Размышления по национальному вопросу

Фейзудин Нагиев
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ

  Советской власти 70 лет. Но мы до сих пор не можем избавиться от пережитков «проклятого прошлого»: Сталинизм. Хрущевщина. Брежневщина. Рашидовщина. 70 лет не можем навести порядок в своем доме, в своем отечестве. За этими именами не единицы, а тысячи-тысячи те, кто слепо исполнял «верховную» волю.
  Многие вопросы у нас оказались нерешенными. Обнаружились серьезные политические просчеты в государственном устройстве, в экономике и социальной сфере и др. С годами у людей накапливалось возмущение, недовольство, которые бурным потоком вылились наружу в период гласности.
 Пришли «демократия» и «гласность» и вроде сняты запреты со многих «закрытых тем». Теперь можно говорить обо всем, рассуждать обо всем.. (Обо всем ли?..) А когда дело касается вопросов национальных, тут стыдливо их обходим. Вообще, на национальном вопросе у нас негласное табу.
   Но, если за 70 лет советской власти почти во всех вопросах случались недочеты, то почему же нельзя допускать, что подобные недочеты случались и в вопросах национальных?
   Даже, если в этом вопросе все было учтено, то и тогда национальный вопрос, в силу марксистско-ленинской диалектики, нуждается в совершенствовании. И обходить этот острый вопрос, считая, что здесь раз и навсегда все решено, будет величайшей ошибкой, тормозом в деле совершенствования межнациональных отношений.
    Царская Россия вела политику захвата национальных окраин, подчиняя все и вся своей воле, не считаясь ни с интересами этих народов, ни с их волей. Вырубали леса, чтобы легче было воевать. Сжигали села и аулы дотла, чтобы уничтожить дух сопротивления. Разделяли аулы и одни и те же нации кордонными линиями (ведь с меньшим числом легче воевать).
   Наша страна – Союз Советских Социалистических Республик. Союз – это значит, все его составляющие имеют равные права. Малочисленный народ не имеет права на лидерство и на особые привилегии. Любой человек из малочисленной нации должен иметь такие, же права, как и представитель многочисленной нации. Иначе это не союз раВноправных членов, а раЗноправных. Иначе это не «семья Единая». Союз силен, когда сильны его составляющие. Дружба возможна только на равноправном положении. Дружба должна быть одинаково выгодной всем сторонам, состоящим в дружбе, иначе это не дружба, а диктат. Иначе это дружба по – Лукиану, когда дружба длится до тех пор, пока один тащит другого на спине.
   С победой революции все народы получили одинаковые конституционные права. Но это было теоретически. А на практике? На практике сложилась обстановка, когда действительное выдается за желаемое. Мы воспевали дружбу, а она была еще слабой (ибо чувствовалось: что не у всех одинаково реализовываются эти же конституционные права). Мы воспевали интернационализм, но без уважения национального, невозможно понять и интернациональное, общечеловеческое.
    Посмотрите положение наших народов. У каждого свои проблемы. Так, неужели нельзя их решить. Ведь Советской власти 70 лет!
    Зачем же это сегодня нужно разъединять нации? Южная Осетия – Северная Осетия, южные лезгины, которые оказались в составе Азербайджана, и северные лезгины – в составе России.
Проблем много... Разделенные народы ждут неотложных решений.
Но какая власть и когда на это пойдет?
     1985.







НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (к ХIX партийной конференции)
Национальные взаимоотношения – одна из самых сложных и деликатных сфер человеческого общежития. Но ни власть царской России, ни руководители Советской Республики национальному вопросу должного внимания не уделяли. По сей день нет глубоких и всесторонне полных теоретических разработок по этому вопросу для претворения его в жизнь. Проблема оставалась всегда, а в годы культа личности и годы застоя она даже обострилась. События в Казахстане, Нагорном Карабахе, Прибалтике, в Украине и других республиках – достаточные тому свидетельства.
