Лезгинский вопрос вчера и сегодня

Фейзудин Нагиев
ЛЕЗГИНСКИЙ ВОПРОС ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Древняя история и духовная культура.
История лезгин, как и история многих других народов, отмечена национально-освободительными войнами. Но за всю историю неизвестно ни одной войны лезгин с целью захвата чужих земель.
С VI в. до н.э. лезгиноязычные народы имели свое государство Кавказскую Албанию (Алупан) с территорией от реки Арас до Дербента (Чула). В разные периоды своего развития население Алупана исповедовали различные религии, в том числе раизм (поклонение Солнцу – Ра) и лунизм (поклонение Луне: Селене, Мену, Вардзу). На рубеже зарождения Алупанского государства (не позднее VI – V веков до н.э.) в Алупании зародился культ бога огня Алпана (откуда происходит и название страны Алпан – Алупан, т.е. «страна Алпана» - «Красного, Огненного Пана»). Как известно, еще древние греки (крито-минойцы, пелазги – этруски поклонялись богу Огня Апелюну; возможно, отсюда и греческий Аполлон).
Население Алупана состояло в основном из лезгиноязычных народов (гелы/гилы; леки/лезгины; сильвы/чилбы/арчинцы; лупении/лпины; арцы; гаргары; утии/удины; сюнийцы; гардманцы; цавдейцы; лацы/лацар; асы; мики; кимилы; хины; жеки; будухи; крызы; кимилы; таваспары/табасаранцы, цахи/цахуры; руты/рутулы; агулы и др…). На этой территории также оседали (временно или постоянно) и пришлые народы (например, маскуты, скифы, кипчаки и др.).
Здесь стоит оговориться о том, что термин албанцы собирательный. Под албанцами понимают все лезгинские народы… И самоназвание «лезгины» происходит от тотема «лэкь» (орел), измененного впоследствии особенностями арабского и иранского языков, пользующихся арабской графикой. Из-за отсутствия в арабской графике лезгинских «э/е» и «кь», лезгинское «лекь» в упомянутых языках можно было отобразить и произносить как «лак». В дальнейшем, добавлением арабского суффикса места «з», образовалось название страны «Лакз», а далее при помощи персидского суффикса «стан» название страны леков трансформировалось в «Лакзистан». Таким образом, современный этноним «лезгин» является результатом длительной трансформации слова лекь (орел) в: лек – лак – лакз – лакзин – лазкин – лазгин – лезгин…
Народы севернее от Дербента в разные эпохи контактировали с различными кочевыми племенами (сарматы, аланы, гунны, хазары и др.), а лезгиноязычные же народы – с передовыми цивилизациями Ближнего Востока и Передней Азии. Возможно, поэтому культура лезгин несколько отличается от культуры народов Северного Дагестана.
По свидетельству албанского историка VII в. Моисея Дасхуранви (Каланкатуйк), в 43 году христианский просветитель святой апостол Елише идет из Иерусалима в Алупан через Персию, избегая Армению (так как год-два раньше царь Санатрук там убивал святого Фаддея). Святой первосвятитель Елише начинает проповедовать в области Маскут (ныне Мушкур) и в городе Чула (Дербент). Затем Елише прибывает в населенный пункт Киш (по-лезгински, «храм», «собор»), устраивает там христианскую церковь в старинном храме Луны и приносит бескровную жертву. С этого времени Киш становится духовной столицей, местом, где возникла первая христианская церковь на Кавказе и Закавказье.
Если восстановить перевернутые переводчиком слова Моисея Дасхуранви: «на 43-м году греческого летоисчисления просветилась Албания, на 270 лет раньше, чем Армения», то эта дата согласуется с официальной датой принятия христианства Арменией 314 годом (43 + 270 = 313 г.)
Из книги алупанского историка Моисея Дасхуранви (Каланкатуйк) известны названия десятка церквей, построенных алупанцами в Иерусалиме. После принятия христианства в Алупане быстрыми темпами стало развиваться просвещение.
Как потребность для переписывания и распространения духовной литературы, примерно в этот же период здесь зародилась письменность, и появились первые церковные сочинения. С середины IV века известны письменные источники, написанные алупанскими буквами (палимпсесты с албанскими текстами найдены З.Алексидзе из церкви Св. Екатерины на Синае).
Владея стратегически важным Дербентским проходом, связывающим торговые и военные пути между Востоком и Западом, Алупан часто втягивался в многочисленные войны между крупными империями – Римом, Византией (Восточным Римом), Персией, Хазарией. В разные периоды Алупан оказывался в сфере интересов римлян, греков, персов, арабов, сарматов, гуннов, хазар, тюрков и др. Во всех этих войнах свободолюбивый лезгинский народ героически воевал с захватчиками и отстаивал свою землю. Недаром героические народные песни лезгин (Каменный Мальчик, Черная Голова, Всадница, танцующая на скале и др.), мифы и легенды, эпос «Шарр-Вили» пронизаны высоким духом патриотизма, стремлением к свободе.
