Некоторые размышления о федеративном договоре

Фейзудин Нагиев
Зачастую патриотизм многочисленного народа становится национализмом по отношению к народу малочисленному. (Зиаф Иварук).

В последнее время слышатся голоса, что у русского народа нет своей государственности и поэтому необходимо создать Русскую Национальную Республику. Или, говорят, что лучше создать несколько региональных русских республик: Уральскую, Сибирскую и т.д.
В пользу того, нужна ли для русского народа своя отдельная республика, у меня аргументов мало, ибо у русского народа, как у государствообразующей титульной нации, есть все права (гораздо больше прав, нежели у других народов). Но я бы желал, чтобы субъектами Федеративного договора вместе с национальными республиками, краями, областями, признавались и нации, не имеющие свои национальные территории.
• По данным переписи 1989 года лезгин в СССР 467 тыс. человек. Хотя по самым скромным подсчетам сегодня в стране проживают более полутора миллиона лезгин, а две трети народа на своей исконной земле проживает в Азербайджане.
• Согласно данным СМИ, в Азербайджанской ССР было 3593 школы на азербайджанском, 163 школы на русском, 181 школа на армянском языках. Но ни одной школы для более миллиона лезгин в этой республике.
• Даже и в чисто лезгинских районах и населенных пунктах все вывески и названия учреждений даны на азербайджанском (в Азербайджане) и на русском (в Дагестане) языках; хотя можно было бы продублировать их и на лезгинском.
• Для 90 тысячного населения Кусарского района (где 95% лезгин) районная газета лишь одну страницу из 4-х печатает на лезгинском языке.
• В Азербайджане идет тенденция смены местных лезгинских (алпанских) названий, с каменных стен и могильных камней стирались древние надписи, с кладбищ неизвестно куда увозились камни. Лезги мечеть в городе Баку простоявший 800 лет (с 1167 года), лишена своего исконного названия.
• Лезгины в Азербайджанской ССР вынуждены были записаться азербайджанцами, дабы избежать искусственных трудностей на пути к поступлению в учебные заведения, на работу и др., лезгины должны были платить 400 рублей, словно не коренная нация.
• Лезгины лишены возможности на традиционное оформление своих фамилий и отчеств; вместо лезгинского «хва»/ «руш» добавляют окончания «оглы»/ «кызы»  в Азербайджане; «ев» и «вич»/ «овна», «евна» в России. В результате этого у постороннего складывается впечатление, что по обе стороны реки Самур проживает два разных народа. Ведь противоестественно, чтобы одна и та же нация носила разновидные фамилии, отчества.
Населенным пунктам и топонимике, гидронимике и прочим названиям необходимо вернуть исконные лезгинские названия.
В селах раньше не расселялись (не строились) строго по обе стороны улиц. Как таковых улиц в русском понятии в старых лезгинских селах. Раньше (да и поныне) для характеристики определенного места села пользовались понятием «маhле» (квартал). В целях сохранения национальных культурных традиций, важно названия соответствующих маhле сохранить.
Дошло до того, что национальный патриотизм – например, воспевание своей малой Родины, своей земли, уголка лезгинской природы воспринимается чуть ли не за национализм. Если воспеть город Кцар (Кусары, исконную землю Лезгистана) или гору Шахдаг или же реку Кудиял, или же столицу древней Албании город Кьвепелек (Капалак) – то считается, что это выступление против дружбы народов, оскорбление азербайджанского народа, ибо эти лезгинские земли причислены к Азербайджанской ССР и виновны в этом опять же лезгины. Уж одно это заявление и обвинение в национализме лезгин, само звучит национализмом по отношению к лезгинам, оскорблением их национального достоинства.
В планах Турции, а также азербайджанских мусаватистов было создание независимого тюркского государства и объединение в перспективе территорий севернее и южнее Аракса. Так как население по обе стороны государственного рубежа – советского Азербайджана и иранского Азербайджана этнически однородно (азербайджанцы), говорит на одном языке, исповедует одну религию, имеет общую культуру. Эту идею также поддерживали Сталин, Берия, Нариманов, Багиров.
В 1918 г. была провозглашена Демократическая Республика Азербайджан, правительство которой возглавили мусаватисты. Эта республика включила в свою территорию и Южный Лезгистан, но просуществовала два года.