    В Советском Союзе проживает более ста народностей, всем должны быть даны равные права и возможности, как это утверждено в Конституции. Долг партии и правительства – постоянно заботиться о правах всех национальностей всех национальных меньшинств и этнических групп. Ведь у каждого из них есть своя культура, своя история свой язык, и поэтому всем им необходима гарантия фактического равенства во всех сферах жизни. Однако исторические  ошибки прошлого, когда очень важные и тонкие вопросы решались поспешным волюнтаристским росчерком пера, продолжают сказываться на нормальном функционировании нашего общества и ныне. Одной из таких «ошибок» было ничем не обоснованное субъективистское решение о присоединении к Азербайджану исконно дагестанских земель, населенных преимущественно лезгинами, к тому же без предоставления им каких бы то ни было прав на автономию. Хотя в эти же годы автономию в Закавказье получают Нахичевань, Нагорный Карабах, Аджария, Абхазия, Южная Осетия – области, ничуть не превосходящие, дагестанские районы в Азербайджане ни по площади, ни по населению. Население этих территорий и в историко-этнокультурном плане не имеют больше преференций, чем лезгины.
С первых же лет присоединения лезгинских территорий к Азербайджанской ССР по отношению к местному населению стала применяться политика национального притеснения. Тысячи лезгин были огульно записаны азербайджанцами. Сложившиеся нетерпимые условия вынуждали многих менять свою национальность и из конъюнктурных соображений. Так было проще поступать в учебные заведения, устраиваться на работу, продвигаться по службе.
На примере решения национального вопроса конкретной нации лезгин (и показа национальных проблем лезгин) постараюсь дать свое видение этого весьма важного вопроса не только в переходный (к какому бы то ни было обществу), но и во все другие последующие периоды.
  Некоторые специалисты по национальным вопросам (да и вообще многие политики и государственные мужи) во главу угла обустройства государства ставят вопрос политический (некоторые – экономический). На заре Советской власти большевики ставили во главу угла именно вопрос политический, подчинив этому вопросу все другие (несколько это оправдывалось тем, что, дескать, тогда стоял поистине гамлетовский вопрос – быть или не быть Советской России).
  Но, если скажем, что игнорирование национальными интересами во имя сохранения политической системы было характерно только для Советской России, то глубоко ошибемся. Это характерная черта любой империи, будь она социалистическая (СССР и соц.лагерь) или капиталистическая (например, Англия и другой капиталистический мир. Здесь следует оговориться, что многие предлагают американскую модель в решении национального вопроса. Думаю, что нельзя экстраполировать американскую модель на нашу историческую структуру, ибо вся история Америки вмешается в два века, а история многих народов, оказавшихся в составе СССР, добровольно ли, принудительно ли, насчитывается тысячелетиями. И отсюда вытекают ряд вопросов культурного и этнического плана...)
  Любая империя, малая или большая, решает национальный вопрос лишь наполовину. СССР (и обновленный, и развитой, и гуманный и прочий) – в пределах Союзных республик, т. е. субъектом будущей обновленном федерации может становиться не народ конкретно а национально-(территориально- государственная единица: Грузия, Азербайджан, Украина... А то, что в той же Грузии, Азербайджане проживают наряду с грузинами, азербайджанцами (которым посчастливилось иметь республику под своим именем), и другие народности (термин нации, народы, народности не должны быть носителями качественных, количественных и иных различий), которые уже тысячелетия проживают на своей исторической земле со своими историческими, культурными, языковыми традициями. Но их судьбу решает не собственный представитель, а представитель другой нации. И каким бы интернационалистом он не прикидывался, в конечном счете, оказывается, что «своя рубашка ближе к телу».
  Вернемся к проблеме лезгин. Сегодня в стране и за ее пределами мало что известно о лезгинах (не считая танца лезгинка», о которой в энциклопедическом издании «Народы мира» М. «Сов. энциклопедия».1988. сказано, что «лезгины создали лезгинский вариант лезгинки». Стр.252).