Алупанские цари, князя и полководцы покрыли себя славой в неравных сражениях за свободу и независимость. Сохранились свидетельства историков о подвигах и великих деяниях Шарр-Гира, Оройса (Араса), Вачагана Храброго, Ваче, Урнайра, Арс-Валена, Вачагана Благочестивогого, Жаван-шарра и др.
Этнопсихологический портрет лезгинского народа, его внутренний менталитет исторически складывался в процессе выживания в гармонии со средой обитания и паритетного сосуществования с соседними народами. Этнический характер народа укреплялся и эволюционировал в течение многих тысячелетий в результате борьбы за выживание, отражения натиска внешних врагов и ведения национально-освободительных войн.
После распада государства Алупан в результате арабского нашествия лезгиноязычные народы стали развиваться раздельно: около двух десятков областей Малой Албании (Арцах, Гаргарея, Утик, Цицак /Сюник, Цавдея, Кардман и др.), расположенные за рекой Кур, сохранили христианство и объединились в царство Хачен. Впоследствии Малая Албания (Арцах-Карабах), сохранившая христианство, отошла к Армении.
До нас дошли труды лезгиноязычных деятелей алупанского христианского времени: «История албан» Моисея Каланкатуйского-Дасхуранви; «Плач на смерть великого князя Живан-шарра» Давдака Картала; «Албанская хроника», «Житие-мученичество Хосрова Ганзахского» Михитара Хаша; «История» Киракаса Ганзахского; «История Сюника» Степаноса Орбели; «История монголов» Григора Патмича; «Всеобщая история» Вардана Агванского; «Краткая история страны албанской» Хасана Джалала; «История страны Албании», «Страна Албания и ее соседи», «Арцах» Макара Бархудара; церковные каноны (Каноны Агуэнского собора V в. и каноны Партавского собора 705 г., именуемые таже канонами албанского католикоса Симеона, а также каноны Давида Алавика и светские законы – «Судебники» Михитара Хаша и Сумбата Спарапета).
Гордость лезгинской духовной культуры мусульманского времени составляют славные мастера слова: Месхети и Низами Ганзахви, Хакани, Кра Мелик (все ХII в.), Ялцуг Эмин (XVII-XVIII вв.), Етим Эмин (XIX в.), Сулейман Стальский (ХХ в.) и др...
Богатый лезгинский фольклор сохранил более тысячи сказок, легенд и притч; около 300 народных песен и танцевальных мелодий, в том числе и знаменитый на весь мир танец «лезгинка»; народный героический эпос «Шарр-Вили», созданный более 2500 лет назад; героические песни «Каменный мальчик», «Всадница на скале», «Черная голова». Сохранился великий памятник алупанской архитектуры XII в. Гандзасарский собор.
К сожалению, происшедшие исторические катаклизмы (политика зороастрийского Ирана, арабское завоевание и исламизация, разногласия между армянским монофизитским и албанским диофизитским церквями, с XII в. экспансия тюрков и др.) привели к уничтожению целого пласта культуры алупанцев – лезгиноязычных народов. Но и крупицы того, что дошло до нас свидетельствуют о великой культуре леков-лезгин в эпоху древности и средневековья.

В связи с арабским нашествием, а также с павликианским движением VII-X вв. началось переселение алупанцев в Малую Азию, на Балканы, в Киликию.
Позже в XI – XII вв. в связи с завоевательной политикой сельджукидов эмиграционный процесс алупанцев возобновился. Прибывший в Киликию в 1073 гг., князь Авшин заложил основу царствовавшему в 1226-1342 гг. в Киликии роду Хетумидов. В числе славных мужей этого царского рода и Хетум Патмич, автор труда «Вертоград историй стран Востока». В качестве главнокомандующего Киликии он принимал активное участие в событиях конца XIII в. на Ближнем Востоке.
Этническое самосознание.
Древние писатели отмечают внешние данные албан – их красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза (эти черты присущи кавкасионскому типу). Завоеватели часто переселяли компактные массы албан на свои территории, достигая этим двойной пользы: уменьшения числа воинственного населения, улучшения качества своих народов. Известно, что многие села из Мазинской долины были переселены в Иран (нынешний Мазандаран в Иране). В правление Тимура более 10 тыс. алупанцев (агван) было выселено в Хорасан и в Афганистан.
В XVIII в. у России появился интерес для создания на Кавказе трех христианских государств. Вопрос восстановления Албании занимал русскую императрицу Екатерину II («...воспользуясь персидскими неустройствами занять Баку, Дербент, др. земли, присоединить Гилян, захваченную территорию назвать Албанией). Русский полководец А.В.Суворов (его бабушка была албанкой) был кровными узами связан с карабахскими меликами. Мать Павла Флоренского Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова принадлежала к одному из албанских меликских родов.