В 1920 г. при поддержке Одиннадцатой Красной Армии здесь была установлена Советская власть и провозглашена независимая Социалистическая Советская Республика Азербайджан (что узаконило захваченные мусаватистами лезгинские земли). И в этом же 1920г. на территории Ирана была провозглашена Советская Республика Гилян во главе с Кучен-ханом, - результат политики «экспорта революции». Иранских поданных, которые приезжали (с середины 19 века) в Россию на заработки после революции не выселяли (в Азербайджане и Туркестане многих агитировали вступить в существовавшую в 1917 года партию «Адалят»).
После второй мировой войны попытка создания Советской Республики в Иране была возобновлена. Здесь в 1945г. образовалась Азербайджанская демократическая партия. Тогда-то и начинает широко обсуждаться идея об объединении двух территорий с названиями «Азербайджан». Причем в то время особенно и не скрывалось, кто автор этой идеи. Автором идеи, добиться автономии Азербайджана в пределах Ирана, чтобы затем объединить, был первый секретарь ЦК КП Азербайджанская ССР М.-Дж.А.Багиров. С этими планами он ознакомил лично Сталина, и тот дал ему полную свободу действий.
Даже после окончания второй мировой войны Советский Союз вывел свои войска из Ирана на полгода позже под нажимом Ирана, ООН и президента США Трумэна, который пригрозил «вождю всех народов» применение атомной бомбы против СССР.
Что же досталось лезгинам от общего социалистического «пирога»?
С первых же дней жизни Советской власти по отношению к лезгинам была допущена вопиющая несправедливость: при провозглашении на чрезвычайном Съезде народов Дагестана 13 ноября 1920г. Дагестанской автономии делегации Самурского и Кюринского округов отсутствовали. А Председатель Дагестанского ЦИК Нажмудин Самурский находился в Гунибе для уничтожения банд Гоцинского. Таким образом, судьба лезгинского народа была предрешена за его спиной, без учета собственного мнения.
В Постановлении об образовании ДАССР от 20 января 1921г. Всероссийский Центральный исполнительный Комитет постановляет:
Примечание 1. Образовать ДАССР, как часть РСФСР, в состав коей включить территорию всей Дагестанской области в прежних ее административных границах, состоящую из округов: Аварского, Андийского, Гунибского, Даргинского, Кази-Кумухского, Кайтаго-Табасаранского, Кюринского, Самурского, Темирхан-Шуринского и Хасавюртовского.
 Примечание 2. Точное разграничение ДАССР с независимой Азербайджанской ССР, с Автономной Горской ССР и заинтересованными областями РСФСР, в спорных случаях территория определяется специально – назначаемой Президиумом ВЦИК комиссией из представителей этих республик и областей РСФСР. Постановление подписано Председателем ВЦИК М.Калининым.
Правомерен вопрос: на каком моральном и юридическом основании исторические земли лезгин, присоединенные по произволу царя 1860г. к Азербайджану и не востребованные при образовании ДАССР можно считать собственностью Азербайджана? И на каком основании лезгинские земли в составе Дагестана, могут считаться собственностью Дагестана, если при провозглашении ДАССР в 1920г. мнением лезгинского народа было игнорировано, более того, ДАССР не смог сохранить, обеспечить единство лезгинского народа?
И весь прошедший период в составе ДАССР для лезгинского народа был сопряжен борьбой за выживание. Ни для кого не секрет, что постоянно предпринимались меры для ущемления национального достоинства лезгин, для замалчивания богатой культуры и истории народа, для разрушения его компактности (переселение с гор на равнину в иную национальную среду и жаркую климатическую зону села Куруш, Сарсар и др.), умышленное уменьшение численности лезгин и народов лезгинской семьи при переписях, постоянное урезание бюджета для лезгинских районов, строительство перерабатывающих центров на севере республики, игнорируя продукцию южного Дагестана.
Десятилетиями у нас воспитывались особые национальные кадры для представления народа в высших эшелонах партийной государственной власти. Эти национальные нигилисты, которым неведомы интересы своего народа, а преданно служили и служат, своим хозяевам. Это их руками душится наша культура, фальсифицируется наша история, это их руками натравливаются народы, если что происходит не по их сценарию, это их руками избираются бессловесные депутаты, которым нечего молвить за свой народ, кроме как поднимать руки по первому знаку своих благодетелей.
Лезгинский народ, несправедливо разделенный на две части, хочет воссоединиться в рамках единой суверенной республики в составе обновленной Советской федерации. Мы рассчитываем на поддержку всех дружественных народов всех демократических сил в своем законном стремлении к воссоединению. И восстановлению государственности и созданию республики «Лезгистан», которая видит свое будущее не в самоизоляции, а в самом тесном контакте и сотрудничестве со всеми соседними народами.

1992.