Домик колдуна глава 7

Лариса Вер
- Ашот, ты протоптал тропинку у мусорных баков?!
- Знаешь, что я придумал?! Короче, помнишь: нам историчка рассказывала, что раньше обо всех, из ряда вон выходящих, событиях печатались объявления в «Московских ведомостях». И даже, что у купца стащили бочку меда и прочую лабуду. Так?
- Ну?
- Так можно поднять старую прессу и посмотреть… Ведь этот химик был явно не просто рабочим. А каким-то состоятельным джентльменом. А раньше люди не пропадали пачками, как сейчас. Значит, его исчезновение не должно было остаться незамеченным!
- А это мысль! Молоток! Отлично придумал, - я действительно думала, что мысль хороша. Только где эти газеты взять? У нас дома и прошлогодних-то не найти.
- Я позвонил сестре, ей все равно раз в неделю бегать в библиотеку приходится – у них там не хватает учебников. Нам ведь еще не дадут архивные материалы, их только по паспорту…
Мы потопали немного на крыльце, чтоб не нести в школу по сугробу на ногах. Зима щедро сыпала по ночам белые хлопья на наш город. Скоро к школе будет и не пройти. Как там домишко поживает, интересно? Совсем крыша провалилась, наверное… Днем уже выглядывало солнышко, намекая на приближение весны. А нам говорили, что все работы по разбору завала начнутся только после того, как снег растает. Вообще-то нам пообещали, что мы сможем приходить и узнавать новости о расследовании. Но все отложено до весны. Сиди и жди… И вот наконец-то Ашот нашел такую ниточку от клубочка, за которую мы сами можем схватиться и распутать клубочек столетней давности. Вдруг, нам повезет?

Аминат побухтела немного для приличия, что ей некогда нашими изысканиями заниматься, но, по-моему, она лукавила: самой тоже было интересно. Продумав все, что можно, мы пришли к выводу: искать нужно, отталкиваясь от факта, что в конце декабря 12-го года химик был жив и здоров. Это так мало для поисков, но хоть какая-то надежда.
Через три дня Аминатка приехала в гости к Ашоту, но собрались у Никиты.  Пока мы все мило трепались за чаем, чтобы не привлекать внимание к остаткам тайны Никиткиной мамы. Аминат болтала всякую чепуху, рассказывая громко и весело про свою студенческую жизнь.
- Ладно, - мама у Никиты все поняла, - шепчитесь. А мне надо брюки подшить.
У сестры Ашота глаза не просто светились, а сверлили все насквозь, так ее жгли новости.
- Ребята, у меня ворох новостей! Не знаю,  с чего начать… Короче… Во-первых, часть дневниковых записей расшифрована. Этот человек был не химиком, а ювелиром, скорее всего. Смысл всех его опытов – облагораживание драгоценных камней. То есть, огранка и полировка драгоценных камней и самоцветов иногда не позволяла сотворить истинный шедевр. Ну, или в камне дефект обнаруживался, или он был недостаточно красив. Так вот, этот ювелир-химик из невзрачных и бракованных камушков делал уникальные вещи. Для этого камни и в открытом пламени держал, и в разных маслах кипятил. Все опыты тщательно записывал. Например, изумруды пропитывал кедровым маслом, но пробовал и льняное, и оливковое, и даже какое-то заморское масло. Многие камни меняли цвет от нагрева, становясь ярче, а потом он пропитывал их каким-то чудным составом, чтобы трещинки заполнить. Ценность камня возраста в несколько раз.
- Гляди, сто лет назад уже махинации в ходу были!
- Да и сейчас ювелирные изделия содержат камни, обработанные тем или иным способом, но это обязательно должно быть указано. А я сомневаюсь, что он предупреждал покупателей о своих «доработках» камней.
- По вашей просьбе я перелопатила «Московские ведомости» за три месяца – с конца декабря и по середину марта. Пропавших двое: пекарь какой-то, отец троих малолетних детей, но жуткий дебошир и скандалист. Думаю, что не наш клиент.
- А когда он пропал?
Аминат заглянула в небольшой блокнотик:
- В газете писали…. 20 января вышла заметка… Но не думаю, что к нам имеет отношения пекарь.
- А еще?
- Еще один странный господин. Он появлялся и пропадал в Москве. И однажды исчез, и его хватились только в начале марта, когда он не пришел на какое-то мероприятие при дворце. Вот тогда его экономка сказала, что не видела его уже месяц. Некто Шварц, Эммануил Шварц. Но он не женат и терпеть не мог детей. Поэтому Агата – как-то не к нему.
- Ну, а откуда такие сведения: про детей?
- Экономка говорила, что он даже в гости никогда не ездил, если там дети.
Мы немного помолчали, Аминат уминала булку с вареньем, Ашот рисовал ручкой на газете загогулины,  я лихорадочно высчитывала, как человек мог пропасть в те времена, а никто бы не заметил…. Если он одинокий совсем…
Не выдержал Никита.