Арабское нашествие VII-VIII вв. нанесло огромный ущерб материальной и духовной культуре Алупана. С VII-VIII по X-XI век в течение почти 300 лет наступает период полного уничтожения материальной и духовной культуры лезгин дохристианского и христианского периода. Происходят резкие, полярные изменения в национальном самосознании этноса, потеря своей этнической идентичности, адаптация к новой культуре, культуре ислама. Но преемственность лезгинской культуры, в частности поэзии на каком-то генетическом уровне всегда сохранялась: Давдак Картал – Низами – Хакани – Месхети – Кра Мелик – Ялцуг Эмин – Етим Эмин – Сулейман Стальский...
В 1836 г. Российское правительство, приняв совместное Положение об Армянской Григорианской Церкви, включают в него специальный пункт об Алупанской Апостольской Автокефальной Церкви, по которому Алупанская Церковь лишалась автокефалии и переподчинялась Эчмиадзину. Одновременно были ликвидированы сан албанского католикоса, его канцелярия и архив. В 1909-1910 гг. Армяно-григорианская Церковь, с разрешения Русского Синода, уничтожила в числе старых архивов и архив Алупанской церкви, тщательно скрыв следы албанской литературы.
Процесс деэтнизации албан, который начался с упразднения Алупанской церкви 1836 гг. был очень сложным и болезненным. Немалая часть алупанцев, приняв ислам, исламизировалась, а впоследствии тюркизировалась-азербайджанизировалась; часть, приняв православие – грузинизировалась, переселившись в Кахетию; а в областях за рекой Кур, где насильственно было насаждено григорианство, население, подчинившись Армянской Эчмиадзинской Церкви, арменизировалось.
Лезгины с испокон веков проживают на своей исконной территории, входившей в разное время в состав разных государственных образований, последним из которых – Кавказская Албания.
Сегодня территория исторического Алупана оказалась в границах разных государств (от реки Арас до реки Кур – Арцах в составе Армении, долина рек Йару (Иори) и Алазун (Алазан) – в составе Грузии, от реки Кур до реки Самур – в составе Азербайджана, от реки Самур до города Дербента – в составе России). На изменившейся после распада СССР карте мира лезгиноязычные народы оказались разделенными и проживают на территории двух государств: южные лезгины – в Азербайджане, северные – в России. А река Самур (Алпан), называемая в народе Срединной рекой, разделяет лезгин на «южных» и «северных».
Восстановить государственность лезгин (в пределах мусульманской части Албании) – такова была цель лезгинских выступлений против персидского владычества начала XVII века под руководством Али-Султана (с 1707-1710 гг.), а затем Хаджи Дауда в первой половине XVIII в, который, воюя с Персией и отказавшись от турецкого протектората, обратился к России с просьбой, взять лезгинский народ и его земли под российское покровительство. Хаджи Дауд обещал Петру I отвоевать у персов земли вплоть до Тебриза. Но отсутствие политической прозорливости у тогдашнего российского руководства в отношении Кавказа привело к тому, что Петр I, вместо оказания помощи, начал воевать с Хаджи Давудом. Так, оказавшись между трех огней – Персии, Турции и России, – сгорела последняя надежда лезгин возродить свою государственность. И лезгины в разные исторические эпохи оказывались разделенными между этими тремя государствами – Турцией, Ираном, Россией.
Последняя попытка возрождения лезгинского государства была предпринята Фет-Али-ханом (1758-1789), славным представителем династии кубинских ханов. Для возрождения государства Фетали-хану нужен был сильный союзник. И в условиях ирано-турецкой угрозы с юга, Фетали-хан, как мудрый государственный деятель и политик, обратил свои взоры на Россию. (Он направил в Петербург посла Мирза-бека с миссией просить у Российского государя принять в подданство России. В 1775 г. по велению императрицы Екатерины II в пределы владений Фетали-хана приехал генерал-майор Медем с целью поддержать Фетали-хана Кубинского).
К 1784 году Фетали-хану удалось присоединить к своему владению Кубе и Дербенту другие владения – Шеки, Шемаху, Джавад, Муган, Ардебиль. Аварский и Мехтулинский ханы с ним поддерживали мирные отношения, шамхал Тарковский, уцмий Кайтагский и хан Казикумухский находились под его влиянием, ханы Гиляна и Талыша, возведенные на престол с его помощью, зависели от него, хан Карабахский за неподчинение был наказан им опустошением его владений. Таким образом, Фетали-хану удалось объединить все ханства и вольные общества лезгиноязычных народов и восстановить государственность в пределах бывших границ Кавказской Албании.
Главная политическая проблема.
