Экзотическая роспись, достойная восхищения

Зура Итсмиолорд
       Каждый  достоин любви. Но не каждый влюбленный и любимый создает  шедевры. Креативные личности расходуют свою энергию, силу ума и кусочек сердца на раскрытие собственного "Я". Их творения радуют глаз и лечат души других.
        Рамазанова Лира Магалиевна родилась в счастливом интернациональном браке лезгина и белоруски. Поэтому и несет радость людям. Красивая, добрая, умная...
    На  хорошо натянутую на раму ткань переносится рисунок. Мысли ложатся в образ, а образ создается мыслью. Образ, создаваемый художником, - сплетение мыслей в единое целое. На белом хлопке легко работать  простым карандашом, а на темной ткани острым мелком или кусочком обмылка. Главное, чтобы четко виднелись линии, по которым наносится резервирующий состав, который предварительно проверен на другом кусочке ткани, оставляет ли он он расплывчатые плямы или, наоборот, не пропитывает нужный отрезок. Отрегулировав консистенцию состава и скорость передвижения рейсфедера, мастер приступает к работе.
             После того, как резерв просыхает, замкнутый участок рисунка делают влажным, чтобы убедиться, что вода не растекается за контур. Стеклянная трубочка с резервуаром для красящей смеси имеет загнутый конец. Ширина линии  зависит от толщины стекла.  Рейсфедер, наполненный краской, оставляет следы на влажной ткани от светлых участков к темным. Иногда приходится пройти сомнительные участки резерва, даже с изнаночной стороны.
           В этом творческом процессе  батика работает фантазия. Роспись меняется, добавляется, разбавляется. И создается шедевр. Прерывая процесс нанесения краски, трубочку  освобождают от краски и заливают водой. А по  окончанию работы  ее  промывают бензином с помощью гнущейся алюминиевой или медной проволоки  и просушивают.
             Завершив окрашивание, художник отставляет работу в сторону, чтобы краска просохла. Затем эту краску закрепляет отпариванием, не забывая при этом следить за тем, чтобы не образовывались складочки. По предварительно окрашенной ткани проходят утюгом, а затем ткань полоскают сперва в холодной, следом - в горячей воде. Шелк и шерсть окунают в уксусный раствор воды минут на десять, другие же ткани кипятят со стиральным порошком, предназначенным для цветного белья.
      Заметили, что это кропотливая работа, на которую нужны крепкие нервы и терпение?
     Натуральный шелк, крепдешин, шифон, крепжоржет, бязь, батист, которые подходят для горячего батика кипятят, чтобы удалить искусственные дополнения в составе.
Медный резервуар с тонкой трубочкой по которой стекает воск прикреплен в бамбуковой ручке. Кстати, он разработан на острове Ява - исторической родине возникновения художественной росписи по ткани и называется тьянтинг. Батик (batik) — индонезийское слово, означающее «капля воска». Дело в том, что парафин, резиновый клей, некоторые другие смолы и лаки при нанесении на ткань не пропускают через себя краску, тем самым «резервируют» отдельные участки ткани от окраски.
      Эластичный упругий воск с парафином предварительно растапливаются перед применением. А от качества текстильных красок зависит дальнейшая работа: то ли просушивать ткань утюгом, то ли держать над паром. Крупные участки ткани покрывают воском при помощи кисти с жесткой щетиной.
     Мягким простым карандашом наносится шаблонный рисунок на натянутую на раму ткань.
Растопленный в жестяной баночке на водной бане воск проверяется на пригодность к применению. Если капля его на бумажной салфетке застывает, то надо еще растопить, а если растекается, то перестарались. Слишком горячий воск не даст четкой линии на ткани. Идеальная температура, если на изнаночной стороне ткани проходит равномерная линия.
          После послойного нанесения краски при окрашивании воск удаляется проглаживанием кипы газет, которыми накрыта ткань до тех пор, пока не перестанет проступать воск.
          Своеобразие почерка  Лиры Рамазановой в индивидуальной неповторимости ее труда. Свободная роспись с контурной наводкой переплетается с резервирующим составом.
Рисунки, созданные свободными мазками, имеют насыщенный цвет и формы. Свободная роспись доработана графическим рисунком, а фоновые перекрытия произведены на ограниченных резервуаром участках.
           Буйная фантазия художника создает уникальные вещи, которыми можно любоваться часами. Её работы греют в холод, освежают в зной, прогоняют грусть и печаль, избавляют от мигрени и ломоты в костях. Кажется, что мир становится ярче и добрее.
           Экзотическая роспись восхищает, и хочется иметь частичку творений рук и мысли Лиры всегда с собой.


_______________________________
От автора: Лира Магалиевна Рамазанова - профессиональный художник (художественно-графический факультет ДГПУ, 1986 г.), член Творческого Союза художников России, член Союза дизайнеров России, член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, модельер. Имеет троих детей, которым привила интерес к созидательному творчеству (эмаль, витражам, скульптура, бисероплетение, акварель, масло).


1997г. - Участие в выставке, г.Дюссельдорф, Германия,
2001г. – Персональная выставка, г.Москва,
2002г. – Персональная выставка «Мир прекрасен», г. Махачкала,
2004г. - Персональная выставка «Полет души», г.Железноводск,
2004г. - Персональная выставка «Симфония красок», г.Махачкала,
2007г. - Выставка "Феродиз"
2005г. – Выставка юга России, г.Железноводск,
2006г. - Выставка юга России, г. Железноводск
2007г. – Персональная выставка, г.Железноводск
2010г. - Вернисаж художников России, г.Пятигорск
2013г. - Персональная выставка. г.Грозный, ЧР