  Между тем лезгины являются одним из коренных народов Кавказа (которые дали имя не только танцу лезгинка, но и горам Кавказ, что по-лезгински означает Къав – крыша, кьаз – удерживая). Лезгины имели свое государство – Кавказская Албания (Союз царств лезгиноязычных народов. Страбон в I веке н. э. насчитывал 26 таких племен, в настоящее время сохранилось 10). Лезгины в IV веке имели свою письменность. До наших дней сохранился древний лезгинский эпос «Шарвили», в котором слышны отголоски исторических событий I-III веков. Известно более 200 народных мелодий и песен. У лезгин богатейшая культура, которая отчасти мало изучена, а отчасти и глубоко запрятана (да и уничтожена) теми, кому не по душе видеть, что свободолюбивый, славный не числом, а умением лезгинский народ имеет такое богатое историческое наследие. Это наследие безжалостно уничтожается, бессовестно присваивается и фальсифицируется. Но даже на фоне этого варварского уничтожения и присвоения у лезгин есть, осталось, чем гордиться. Лезгинской культуры хватило, чтобы гордились ею не одни лишь лезгины. (Жившие в VII веке поэт Давдак Картал и историк Моисей Дасхуранви – Каганкатваци и другие присваиваются армянами, албанские поэты XII века Низами, Хакани, Месхети объявляются азербайджанскими и т.д.).
Словом, на заре Советской власти лезгины обладали тем историческим, культурным, экономическим потенциалом, который бы давал им право на какую-либо форму государственности. Даже по официальной переписи, которая фальсифицируется (466 тыс.) лезгины занимают 26-е место среди наиболее крупных народов СССР (для справки: согласно переписи 1926г., в Азербайджане проживало примерно 0,5 млн. лезгиноязычных народов. А согласно переписи 1989 года, там проживает 179 тысяч!). Ни автономии, ни области, ни края лезгины не заслужили. Более того, их разделили пополам и отдали южнее реки Самур Азербайджану (молодое советское правительство, делая реверанс Турции, создали для кавказских татар две республики: Аз.ССР и Нахичеваньскую АССР, а Северная часть лезгин была отдана Дагестану. Таким образом, Советская Россия приняла эстафету от царской России с ее принципом «Разделяй и властвуй!» (Разделение лезгин началось с Петра I, который отдал национально-освободительное движение лезгин во главе с Хаджи Давудом на растерзание туркам и персам, и сам с помощью грузинских войск добил измученное в войне с персами войско лезгин). Далее по новому территориальному делению Кавказа царская администрация в 1863 году «законно» разделил лезгинские земли между двумя губерниями: Елизаветпольской и Дагестанской.
  В решение национального вопроса уже в самом его зародыше была заложена мина замедленного действия. Все территории были раскроены так, чтобы в случае выхода из состава СССР тут же возникали бы территориальные споры. Да и экономически были завязаны таким тугим узлом, что ни разрубить, ни ослабить его было бы делом невозможным (лес рубить в Сибири, а мебель собирать в Кишиневе; фрукты выращивать на юге, а закрывать в банки на севере. В общем, из серии «нарочно не придумаешь»).
Вот, что писал Ленин в своих критических заметках по национальному вопросу: «Марксисты, разумеется, относятся враждебно к федерации и децентрализации по той простой причине, что капитализм требует для своего развития возможно более крупных и возможно более централизованных государств. При прочих равных условиях, сознательный пролетариат всегда будет отстаивать более крупное государство. Он всегда будет бороться против средневекового партикуляризма, всегда будет приветствовать возможно тесное экономическое сплочение крупных территорий, на которых бы могла широко развернуться борьба пролетариата с буржуазией».  Там же, в статье «К вопросу о национальностях или об «Автономизации» Ленин пишет: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими; России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально, называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик». Далее Ленин добавляет: «Видимо, вся эта затея «автономизации» в корне была неверна и несвоевременна». И далее: «При таких условиях очень естественно, что «свобода выхода из союза», которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев, нашествия того истинно русского человека, великоросса – типичный русский бюрократ. Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет, тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке». Еще далее: «Я думаю, что тут сыграли роковую рель торопливость и администраторское увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого «социал-национализма». Не могу не привести и такое высказывание Ленина: «Я боюсь также, что тов. Дзержинский, который ездил на Кавказ расследовать дело о «преступлениях» этих «социал-националистов», отличился тут тоже только своим истинно русским настроением (известно, что обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения».
  Думаю, приведенные выдержки из статей Ленина красноречиво характеризуют степень гуманности и компетентности в решении самого больного, самого чувствительного, по словам Ленина вопроса – национального.
