Шарвили символ свободы и...

Фейзудин Нагиев
ШАРВИЛИ – СИМВОЛ СВОБОДЫ И ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДА
(Выступление на Дне эпоса «Шарвили» в 2003 году)

Как гласит легенда, на страну леков часто стали нападать несметные полчища врагов. И объединились лекские племена, и принесли они каждый по камешку – от земли до неба поднялись горы Къавкьаз – Держащие крышу, Шарркур (Царь-гора) и Алпан-Гъуцаркур (Гора Богов), горы Ба (Отчая гора) и Сар (Времени гора), Кич1ен (Страха), Нисен (Полуденная) и Ряден (Заката)...
Зарыли в землю они каждый по косточке – выросли сады, священные рощи и Самурский лес...
Освятили леки свои мечи на Горе Богов, и бог Алпан вложил в их мечи ц1айлапан – праведный огнь Алпана...
Отжали леки свои рубахи после сечи с супостатом: из пота и крови их потекли реки Арас и Кур, Кас и Алпан, Гаргар и Нерен… И заплескалось волнами море Касов – Каспийское море…
С той поры неприятелю всегда трудно стало одолеть леков в бою: их спасала родная земля и священный огонь Алпана.
У каждого народа есть (должны быть!) свои святые символы, которые отличают его среди других народов. Такие символы плоть от плоти и духовно связаны с родной землей, ее горами и реками, с языком, духовным и материальным наследием народа, именами его славных сынов. И чем древнее народ, чем богаче его история и культура, тем таких символов больше и они значительны.
Среди народов Кавказа отличительными особенностями лезгин и Лезгистана являются горы Шахдаг (Шарркур «Царь-гора»), Шалбуз (Алпан или Гъуцаркур «гора Богов»), Базар-дюзи (Кич1ен «гора Страха»), танец «Лезгинка», река Самур (Алпан или Кьуланвац1 «Срединная река»), Самурский лес...
Духовным паспортом народа является его язык, его культурные традиции, песни и танцы, сказки и притчи, сказания и эпосы…
С эпосом «Шарвили» лезгины оказались в числе немногих народов мира, имеющих эпосы («Гильгамеш» у шумеров, «Махабхарата» и «Рамаяна» у индусов, «Сказания о Нартах» у осетин, «Песнь о моем Сиде» у испанцев, «Песнь о Нибелунгах» у немцев, «Песнь о Роланде» у французов, «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда» у скандинавов, «Давид Сасунский» у армян, «Манас» у киргизов, «Джангар» у калмыков, «Лачплесис» и «Калевала» у прибалтов, «Слово о полку Игореве» у славян и т.д.).
Героический эпос лезгин «Шарвили» возник предположительно в период VI – III вв. до н.э. Очевидно, прототипом эпического героя послужило реальное историческое лицо, судя по имени, он был царем (Шарр-Вили означает «царь Вили»). Любопытно, что герой с таким именем встречается и в скандинавском эпосе (это Ве и Вили, правители Асгарда и братья Одина, царя асов).
Деятельность царя Вили происходила в языческие времена. Возможно, в его правления совершались наиболее яркие освободительные войны и успешное и объединение алпанских земель. Он побеждал своих внешних врагов ассирийцев, сарматов, мидян, скифов… Народ сложил про своего героя и про его подвиги героические песни, объединив в образе Шарр-Вили свою мечту о свободе, о сильном царе-защитнике, о народном герое-заступнике, обладающем богатырской силой. В последующем образ царя Шарр-Вили мифологизировался, а из отдельных героических песен сложился целостный эпос «Шарвили». Конечно же, эпос продолжал разрастаться событиями и в последующие эпохи. Поэтому на сегодняшний день и существует множество его вариантов.
Эпос «Шарвили» – это духовный паспорт лезгинского народа, а его герой стал символом свободы и возрождения национального духа.
С именем Шарвили связана и первая, официально зарегистрированная общественная организация – Лезгинский культурный центр «Шарвили», созданный в 1989 году. Задача ЛКЦ – содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, а духовного развития личности.
На счету этого центра множество национально значимых проектов (выпуск журнала «Лезгистан-Алупан» (1990-1996 гг.), фестиваль лезгинской песни «Мелодии Лезгистана» (Махачкала, 1991 г.), выявление лезгинской диаспоры, проживающей в Турции в селениях Кирне, Думберез, Лезгикент, Дагестан и выпуск книги об их жизни и быте (1992 г.), участие в Форуме Центральной и Восточной Европы по правам малочисленных народов (Варшава, 1994 г.), фестиваль ашугской песни (Дербент, 2003 г.) и др.
Идея ежегодного празднования дня эпоса «Шарвили» принадлежит видному общественному и политическому деятелю Дагестана, большому патриоту своего народа и большому интернационалисту, меценату многих благородных начинаний И.М.Яралиеву. Он и является бессменным вдохновителем и организатором проведения этих празднеств. Начиная с 2000 года, в каждую последнюю субботу июня на родину Шарвили, на землю древнего Т1ури, в селение Ахцах на ставший уже традиционным праздник эпоса «Шарвили» съезжаются гости со всех районов и городов Дагестана, из Азербайджана и России.
Герой эпоса Шарвили является примером для подражания не только для современников, но и для потомков, имеет непреходящую духовную ценность и служит неувядающим примером высокого патриотизма и интернационализма. В его образе отразились самые лучшие черты национального характера и духа.
Дружелюбие и гостеприимство, интернационализм и веротерпимость, стремление к знаниям и справедливости, любовь к своей земле, народу, языку, уважительное отношение к культуре и истории – лучшие национальные черты нашего народа.
Эпос «Шарвили» – нетленный памятник истории и культуры лезгинского и всех лезгиноязычных народов Восточного Кавказа, достояние отечественной и мировой цивилизации, мечта народная мечта о сыне-герое, который демонстрирует высший образец патриотического служения Родине.
Через сохранение и пропаганду наших традиций и праздников – «Эвел цан (Первой борозды)», «Яран сувар», «Цуькверин сувар (Цветов)», «П1инийрин сувар – К1ару (Черешен)», «Дул», «Авадан» (Урожая) и празднование эпоса «Шарвили» мы идем к возрождению и восстановлению истории и культуры народа. Шарвили всегда с нами, его дух витает среди нас. Стоит только кликнуть три раза с горы Келедхев: «Шарвили! Шарвили! Шарвили!» – и он придет на помощь своему народу в его тяжелый час.
Когда настанет грозный час,
С Келедхева раздастся глас.
Зовущий глас моей земли:
- Шарвили! Славный Шарвили!
К победам вел ты сколько раз,
Сражения закаляли нас. Оседлан конь твой, Шарвили!
Отточен меч твой, Шарвили!
Веди в сраженья нас, герой,
Перед врагом стоим горой!
Свобода или в землю лечь!
Оседлан конь, отточен меч!
Но, дай бог, чтобы тяжелый час для нас не наступал!
2003.