- Ты еще что-то говорила о нашей местности…
- А, ну да! Я случайно наткнулась на то, что Торсуевские леса имели дурную славу. Это, где сейчас наш город стоит, раньше было Торсуевскими лесами.
- Ух ты! А я и не знал! – воскликнул Никита.
- Ага. И якобы волков было много, и болотца опасные, но еще здесь жил колдун двухметрового роста в лесной избушке. И дым из его избушки был виден то красный, то такой зловонный, что глаза щипало. А всех нежданных гостей и заблудившихся грибников он злющими собаками прогонял. Это очень похоже на ваш «Дымный холм», между прочим!
- Клево!
- Сестра, я тобой горжусь. Жаль у колдуна фамилию не спросишь…
- Ну, извини….
Да, много всего мы узнали, но, по сути, не продвинулись ни на шаг вперед.
Поболтав еще немного, разошлись по домам. Март завертел нас так, что думать о приключениях и древние загадки разгадывать было некогда совсем. Контрольные сменялись отчетными концертами, спортивными соревнованиями, какими-то фестивалями. В школьной жизни март – сущее наказание! И мы однажды совсем обнаглели и всей компанией решили прогулять пятницу! Забить на все уроки и вдохнуть первый весенний воздух нешкольного розлива. Но уже во дворе нас перехватил звонок: Аминат захлебывалась новой информацией и просила приехать на встречу.

Дело приняло серьезный оборот - случайно сестра Ашота наткнулась на интересный факт: некий ювелир в Москве разбогател в начале века как-то слишком стремительно. Его магазинчик был полон сумасшедше красивых вещиц, княгини и их поклонники выстраивались в очередь за кольцами и кулонами небывалых огранки и расцветки. У ювелира было три сына, которых он готовил в свои преемники. Но внезапно на их семью обрушилось горе: брат ювелира пропал! Он служил учителем в какой-то мужской гимназии, был человеком очень молчаливым и замкнутым, но в 1912 году неожиданно женился, родилась дочь. И мужичок стал более открытым, стал часто со старшим племянником общаться. Тот почти переехал к дяде жить. Молодая супруга обвиняла паренька в том, что в новогодние морозы тот уговорил мужа отправиться за елкой в лес. Парень домой через несколько часов пришел, а вот брат ювелира исчез. «Московские ведомости» сообщали, что поиски результата не дали. Хоть и лес прочесали, насколько сугробы позволили. Ювелир от горя стал разоряться, и через пару лет магазинчик закрылся.
- Я пролистала газеты за два года! Мне памятник надо ставить!
- Супер!
- Так вот, фамилия этих братьев – ювелира и учителя – Родзянские. Ювелир потом эмигрировал в Канаду, а осиротевшая семья брата – в Польшу. Можно поискать Родзянских в Польше.
- Это похоже на поиски иголки в стоге сена! Фамилия польская, их, поди, как у нас Петровых.
- Да и поменять могли потомки фамилию…
- Почему это?
- Вышла замуж и поменяла на фамилию мужа!
- Ну, тогда найти нереально вообще! – Никита всплеснул руками. Он – человек дела. Ему дай задачу – он будет грызть любой гранит. Но если есть какие-то четкие ориентиры. А искать неизвестно где и неизвестно кого – это не его, на лице тут же проступила скука….
- А давайте в социальных сетях поищем всех Родзянских.
- Бред!
- Может, попробовать через тот ювелирный магазин поискать?
- На этом месте уже выстроен институт какой-то. Не помню название… Но весь район тот уже давно перекроили, - Аминат посмотрела на часы. У нее сегодня еще какая-то встреча. На которую она боялась опоздать.