  Сегодня ясно признаются ошибки прошлых (культа личности и застойных) лет в разных сферах. Но ни разу не было официального признания негативного решения национального вопроса в СССР (напротив, у нас всегда гордились решением этого вопроса, говоря о всемирно-историческом значении решения национального вопроса в СССР). Рано или поздно решить этот вопрос нужно, но не тем методом – отдавать малые народы на съедение союзным республикам (и многонациональным автономиям) и за их счет усилить эти полтора десятка республик – мини империй. И вместо того, чтобы израсходовать миллионы на никчемный референдум с крайне некорректно поставленным в лоб вопросом, нужно было решить всевозрастающие национальные проблемы.
  Складывается впечатление, что национальными проблемами у нас занимаются люди, мало что смыслящие в этом вопросе. Крушение империи (России) начнется именно с неразрешенности национального вопроса. Ибо сохранить централизованный тоталитарный Союз (хоть и обновленный) и одновременно решить национальный вопрос невозможно.
  Сохранение Союза предполагает:
1. Сильную власть Центра, который сам себе отбирает большее число прав, а республикам отдает незначительные права.
2. Сохранение сильных республик (мини империй), которым даны (неофициально, конечно,) все права для скорейшей ассимиляции коренного и некоренного населения, живущего в данной республике (русскоязычное население при этом несколько защищено: в Азербайджане русскоязычное население сохраняет свои фамилии и отчества (и те представители, которые имеют свои союзные республики – грузины и армяне), ну а все другие национальности – лезгины, талыши, курды, таты, цахуры, авары и другие записываются или азербайджанцами или преследуются по национальному признаку. А тюркские окончания, выражающие отчество – «оглы» и «кызы» – добавляются автоматически и не спрашивая).
  Хочется спросить: неужели за 70 с лишним лет у власти Советов не нашлось времени узнать, воочию убедиться, как же живут ее народы (ее «инородцы», по выражению Ленина) в родной советской стране? Неужели за 70 с лишним лет советской власти лезгины в Азербайджане не заслужили выпуска книг на своем языке (министерство просвещения Аз.ССР дало официальный ответ на обращение лезгинской интеллигенции с просьбой напечатать литературу на лезгинском языке, что не имеет возможностей из-за отсутствия соответствующего шрифта. Что остается говорить о проблеме, если за 70 лет советской власти минпрос Аз.ССР так и не узнало, что шрифт у лезгин давно не албанский, не арабский, не латинский, а всего-навсего общепринятый русский. Не это ли красноречивое свидетельство заинтересованности республики в решении проблем «не своих» народов?).
  Не успокаиваясь и не довольствуясь присвоением части лезгинской территории, Азербайджан со дня своего рождения вынашивает идеи присвоения и остальной части лезгинской территории вплоть до Дербента. В дореволюционные времена предки лезгин защищали свои земли от многочисленных завоевателей сарматов, гуннов, персов, хазар, турок, арабов, монголо-татар и др. А советская власть, даже не спрашивая мнения народов, отдала эти священные земли потомкам тех, от кого столетиями эти земли защищались. Да, потомки не в ответе за деяния предков. И пусть народы проживают там, как это исторически сложилось. Но чем же провинился несчастный лезгинский народ, который был оттеснен со своих земель с берегов рек Арас и Кур к северу и теперь проживает на небольшой своей территории? И эта территория из года в год стягивается, словно «шагреневая кожа», усилиями тех, кому не терпится расширять свои владения за счет лезгинских земель.
  Вот что написано в Декларации независимости Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920гг.):  «Основы Разграничения. При детальном разграничении пограничных областей, территории, заселенной большинством тюркского народа, все эти условия должны быть также принимаемы во внимание, каждое в отдельности, как и этнографический принцип.
