Форум Центральной и Восточной Европы

Фейзудин Нагиев
РЕПОРТАЖ С ФОРУМА
ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

С 30 января по 8 февраля 1995г. в Польше, в городе Варшава проходил Форум Центральной и Восточной Европы по вопросам человека и правам этнических меньшинств, организованный фондом им. Стэфана Баторого по линии фонда Джорджа Сороса. (Фонд Стэфана Баторого учрежден в Варшаве в мае 1988г. Его основатель – американский финансист и филантроп Джордж Шарон (Сорос). Задачи фонда – укрепление основ политической демократии, рыночной экономики и гражданского общества, соучастие в создании цивилизованной и открытой Польши).
Встречали нас Глава фонда Стефан Баторого Войцех Заячковский и его помощник Петер Байда.
На форуме обсуждались вопросы прав человека, прав национальных меньшинств: их экономическую и политическую жизнь, культуру, современное состояние и перспективу, вопросы разрядки национальных напряжений и строительства гражданского общества, опирающегося на уважение прав национальных меньшинств.
Польское общество состоит из многих народов. В Польше живут около миллиона немцев, около 400 тыс. украинцев (их 2 депутатов в Сейме), 25 тыс. литовцев, 250 тыс. белорусов, 2-3 тыс. русских, 3-4 тыс. татар., 20-25 тыс. цыган, 5 тыс словаков, 5 тыс. чехов, 15 тыс. евреев, 10-15 тыс. армян, около 200 человек караимов. Всего в Польше зарегистрировано около 1 мил. 300 тыс. национальных меньшинств (2-3% от всего населения Польши). Но многонациональность Польского государства официально стало признаваться лишь после 1989 года.
350 тысяч немцев сосредоточено в Силезии, в районе города Ополе. У них существуют немецкие культурные общества, которые финансируются правительством Польши и Германии. Немцы имеют 4-х своих представителей в Польском Сейме. Среди них г-н Генрих Кроль и кандидат от коммунистов г-н Еже Шелига, выпускник Ленинградского вуза, который работал 1 секретарем обкома компартии в г. Ополе. Во многих городах заместителями бургомистров (мэров) являются немцы. Немцы имеют свои газеты и журналы, свои школы. При наличии 7 детей одной национальности, обучение ведется на родном языке.
Национальным меньшинствам гарантировано: свобода религии, свободный доступ к СМИ, свободное проведение своих праздников, свободный выбор национальности. Основой для этого служит демократические принципы законодательства в Польше. Чтобы попасть в Парламент, нужно собрать 5% голосов, но для национальных меньшинств этот барьер отсутствует.
В Польше прекрасные костелы со звонницами. Мы бывали во дворце королей в Кракове, в городе Ополе, встречались с членом Польского Сейма, главой комитета по делам национальностей и экономических меньшинств паном Яцеком Куронем. Будучи христианами, немцы являются протестантами, а поляки католиками. В последние годы роль религии в Польше падает. Массовая религиозность поляков чисто символическая. Церковь в Польше не вмешивается в дела государства.
Раньше деятельность по защите прав национальных меньшинств воспринималась, как инструмент вмешательства в дела государства. Сегодня движение за права народов приобретает актуальность. ООН стала чрезвычайно бюрократизированной организацией. Любой вопрос в ООН встречают контрвопросом «а сколько это будет стоить?» Все решает экономика. ООН нужна как гарант защиты прав личности, но она защищает права великих государств. На сегодня возникла необходимость в другой организации, которая бы заменила ООН. Такой организацией могла бы стать организация непредставленных народов (ОНН).
Нам есть чему научиться у Польши в деле обустройства национального вопроса. Нам есть чему научиться у других стран. Но Дагестан уникальная республика: здесь на маленькой территории сосредоточено большое разнообразие народов, языков, культур. Поэтому у дагестанцев должен быть свой путь налаживания национальных проблем, с учетом многовекового уклада жизни, горского менталитета, принципов сосуществования с соседями и природой, принципов узденства, куначества и шариата. В этом плане и мы могли бы поделиться своим многовековым опытом добрососедства и взаимопомощи, взаимоуважения и толерантности.
Вместе с редколлегией ежегодного альманаха «Культура и общество» и его главным редактором, профессором пани Антониной Клосковской, наша делегация принимала участие и в круглом столе, состоявшемся в Институте политических исследований Польской Академии Наук. Мое выступление было посвящено истории и культуре народов Дагестана, в частности лезгин. Я ознакомил присутствующих с национальными проблемами в Дагестане, особенно проблемами моего разделенного лезгинского народа. С одной стороны, в Красную Книгу заносятся редкие виды флоры и фауны (похвальная забота!), а с другой стороны, уничтожаются целые народы, их уникальные языки и культуры. Положение лезгинского народа катастрофическое: устанавливаемая между Азербайджаном и Россией лезгино-лезгинская граница проходит по сердцу единого народа.
Приятно, что у поляков большой интерес к Кавказу. Яцек Чиховски, Войцех Гурецки, Катаржина Пелчинска – молодые ребята работают над диссертациями по Кавказу.
В форуме принимали участие представители многих национальностей, журналисты, ученые, писатели политические деятели. Встречались с представителями прессы и радио. Посетили редакцию журнала «Евразия» и оставили там свои статьи. Участвовали в круглых столах на радио и ТВ Польши.
Так как я был единственным представителем из Кавказа, так сказать из горячей точки, то мне приходилось выступать не только как лезгин, не только как дагестанец, а от всего Кавказа. Повышенный интерес у поляков вызывала и Чеченская проблема.
В Польше общественное мнение однозначно осуждает Россию в развязывании Чеченской войны. Некоторое негативное отношение к России, наблюдаемое у поляков, давнишнее и имеет свои исторические корни.
У нас завязалось много нужных знакомств. Я получил конкретные творческие предложения. Привез много нужных в работе международных документов.   
Польша. Варшава. 8  февраля 1995 г.