Хотя в Октябрьской социалистической революции активное участие принимали  лучшие сыны лезгинского народа (Казимагомед Агасиев, Михаил Лезгинцев, Мирзабек   Ахундов, Муктадир Айдунбеков, Нажмудин Самурский и мн.др.), советская власть окончательно разделила лезгинские земли, включив 2/3 исконной лезгинской территории в состав Азербайджанской ССР. 13 ноября 1920 года на Чрезвычайном съезде народов Дагестана (где не было ни одного делегата от лезгиноязычных народов!) Сталин объявил Автономию Дагестана, установив лезгино-лезгинскую границу по реке Самур. Таким образом, Советская власть на блюдечке преподнесла лезгинские земли вместе с проживающим там населением тем, с кем лезгины воевали и проливали свою кровь, защищая эту землю.
Лишь ценою огромных усилий (и собственной жизни) 1 секретарю Дагестанского обкома ВКП(б) Нажмудину Самурскому удается «протолкнуть» резолюцию по вопросу о границе между Азербайджанской республикой и Дагестанской Автономией, согласно которой «... в спорных случаях точное разграничение... будет определено особой комиссией ВЦИК... с участием заинтересованных сторон». Но распад СССР привел к еще большей трагедии: административная граница между лезгинским народом превратилась в жесткую государственную границу между Азербайджаном и Россией, хотя власти Дагестана и лезгинская властная элита убаюкивали народ, что граница будет прозрачной, чисто формальной. Даже при демаркации границы не были учтены ни положения резолюции 1921 года, ни интересы лезгинского народа, проживающего по обеим сторонам этой границы, ни интересы самой России. Граница прошла по российскому берегу Самура, отдав Азербайджану и те земли, которые в бытность административной границы относились к Дагестану. Прибрежные села Магарамкентского района оказались отделены от своих пастбищ и систем орошения. А целые села Храх-уба и Урьян-уба  стали заброшенными Россией анклавными населенными пунктами. Опять политическое чутье в отношении политики на Кавказе подвело российских руководителей.
Национальная идея лезгин – воссоединение разделенного народа  всегда остается главной политической проблемой. Большинство актуальных проблем лезгин вытекают из самого факта его разделения. Согласно переписи, проведенной активистами народного движения «Садвал», к 1990 году численность лезгин составляла более 1 млн.800 тысяч человек (около 1200 тысяч чел. в Азербайджане, ок. 450 тысяч в Дагестане, более 50 тысяч по России (вне пределов Дагестана), более 30 тысяч в Средней Азии, более 50 тыс. в Турции…).
Для решения проблемы воссоединения народа и выработки практических путей реализации этой идеи в 80-х гг. родилось лезгинское народное движение «Садвал» («Единство»). Оно явилось продолжением движения 60 годов за воссоединение лезгин и образования автономной лезгинской республики. Но декларированное международными правовыми актами право наций на самоопределение вступает в противоречие с принципом нерушимости государственных границ.
III съезд лезгинского народа (28 сентября 1991г.) выразил вековечную волю и мечту народа к воссоединению. На съезде также была принята декларация «О восстановлении государственности лезгинского народа», в которой отмечалось, что в прошлом царская Россия по отношению к лезгинскому народу совершила глубоко антигуманный акт, расчленив в 1860 г. единый этнос на две части. В Постановлении ВЦИК от 20 января 1921 г. и в Резолюции Вседагестанского Учредительного съезда Советов от 5 декабря 1921 г. указывалось на необходимость решения жизненно важного для лезгинского народа вопроса воссоединения лезгинских земель Азербайджана и Дагестана.
Уникальная историческая возможность, выпавшая в 90-х гг. при развале СССР, для воссоединения лезгин в рамках единой республики, к сожалению, утеряна. При сегодняшних реалиях нужно находить другие пути национального возрождения.
Сегодня лезгинский народ на себе ощущает все бремя ошибок национальной политики и советского и российского государства в отношении лезгин. Была бы эта политики чуть взвешенной, чуть продуманной, чуть дальновидной, не было бы и многих сегодняшних проблем, касающихся  не только интересов лезгинского народа, но и интересов Российского государства в целом в Каспийском бассейне.
В международных правовых актах сформулировано права народов на самоопределение. Но, к сожалению, реализация этого права всегда наталкивается на другое право – права государств на нерушимость своих границ. Отрадно, что в последнее время для решения лезгинского вопроса, равно как и абхазского, юго-осетинского, карабахского и др. в мире появился прецедент – решение проблемы самоопределения косовских албанцев. Впервые обозначается приоритет прав наций перед правами государств. Хочется верить, что лезгинский народ – граждане бывшего СССР, после распада которого оказался в двух государствах – России и Азербайджане, сам должен решить свою судьбу: гражданами какого государства им быть.
1994.