  Так, необходимо принять во внимание, что при существующих системах орошения низменных областей, населенных тюрками, эти области не могут зависеть от источников, находящихся под иностранным владычеством (имеется в виду лезгин, т. к. вся территория, заселенная тюрками орошается и питается от источников и рек, находящихся на территории лезгин.– Ф.Н.), источников, питающих ирригационную систему данной равнины. Достаточно иностранцам закрыть водные пути и азербайджанские равнины окажутся в безвыходном положении. Вся оросительная система, питающая равнину с преобладающим азербайджанским населением должна находиться целиком в одних руках, во владении этого населения. (Вот и дана установка, которая всеми мыслимыми и немыслимыми методами претворяется в жизнь азербайджанским руководством. – Ф.Н.).
  Ситуация складывается как в басне Крылова: «Ты виноват в том, что хочется мне есть». Вина лезгин в том, что с незапамятных времен они сумели отстоять и защитить земли своих предков, и что земли эти сказочно богаты (а народ, из-за грабежа этих богатств двумя республиками – Азербайджаном и Дагестаном – сказочно беден. Около 2/3 сельхоз продукции Азербайджана составляет продукция с лезгинских земель. Более одной трети сельхоз. продукции Дагестана тоже дают лезгинские земли).
  Вот почему в городе Дербенте и в Дербентском районе функционирует поддерживаемая Баку пятая колонна турков (клан Курбановых), которая, живя в России, служит Азербайджану. Говоря откровенно, это неприкрытый шпионаж в пользу другого государства. Вот почему фальсифицируется история, не замечается и уничтожается культура, уменьшается численность полутора миллионного лезгинского народа – с одной единственной целью: не дать воссоединиться, растворить его, разрушить компактность (вспомним переселение горных лезгинских сёл (Куруш, Сарсар…) на равнины, зачастую в инонациональную среду; а освободившиеся от этих сел лезгинские пастбища при этом отдавались соседним народам. На лезгинские земли в Азербайджане сейчас заселяются турки-месхетинцы, в то же время около 17 тысяч лезгинским беженцам из Казахстана (Новый Узень) не нашлось компактного участка для заселения. А в Дербенте глава города Э.Пашабеков спешно дал устный приказ: «лезгин в Дербенте не прописать, а без прописки покупку домов запретить».
  Если вовремя не решить все национальные проблемы, то в скором времени эти проблемы вспыхнуть с новой силой. А это новые карабахи, сумгаиты, ферганы...
  По-моему мнению, необходимо срочно создать полномочный орган, который бы занимался чисто национальными проблемами. Представительство в этом Национальном Совете – поровну от каждой нации, независимо от численности, должны быть избраны всенародным голосованием.
  Далее, необходимо упразднить все союзные, автономные, областные и краевые административно-территориальные образования, которые делят народы по сортам.
  Необходимо создать по числу народов территориальные (национально-территориальные) образования (федерации, конфедерации), совершенно равноправные независимо от количества населения (естественно эти равные права не все народы способны сразу равноценно реализовывать, в этом необходимо им помогать, а не мешать).
  Во избежание столкновения и кровопролития необходимо распустить все вооруженные формирования создать объединенные национальные силы, которые поддерживают порядок в переходный период. Будущее Союза мне видится как Союз, равноправных конфедераций, имеющих общие вооруженные силы, общие энергетические артерии, водные, воздушные, железнодорожные пути, службы связи, космических исследований и экологии (может быть, и что-то еще).
  Иногда в прессе слышатся голоса некоторых сторонников централизованного тоталитарного государства, что мол «растаскиваете Союз по национальным квартирам! Сколько же тогда будет республик!»
  Очевидно, эти господа забыли, что Союз и был создан из этих «национальных квартир» (не будем здесь говорить, каким образом). И, если каждому народу дать реальное самоопределение, то он со своей землей и богатствами в космос не улетит. Всякий нормально мыслящий человек понимает «что нельзя жить, замкнувшись в своей национальной скорлупе. Необходимо учитывать исторические реальности, нужно нормально торговать, сосуществовать с соседями. Речь идет о другом. О свободе решать культурные, экономические, социальные и др. вопросы в интересах своих народов (значит и всего человечества!), не советуясь с Москвой (с центром). И если Союз не может содержать 50 или 100 республик, то пусть умерит свой аппетит и «захватит» ровно столько, сколько сможет нормально управлять. А то, действительно территорией «С южных гор до северных морей» управляется с трудом.
