Душенька

Аглая Юрьева
    Вчера в комнату влетела бабочка. И не какая-то там белянка vulgaris, а то, что называем павлиньим глазом. Во времена моего детства такие были у нас редкостью, а нынче их навалом. Однако я встревожилась: по славянским мифологическим представлениям бабочка связана с потусторонним миром и прилет ее в дом не сулит ничего хорошего. Попыталась ее направить обратно, но бабочка не муха-рационалистка, которая бешено ищет выхода - и находит. Бабочка - существо амфотерное, а говоря словами первого министра из "Обыкновенного чуда", "ну дура дурой". В общем, полетела она туда, где выхода (вылета) нет. Пока я судорожно штудировала статью из "Славянских древностей" под редацией Н.И.Толстого, что мне ждать от этой инфернальной вестницы, бабочка куда-то пропала, из чего я поняла: все ж не такая она и дура.

    Успокоилась. Поскольку про восточных славян в их отношениях с бабочками ничего плохого написано не было ( а единственный пример из белорусского быта не в счет),я решила, что это просто душа нашей собаки залетела. Болгары так и считают, что бабочки - души, даже говорят: "Вон душенька полетела".

    Кстати, почему павлиний глаз? Вы глаза у павлина видели? Ну, не как у совы, а в общем, круглые и темные. Как у гигантского воробья, например. Нет, все дело не в голове, а в задней части - в хвосте. На павлиньем хвостовом пере узор, напоминающий глаз со зрачком. А у бабочки похожие кружочки на крылышках. Но вот как ни крути - опять плохо. И опять-таки по славянским представлениям! В доме не должно быть ...ГЛАЗА. То есть ничего, напоминающего глаз. А несколько лет назад все помешались на павлиньих перьях. (Это сколько ж надо павлинов ободрать, дабы удовлетворить желание граждан!).
 
    А утром я увидела бабочку на занавеске. Переночевала, видать, на цветах. Странно: я вечером цветы поливала - не заметила. Мимикрия, однако. И дура дурой!

2010