По России пешком. 6. Соседи по планете

Владимир Иноземцев
И. С.Тургенев, М.А. Шолохов, другие русские писатели оставили нам замечательные описания природы. Но задумываемся ли мы о том, что сегодня от нашей русской природы осталось? Жива ли она или безвозвратно загублена? К счастью, в окрестностях Новочеркасска можно еще найти места, где из года в год цветет и радует многоцветием донская степь. Остатки ее сохранились лишь кое-где на крутых склонах, на ракушечнике и в балках. Ширина этих склонов – какие-нибудь сто метров, а пространство выше и ниже заселяют уже другие виды. Прелесть южной степи в ее изменчивости и неповторимости. Ранней весной, нередко уже в начале марта, на каштаново-бурых холмах появляются яркие соцветия горицвета. Листьев еще нет, а изумительные желтые фонарики лежат на голой земле. Позже, в апреле появляется зелень и другие цветы - чистяки, различные фиалки. Степь постепенно преображается и меняет краски. Вслед за фиалками зацветают гвоздики, птицемлечник коха, барвинок, шалфеи, наголоватки, ковыли. В балках благоухают – розовый миндаль, молочно-белый терновник, ароматная бузина, желто-фиолетовая аморфа. Регулярные прогулки и наблюдения за цветущей степью подобны сериалу, каждый раз степь выглядит по-другому. Девственная нетронутая природа дарит нам покой и вдохновение. Только вот ценим ли мы это неприходящее сокровище?

В школьные годы мне нравился прелестный пейзаж из учебника: покрытые лесом горы, альпийская деревенька и стадо на зеленом лугу. Только со временем начинаешь понимать, что  гармония между природой и человеком бывает только на картинах. В наших местах непросто сделать пейзажный снимок цветущей степи. В кадр непременно лазут дачи, выброшенные пакеты. Никто не помешает любому человеку бросить среди диких цветов пачку изпод сигарет, бутылку, предмет гигиены. На косогоре среди цветущего ковыля могут вырыть яму, а на полянку гвоздик вывалить из самосвала хлам. В какой-то статье я читал, что после разрушения почвы прежний состав растительности восстанавливается через 30 лет. - Не верьте. На буграх возле Новочеркасска во время войны рыли окопы, и, до сих пор, в этих ямках растет совсем другое. Тем не менее, древние растительные сообщества сопротивляются нашествию пришельцев. У неофитов, выходцев из других мест, нет шансов внедриться на территории освоенной аборигенами. Однако, степь, а точнее те крохи, что от нее остались, беззащитны перед могуществом человека, перед лопатой, бульдозером и экскаватором.

Исторически сообщество степных растений складывалось тысячелетиями, по мере того, как отступал северный ледник. Но за последние сотни лет, после того как эти земли начали осваивать земледельцы, наша флора совершенно изменилась. При нарушении почвенного слоя прежнее сообщество распадается, и территории заселяются другими видами (осот, амброзия, лебеда, донник и др.) Их называют мусорными. Они же осваивают пространства населенных пунктов, растут на свалках, возле дорог.

Мы, как известно, давно живем в глобальном мире. После того, как европейцы заселили Америку, оттуда в Старый Свет хлынули местные растительные виды. Клен ясенелистный или негундо прекрасно размножается в наших местах. Число степных видов дереьев и кустарников, что растут в балках и возле рек очень невелико. Южная жара и отсутствие дождей губят молодую поросль. Но у негундо сокодвижение начинается на одну-две недели раньше, чем у местных кленов. За счет этого его молодые побеги кое-где успевает укорениться до наступления засухи. Этот «американец» расплодился везде, где есть хоть какая-то тень.
В насаждениях многих южных городов доминирует ясень. Однако наш европейский ясень высокий попадается относительно редко, в основном на улицах растут американские виды – Пенсильванский, более опушенный, и другие. Благоухающая в мае робения, которую мы привыкли называть белой акацией, также была завезена к нам с американского континента. Еще один североамериканский вид попал каким-то образом в новочеркасскую рощу. Это - Каркас восточный. Кора у взрослых деревьев имеет причудливой формы наросты, а осенние листья радуют разнообразием желтых и горчичных оттенков. В роще каркас очень расплодился, и теперь его поросль вместе с бузиной и бересклетом европейским заполнила всю ее территорию. В других местах каркаса почти нет.