  Сегодня Союз взрастил маленькие империи, где попираются самые насущные права человека, а порой зарвавшийся «сынишка» выступает и против родителя своего.
  Сегодня всякий интеллигентный человек (какой бы он ни был национальности) должен бороться против насильственной культурной и языковой ассимиляции других народов в своей империи.
  В России необходимо построить Содружество Равноправных Народов, где все равны на деле, а не на бумаге.
 
ПИСЬМО XIX ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Национальные взаимоотношения – одна из сложных и деликатных сфер человеческого общежития. Страна должна проявлять постоянную заботу о своих гражданах, а граждане должны трудиться на благо своей страны, вставать на ее защиту. В СССР проживает более 100 наций и народностей. У каждого из них есть своя культура, своя история, свой язык, и поэтому им всем необходима гарантия фактического равенства во всех сферах жизни. Однако исторические ошибки прошлого, когда очень важные и тонкие вопросы решались спешно и некомпетентно. Эти ошибки продолжают сказываться на нормальном функционировании нашего общества и поныне.  Одной из таких ошибок было решение о присоединении к Азербайджану исконно дагестанских (лезгинских) земель. С первых же лет присоединения этих территорий к Аз. ССР по отношению к местному населению стала применяться политика ассимиляции и дискриминации. Тысячи и тысячи лезгин были записаны азербайджанцами. Сложившиеся нетерпимые условия вынуждали многих менять свою национальность и из конъюнктурных соображений. Эта практика продолжается и сегодня. Республика не оказывает никакой помощи развитию культуры и просвещения местного населения, не проявляет к этому никакой заинтересованности, наоборот всячески препятствует даже элементарному проявлению самосознания, проводя сознательную политику ассимиляции и консервирования экономической отсталости этих районов. Иначе чем же можно объяснить тот факт, что более миллионное дагестанское население Аз. ССР, спустя 70 лет после установления советской власти, не имеет ни своих передач по республиканскому радио и телевидению, ни своих республиканских газет и журналов, национальных учебных заведений, театра, школ, детсадов, ясель. Указаниями сверху запрещены преподавание истории и литературы местного народа в средних школах, запрещены даже культурные связи с соседними лезгинскими районами Дагестана без особой визы республиканских ведомств. Бесцеремонно ликвидируются или же подменяются даже названия известных памятников культуры и архитектуры, если обнаруживается, что они созданы лезгинами, полностью выхолащивается из истории и культуры республики все национальное.
Если мы живем сегодня в действительно демократическом обществе, то должны быть уверены в том, что каждый народ, в том числе и лезгинский, может и должен владеть полным всеобщим правом на своей национальной территории. В противном случае придется признать, что государственный, национальный, культурный суверенитет народов является лишь фикцией.
Если признается народ, должен признаться и его язык и его история, и его культура, ибо нет народа без языка, без истории, без культуры. Свободное и всеобщее развитие национального языка, обеспечение его исконных прав на национальной территории является важнейшим условием нормального существования культуры. В то же время в Дагестане азербайджанцам созданы равные с коренными народами права.
Однако, руководство Азербайджана, игнорируя духовные потребности граждан дагестанского происхождения, лишая их родного языка и культуры, навязывает им свой тюркский язык и культуру.
Каждый человек нуждается в самом серьезном воспитании чувств национального сознания, на ниве которой только и может произрасти интернациональное сознание. А для такого воспитания необходимы гарантированные условия, в которых все национальное могло бы свободно развиваться. Отсутствие таких условий может пробудить в народе патологические чувства национализма, шовинизма, национального нигилизма.
Мы, все нижеподписавшиеся, как представители дагестанских народностей, обращаемся XIX партийной конференции с просьбой рассмотреть вопрос о положении лезгин в АзССР, вопрос о возможности предоставления автономии территориям, населенным дагестанцами или их воссоединении с ДАССР.
Мы верим, что демократия, как признание и реализация основных принципов и ценностей человеческой цивилизации, сумеет преодолеть любое неравенство граждан, сумеет претворить в жизнь принцип истинного равенства всех народов и граждан нашего общества.

Желаем XIX партийной конференции успешной работы.
С уважением: Далее идут подписи 200 чел.
(Составил Ф.Нагиев)