Очаг стабильности или яблоко раздора?

Фейзудин Нагиев
ОЧАГ СТАБИЛЬНОСТИ ИЛИ ЯБЛОКО РАЗДОРА?

Дагестан – уникальное государственно-политическое объединение народов. Относительно бесконфликтное сосуществование в течение многих веков, общие исторические корни и близкие культурные традиции заложили основу формированию дагестанской общности народов. Многовековая культура, язык, среда обитания не дали раствориться народам среди многочисленных захватчиков, проносившихся через территорию Дагестана. Но вследствие этого не произошел этногенез дагестанских народов в единый этнос. Возможно, этому помешали и другие объективные и субъективные причины в исторической судьбе. Но дагестанские народы выработали своего рода неписаную конституцию, которая в течение многих веков обеспечивала им автономное мирное сосуществование и объединение в единый кулак перед внешней угрозой.
Дагестан всегда был многонациональным образованием, состоящим из этнических территорий, своего рода самостоятельных конфедераций. Невмешательство в жизнь других народов, других этнических территорий, принципы узденства (вольный труженик) и куначества (добрососедства и дружбы), торговые и культурные связи, взаимопомощь и взаимовыручка, совместная борьба против иноземных захватчиков – вот основные принципы горской конституции, выступающей гарантом стабильности и сохранения этнической самостоятельности. Эти принципы зиждутся на том, что у дагестанских народов общие исторические и культурные корни, уходящие в седую древность. К сожалению, последующие политические формации одна за другой старались разрушать эти веками установившиеся традиции и принципы паритета, обеспечивавшие мирное автономное сосуществование народов.
Известно, что подавляющее большинство войн и конфликтов между народами происходило и происходит из-за земли, когда один народ собирается расширять зону своих жизненных интересов за счет других. Перед лицом внешней опасности народ объединяется в единую силу против агрессора. Именно так сплачивались и дагестанские народы против многочисленных пришельцев.
Но то, что раньше считалось священным правом и обязанностью народа – вставать на защиту своей земли, сегодня в рамках единого государства, единой республики может восприниматься чуть ли не противозаконным и неконституционным актом. Возникает некий парадокс: с одной стороны власть призывает к защите Родины, государства, республики, а с другой стороны действия в защиту интересов своей этнической территории – малой родины властью не поощряются. Казалось бы, власть сама должна поощрять стремление и готовность граждан к защите своей земли (малой родины) и создавать все условия для этого, ибо именно отсюда начинаются истоки патриотизма. Более того, власть обязана заранее прогнозировать и не допускать возникновение конфликтных ситуаций, ибо они угрожают стабильности самого государства. Не менее парадоксально и то, что зачастую осуществление этих противоречащих государственным интересам акций производится с помощью некоторых государственных руководителей и чиновников, лоббирующих свои национальные интересы посредством ущемления интересов других народов.
Для воспроизводства и нормального жизнеобеспечения каждый этнос нуждается в расширении своей этнической территории. Как правило, вектор расширения (точнее экспансии) направляется в сторону тех территорий, которые объявляются зоной жизненных интересов народа. Происходит сталкивание, скрещивание интересов представителей разных этнических территорий.
Реальность сегодня такова, что представители даргинского народа имеют большее влияние в Республике, чем другие народы (Госсовет, администрации городов Махачкалы, Каспийска, Избербаша). Аварское влияние распространяется на города Буйнакск, Хасавюрт, Кизилюрт, частично и на Махачкалу. Соответственно среде своего обитания сфера влияния лезгиноязычных народов распространяется на юг от Дербента. При этом нелепо и несправедливо выглядит то, что складывающиеся в республике в последние годы объективные и субъективные факторы направлены на ослабление лезгинского влияния даже на юге Дагестана. А древний Дербент, одна из столиц Кавказской Албании, издревле служивший культурным, экономическим и политическим центром для лезгиноязычных, а позже и для других народов (татов, персов-каджаров, арабских и тюркских насельников) объявляется чуть ли не тюркским городом.
Отстранение в течение долгого времени от власти лучших представителей лезгиноязычных народов привело к невозможности формирования института выборности для делегирования своих полномочий во властные структуры Дагестана и России через своих избранных демократическим путем представителей. В отличие от аварцев и даргинцев, лезгины оказались не представлены во власти.
