Об Айзеке Азимове и проблемах... языкознания

Аглая Юрьева
    Имя Айзека Азимова я узнала  в  пятом классе, когда в газете "Moscow News" печатался его роман "The naked Sun" (потом еще на Ленинградском ТВ был одноименный спектакль). Этот роман в адаптированном и сокращенном виде нам нужно было читать на уроках английского. В общем, фантастику я не полюбила с детства, да так и не полюблю, по-видимому. Это, пожалуй, плохо.

    Так вот об Азимове. При его небывалой литературной продуктивности он умудряется еще заниматься просветительством и издавать популярные сборники на разные темы. Среди этих сборников - "Слова в науке". С подзаголовком "История происхождения научных терминов". По сути книга - сборник очерков или эссе (как угодно), каждый из которых посвящен тому или иному термину. А термину ли? Да, Азимов рассказывает, как образовался тот или иной термин, каково его первоначальное значение. Но речь не идет о слове, речь идет о понятии или реалии. Да, это общее заблуждение тех, кто не занимается специально языкознанием. Им кажется, что они исследуют слово, а на самом деле находятся на ином уровне (как правило, понятийном).

    Конечно, не хаять Азимова я взялась. О нем ничего кроме хорошего сказать не могу. У нас есть несколько его сборников, а названный лежит неподалеку. Я о другом. Обычно шутят, что все разбираются в медицине, педагогике и еще в чем-то. Вот в чем - не помню. Мне кажется, что в  языкознании. Потому что судят смело о языке, высмеивая дураков-лингвистов, которые не догадываются о том, что очевидно. Зачем им просиживать штаны, когда яснее ясного: Радуга - это дуга бога Ра. Журналисты, историки, математики пишут статьи и книги по проблемам языка, не удосуживаясь заглянуть в вузовские учебники по историчекой грамматике и общему языкознанию. Ходят в авторитетах Задорнов, Чудинов, Фоменко и иже с ними.

   А между прочим, академик Колмогоров, математик, не попирая других наук, издал работу по новгородскому землевладению XV века, а потом его математические открытия сыграют главную роль в работе известного лингвиста А.А.Зализняка.
 
   Либо ты (если хватает ума, как у знаменитых просветителей - Колмогорова, Адодурова, Барсова) изучаешь чужую науку от аза до ижицы, либо занимайся только своим делом и, как сказал Пушкин, "суди не выше сапога".

2010