Сколько видов растений встречается в Ростовской области? Сказать можно только приблизительно, перечень ежегодно уточняется. Всего же отмечается тысячи полторы, местных, да еще, может быть, около половины тысячи занесли из других краев.

Флору России изучают многие поколения ботаников уже лет триста. Описанию растений посвящены многотомные труды и многочисленные статьи. Однако работы не становится меньше. Геоботаники занимаются описанием сообществ для отдельных регионов, наблюдают за миграцией и исчезновением видов. Кроме того, существует проблема происхождения растений. Те формы, которые наблюдаем мы сегодня, потомки вымерших древних видов, и если скелет исчезнувшего саблезубого тигра можно увидеть в музее, то для конструирования эволюции растений требуются более тонкие методы.

Можно ли найти в наших местах  новый вид? Нужно иметь в виду, что степи от Молдавии до Поволжья населяют почти одни и те же растения. Другое дело Крым или Кавказ, там при разнообразии климатических зон очень много эндемиков. Кроме того в ботанике происходит видовое дробление. Виды разбивают на подвиды и дальше на таксоны. Между родственниками может происходить гибридизация с участием отцовских и материнских форм. При таком многообразии отличить один цветик от другого могут разве специалисты, перечитавшие многотомники и помнящие, что в статье за 1953 год некто доказал, что упомянутые таксоны являются синонимами. Впрочем, и ботаники по многим вопросом спорят.
Другое дело снимки. В прошлые годы с фотографиями была проблема, теперь же тысячи любителей бросились снимать полевые цветы. Но качественный снимок сделать непросто, кроме того фотографий отдельных таксонов в сети сотни. Снимков других особей мало или совсем нет. Несколько лет назад в районе Минеральных Вод мне удалось сделать снимки Коровяка краснеющего (Коровяка ржаво-красного). Других фотографий этого таксона в сети пока нет. Там же в предгорьях мне попался черно-красный мак, название которого пока не могут определить специалисты.

Мы редко задумываемся над тем, почему что-то нельзя, а другое что-то можно. Одни наркотики употреблять нельзя, за это наказывают, а другой наркотик – табак, кури, сколько хочешь. Также и с природой. Территории заповедников охраняются, а в других местах, которым с охраной не повезло, твори, что хочешь. Остатки местной степной растительности ни чем не защищены. Площади, где они растут, выделяют под дачи. Неосвоенные участки бугров как бы сами напрашиваются под свалки. Среди бугров мы видим карьеры, на степных склонах сажают деревья и вообще с помощью бульдозеров и экскаваторов преобразуют эти места. Зачем?

Сегодня принято составлять для стран различные рейтинги. Уж не знаю, обращают ли внимание эксперты на степень вмешательства человека в окружающую среду? Однако все идет к тому, что с каждым годом люди все больше будут ценить такие простые богатства, как чистая вода, чистый воздух, нетронутая природа. Да, в России есть заповедные и охраняемые территории. Только многие ли поедут на Камчатку, или в Ростовский заповедник возле Маныча? И потом, кто сказал, что там лучше? Меня поразил один немецкий автор. В книге он рассказывал своим соотечественникам о цветущей русской степи, как о какой-нибудь стародавней сказке. К счастью, мы можем попасть в эту сказку, пока. Хотя, похоже, нашим степным богатствам уже подписан  приговор. Рано или поздно, в местах, которые нас еще радуют, прежних сокровищ мы не найдем. Коренные растительные народы исчезнут, как исчезли жившие в Крыму киммерийцы или бриты - древние обитатели Туманного Альбиона.

На снимке Птицемлечник Коха - Ornithogalum kochii 
Другие снимки автора здесь:
http://fotki.yandex.ru/users/vladimir-inozemtsew/album/321183/