Выборные округа в законодательный орган Российской Федерации – Государственную Думу были перекроены таким образом, что выборы демократическим путем своего депутата для лезгиноязычных народов оказывались неразрешимой задачей. Поэтому в течение долгих лет лезгины обращались в Правительство России и в аппарат Президента с просьбой образовать третий, отдельный округ на юге Дагестана. Это дало бы возможность представителям народов южного Дагестана (лезгиноязычным, азербайджанцам, татам) избрать в Государственную Думу своего представителя. Другими народами Дагестана Южный округ воспринимался как сугубо лезгинский, и, возможно, поэтому шло явное и скрытое противодействие их представителей в образовании такого округа. Но честные дагестанцы понимали, что создание Дербентского избирательного округа стало бы шагом к формированию гражданского общества в Дагестане.
И вот долгожданный Дербентский округ был создан. Но, к сожалению, он оказался сформирован таким образом, что, кроме лезгин и лезгиноязычных народов (211530 чел., в т.ч. лезгин – 136790) и азербайджанцев (51237 чел.), в него вошли территории, населенные кумыками (42776 чел.), даргинцами (130679 чел.) и лакцами (15512 чел.). При такой «нарезке» число лезгинского электората всегда будет меньше, чем число избирателей даргинцев и кумыков. К последним можно добавить и азербайджанских избирателей, которые будут склоняться к даргино-кумыкскому альянсу. Таким образом, выборы в этом округе будут постоянно провоцировать конфликты между южными народами (лезгиноязычными и др.) и включенными в этот округ даргинцами. Можно спрогнозировать, что выборы будут приносить все больше и больше сюрпризов и конфликтов. Видимо, такое противостояние, способное перерасти в серьезный конфликт кому-то очень на руку.
Учитывая сегодняшнюю политическую ситуацию на Кавказе, в частности в Дагестане, думаю, что представитель даргинского народа должен поступать по-куначески, по-дагестански: не мешать представителям лезгиноязычных народов баллотироваться кандидатом в депутаты Госдумы по Южному округу. Думаю, недальновидно поступают и те руководящие структуры республики, которые открыто поддерживают кандидата даргинца, ибо такое отношение подрывает доверие лезгиноязычных народов в справедливость власти и вредит принципам взаимоуважения и дружбы между народами. А лезгины, руководители различного ранга, которые призывают свой народ, своих подчиненных отдать голоса не за своего, а за другого кандидата, в этой ситуации поступают и вовсе безнравственно и предательски. Упаси бог, я совсем не узколобый националист , а, как и все лезгины, интернационалист по духу и нравственному воспитанию. Но, к сожалению, сегодняшние реалии в Дагестане сложились и развиваются отнюдь не на основе интернационализма. И это, более чем убедительно, показывает, чем чревата для народа потеря этнического иммунитета. Все это требуют от нас взвешенного и осторожного, бережного и мудрого подхода ко всему происходящему на своей этнической территории. Очевидно, в сложившейся ситуации руководители РД и представители власти должны были высказать свое мудрое и взвешенное слово, исходящее не из интересов кандидата от конкретной нации, а из интересов Дагестана в целом. Необходимо еще и еще раз подумать: нужно ли подобное противостояние и кому это на руку?
Возможно, все это было бы не так трагично, если бы не происходило в ситуации, когда боль разделенного лезгинского народа превратилась в золотую жилу для коррумпированных чиновников всех рангов; когда на фоне острого дефицита земли, обнищания и безработицы местного населения лезгинские земли в приграничных районах скупаются представителями других народов…
Как говорил один мудрец, власть – не еда: насыщение властью не наступает. Но было бы неплохо, если власть при этом не забывала, что в крохотном Дагестане, кроме многочисленных родственников и тухумов, проживают и простые граждане со своими нуждами и проблемами.
Кто бы что ни говорил, лезгинский народ всегда был и остается той потенциальной силой, вокруг которой сплачивались не только все лезгиноязычные народы, но и дагестанские народы в тяжелые исторические времена. К сожалению, сегодня лезгинский народ, разделенный между двумя государствами, напоминает раненного великана, обескровленного и ослабленного критическим стечением различных обстоятельств. Воспрянет ли он духом!? Безусловно! Ибо от этого зависит завтрашняя судьба не только Южного Дагестана, но и всего Дагестана в целом.

2003.