Незрелый ум

Александр Азовский
«Братья! Не будьте детьми умом» (1Кор. 14:20).

Этот совет апостола Павла, на первый взгляд, противоречит призыву Спасителя: «Будьте как дети». Противоречие только кажущееся, и объясняется просто. Для наших родителей мы всегда остаёмся детьми, даже если взрослеем, и у нас появляются свои дети. Так же и по отношению к Богу — мы Его дети, и должны быть послушными, простыми, незлобивыми, быстро забывающими обиды. Или, как апостол увещевает: "На злое будьте младенцы". Однако духовно развиваясь и совершенствуясь, мы должны переходить к мужеподобному состоянию, иметь "ум Христов". Об этом свидетельствует Апостол язычников в 1-м послании Коринфянам (13:11): "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое" — писал Апостол Павел.
Разумеется, не всегда этот духовно зрелый ум правильно оценивался окружающими. Однажды римский правитель Порций Фест заявил ему: "Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до сумасшествия".
Нам известно, что Апостол Павел от всего отказался, всё почёл за сор ради Христа, о Котором он писал: "Ибо, для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение". И христиан он призывает быть богоцентричными в своём мировоззрении: "А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, а для умершего за нас и воскресшего" (2Кор. 5:15).

Когда-то в астрономии считалась истинной птолемеевская геоцентрическая система, согласно которой земля является центром вселенной, а солнце и планеты вращаются вокруг неё". Долгое время попиралась истина ложью, пока польский астроном и священник Николай Коперник не открыл, что в рамках нашей солнечной системы, не земля, а солнце является центром. Стоит заметить, что не сразу образ мышления Коперника был признан нормальным. Кстати, на его надгробном памятнике есть такая надпись: "Не той благодати, какую получил Павел, не той благосклонности с какою Ты простил Петра, а той милости, которую Ты дал разбойнику на кресте, той милости прошу я у Тебя!" Наше духовное мышление должно перестроиться с эгоцентричного на христоцентричное, где Христос, как Солнце правды должен стать центром нашей жизни. Жить не для себя, а для Него! А то, что мы делаем братьям во имя Его, то мы делаем Ему!

В этом смысле детскому уму присущ эгоизм. Как-то я спро¬сил пятилетнего мальчика:
— Ваня, у тебя есть брат?
— Есть, Коля…
— А у Коли есть брат?
— Нет, только у меня есть брат.
— Послушай, неужели у Коли нет брата?
— Нет, у Коли нет брата.
В чём дело? Мальчик прекрасно осознаёт,  что у него есть, брат,   но не  понимает, что сам является  братом своему брату. Почему? Для этого надо "раздвоиться", став на точку зрения другого человека. А на это детский ум не способен.
В духовном мире такая детскость ума проявляется там, где мы  считаем,   что  братья  и  сестры  существуют для  нас, а не мы — для них. "Носите бремена друг друга  и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2) — советует Апостол Павел.
 
Эгоцентризм — сосредоточенность на себе, когда человек замыкается на своих ощущениях. Кстати, психически больные люди склонны к аутизму, т.е. к такому образу мышления, когда личность вращается вокруг собственного "я", как вокруг оси. Постепенно формируется бредоносный комплекс, то ли мания величия, то ли неполноценности и самоуничижения. А начало беды в чрезмерной сосредоточенности на собственной персоне. "Счастье заключается в способности выйти из круга своего "я" — говорил известный мыслитель. "Братья, не будьте детьми умом", не подражайте белке, вращающейся в колесе жизни.

Как-то собралась группа учеников Христовых и затеяла спор. "Я главный!" — заявил один из них. "Нет, я!" — закричал другой. Каждый претендовал на первенство. Иисус посмотрел на них с печалью и сказал: "Братья, не будьте детьми умом... По уму будьте совершеннолетними, а на злое — младенцы...
А кто желает быть большим — "будь всем слугою". Дети мыслят конкретно. Они не могут образовывать более сложных абстрактных понятий, размышлять о высоких материях. На вопросы — откуда они взялись? — малыши удовлетворяются ответами вроде "аист принёс", "в капусте нашли".

Безбожники зачастую мыслят чересчур конкретно, а для осмысления «высших материй» необходимо мобилизовать абстрактное мышление. Бог, например, не творил материю из ничего, а из Самого Себя. Вспомните библейское: «Вначале было Слово и Слово было у Бога…» (Ин. 1:1). Как в мозгу рождается мысль? Как она трансформируется в слово, а затем в творческую продукцию в различных жанрах? Если я вижу книгу или читаю рассказ из неё, у меня в голове автоматически отпадают глупые мысли о стихийной самоорганизации материи даже до «книгоподобного» состояния. Тем более, если передо мной литературное произведение со стройной композицией. Я могу, конечно, объявить его продуктом хаотических случайностей, бесцеремонно выбросив автора «за борт» моей близорукой концепции, но это будет неразумно и неэтично. Соприкасаясь с закономерностями окружающего мира, мудрые люди видят в нём Творца с большой буквы и благодарственно относятся к Нему.

