менее 80 золотников (344 грамма) …»

Можно ещё много рассказывать  об истории тельняшки, но  я думаю, что это для  девочек будет совсем не интересно. В настоящее время  в российских и украинских войсках носят разноцветные тельняшки.  У моряков и воздушных десантников полоски небесного, светло-синего цвета. Чёрные полоски  у  тельняшек подводных сил ВМФ и морской пехоты;  васильковые -  у спецназа ФСБ и президентского полка; светло-зелёные – у пограничных войск, краповые -  у спецназа ВВ МВД и оранжевые – у подразделений МЧС.  Зная  об этом, вы можете определить,  в каком роде войск служит  человек.

Зауважал  я  брата своего после этого. А дома ни о чём нам не рассказывал.

Тамара Михайловна сказала:
- Дети,  давайте поблагодарим Геннадия за очень интересный  рассказ о службе на морском флоте. И  если ни у кого нет больше вопросов,  все на сегодня свободны.

И так хитро отправила нас домой, а  сами с Генкой в классе остались. Я ожидал его на улице, чтобы домой вместе пойти и чтобы видели, какой у меня брат.  Но они так долго (вероятно о тельняшках)  говорили,  что я не выдержал голода.  Дома  рассказал, как на Генку с восхищением  в школе все смотрели  и  что он очень интересно обо всём рассказал. Так  что напрасно боялся идти.  Мама, папа, сестра тоже загордились Генкой.  А папа спросил:

- А где же это наш герой задержался?

- Так он в классе с Тамарой Михайловной остался.  Не всё ещё про тельняшки рассказал.

Все заулыбались. А я только  в конце учебного года узнал, почему Генка и Тамара Михайловна так долго говорили. Они влюбились с первого взгляда  друг в друга. Об этом  и  о том,  что брат и моя учительница  пишут друг другу эсемески, разговаривают по мобильному телефону, рассказала мне сестра, а ей Генка.  И что Тамара Михайловна  ждёт - не дождётся,  когда Генка возвратится со службы домой.  Хорошенькое дело! Они влюбились, а мне  как быть?  Как мне теперь Тамару  Михайловну  называть?  Тамара, что ли?  Хорошо, что они  полюбили друг друга,  когда я учился в четвёртом  выпускном  классе.  В пятом классе у нас будет новый  классный руководитель  и  по каждому предмету  другой учитель.  И к этому тоже придётся привыкать.  А пока я жду Генку. Он сказал, что отдаст мне свою тельняшку. А мама обещала перешить её, чтобы была по моему размеру. Говорят, что мы с Генкой похожие. Я не такой, конечно, красивый как он, но если подросту и стану моряком, то буду похож на него. Я теперь точно знаю, что будущая моя профессия - моряк. Сложно будет учиться, но я смогу стать капитаном военного корабля.

17.09.2013 г.
    20:58