К сожалению, иногда даже зрелые люди имеют духовно незрелый ум. Они верят тому, что жизнь возникла вследствие созидательной мощи случайных столкновений. Из этого взрыва абсурда, по их мнению, возникла пыль, которую атеисты лихо научились пускать в глаза своим жертвам. В дальнейшем, говорят, эта пыль стала вращаться и превращаться в желе, а желе — в протоплазму. Хотел бы я посмотреть, как бы безбожники заряжали эту пыль в центрифугу и придавали ей ускорение. Но миллионы лет списывают и эту ересь. В дальнейшем, якобы жизнь стала усложняться, как и в наше время, однако, при всех её сложностях прогресс оказался налицо. Обезьяна, взявшая в руку палку, приобрела вертикальное положение, лишилась хвоста, и стала, как веруют эволюционисты, человеком. К сожалению, процесс превращения обезьяны в человека, и наши дни почему-то приостановился. Говорят — потому, что условия не те, ибо обезьянам в зоопарке создана настолько беззаботная жизнь, а именно — бесплатное питание, тепло, отсутствие трудовой занятости, — что отняло у них стремление самосовершенствоваться.
Впрочем, какая обезьяна в таких барских, тепличных условиях, пожелает в человека превратиться? Ясное дело, только недоразвитая. Потому, дескать,  при столь низкой рождаемости и лучезарной перспективе превращения обезьяны в людей — данный процесс застопорился.
Так привирают "учёные мужи" и "дети умом" восторженно распространяют это словоблудие.
В послании Галатам (4:3) мы читаем, "так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира".

Детскому уму свойственна необъективность, незрелость оценки.
Известный швейцарский психолог и педагог Жан Пиаже анализировал детский ум, тестировал его, рассказывая детям интересные исто¬рии.
В частности, о двух мальчиках — Жане и Анри, которым не повезло.
Жан, споткнувшись, нечаянно разбил поднос с 10-ю чашками. Анри полез на буфет за вареньем — вопреки запрету родителей — и тоже разбил чашку, но только — одну. Кого следует наказать сильнее — Жана, разбившего 10 чашек, или Анри, разбившего одну? У нас, взрослых, на этот счёт сомнений нет, мы не любим непослушания. А вот 4-х и 5-тилетние дети не сомневаются в том, что всыпать больше нужно Жану как разбившему большое число чашек.
И мы, христиане, нередко неверно оцениваем тяжесть греха. "Этот человек — убийца", — говорим мы. Апостол подчёркивает, что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца". Мы осуждаем прелюбодеяние, но выпускаем из виду, что прелюбодеями в Библии называются верующие, находящиеся в дружбе с греховным миром. Так же поверхностно мы относимся к грехам, совершаемым в словах и в мыслях.
А ведь в глазах Божиих нечистая мотивировка, беззаконная мысль — уже грех. "Кто посмотрит с вожделением... уже согрешает", "Верою Авраам принёс Исаака..." — читаем мы и удивляемся. Как это принёс, если Исаак невредимым вернулся с горы?" — возникает вопрос.
Всё дело в том, что намерение Авраама исполнить повеление Божие, его добрый мотив является в Господних глазах совершённым действием, подвигом веры.

"Не будьте детьми умом, в отношении к греху. Дети склонны к блестящим предметам, к лекарствам в красивых упаковках, ошибочно принимая их за конфеты и витамины. Отсюда — частые отравления. В духовной жизни люди подчас не называют грех своим именем, не осознавая его погибельной сущности. Нравственные акценты смещаются, и голос совести заглушён.
Как-то одного туземца спросили, как он понимает зло. "Зло — ответил он, — это если кто-то у меня украдёт корову".
— А что такое добро?
— Это, если я у кого-нибудь украду корову!— сказал он.
Не будьте детьми умом!

Дети неправильно ориентируются во времени. Для них проблема — "дорожить временем". Тургенев писал, что слово "завтра" придумано для людей, нерешительных и глупцов. И дети живут этим "завтра".
Всем, желающим стать умственно совершеннолетними, нужно обновиться духом ума, препоясать чресла ум« истиною, помышляя о том, что чисто и свято, о горнем, а о земном (Рим. 12:2).
Наше мышление должно быть христоцентричным, нацеленным ни освящение, на всё более полноценное посвящение себя Богу. Только обновлённый ум способен уразуметь превосходящую разумение любовь Христову.
И если в сердце созрело решение, подобно блудному сыну, освободиться от власти врага душ человеческих, который ослепил умы многих людей, то нужно прийти в себя и сказать: "Отче, согрешил я против неба и пред Тобой". Не будьте детьми умом!

(Из авторской книги "Пальма", 1995)