Мы потеряли настрой ехать в кино. Вышли проводить Аминатку. А потом просто разошлись по домам спать…. Жутко выспаться захотелось.
Дни бежали, весна с каждым днем все сильнее стучалась в жизнь капелью, дурманила пьянящим воздухом, мешая думать на уроках. Сидеть в помещении не хотелось совершенно. Весенние каникулы хотелось притянуть за уши. Но контрольные по всем предметам превращали каждый день в сражение. Это изматывало и лишало способности влезать  в новые приключения.
Видимо, космический разум решил, что нам надо помочь в наших поисках. Чудеса на планете случаются! В этом я убедилась как-то в среду….
- Ань, не переключай канал. Сейчас интересная передача начнется, - крикнула из кухни мама. Я с учебником истории забралась на диван, телевизор что-то там бухтел про беспорядки на Ближнем востоке. Но вдруг меня будто ударили!

- … Мои предки жили в России. Прапрадед увлекался химией минералов. К сожалению, он пропал как-то зимой. А его брат держал известный в то время ювелирный дом. Но фортуна отвернулась от них перед русской революцией, и они эмигрировали. Я всегда мечтала походить по улицам вашей столицы, - высокая блондинка средних лет улыбалась европейской улыбкой откуда-то из Бельгии. Корреспондент задавал еще кучу вопросов, она отвечала, откидывая мокрую прядь волос. Наконец, я поняла смысл этого интервью: эта женщина – океанолог, и она сделала какое-то феноменальное открытие в своей области. Теперь ей захотелось пообщаться на эту тему с каким-то профи в нашей стране.
- Когда Вы планируете приехать в Москву?
- Через неделю я уже подготовлю все материалы.
Корреспондент услышал мои мысленные мольбы:
- Ждем Вас, госпожа Лара Джакобс, в России. Москва будет рада встрече.
… Все! Что мы дальше творили, лучше не вспоминать! Наша с Ашотом и Аминат настойчивость и одержимость пробивала стены: мы нашли корреспондента за тридевять земель, выведали у него телефон этой женщины, созвонились…. Казалось, что наша уверенность и напор открывали нам все двери. Женщина, ничего не понимающая по-русски, слушала наше возбужденное щебетание минут пять. Потом отключилась. Растерявшись, мы оказались в ступоре… Но через час раздался ответный звонок.
- Вы звонили Ларе Джакобс? Я знаю русский язык. Говорите, я ей переведу.

Ура! Трижды ура! Мы нашли! Мы смогли! Это она – потомок того колдуна-ювелира-химика.
Все стало так стремительно ускоряться! Каникулы были заняты подготовкой к долгожданному событию. Нас трясло от драйва! Мы, а не всякие спецслужбы, нашли потомков колдуна! Домишко, правда, совсем разобрали на бревнышки и того таинственного домика, что увидела я полгода назад в зарослях, уже не существовало. Но зато ее ждала тайна. Которую мы могли ей рассказать, а в ответ ждали лишь рассказа о дальнейшей судьбе ее семьи. Все камни, что я тогда принесла домой и хранила несколько месяцев, не показывая даже родителям, бутылки вина, которые Ашот спер из подземного бара – все мы тщательно хранили для встречи. Мы не знали, сможем ли мы продемонстрировать все эти находки ей, но ждали продолжения истории, будто от этого зависела наша жизнь.
***
Чудеса на свете встречаются! Теперь я убедилась в этом еще раз. Лара прилетала в Москву трижды. Выяснилось, почему ее родственник – парнишка – тогда выжил и вышел к людям, а прапрадед исчез. Это стало ясно из письма, которое парень написал в конце своей жизни: они поругались и немного разошлись по тропинкам, а волки разогнали их по лесу. Ювелир же разорился, потому что только с помощью брата-химика он мог подниматься в гору, продавая купленные за бесценок и облагороженные камни. Мы восстановили почти все ее семейное древо, этой улыбчивой женщине удалось доказать свое право как родственнице на семейные ценности. И теперь наш таинственный подвал обрел хозяйку. Конечно, ей он был не нужен для практических целей, но приятно, что история не растворилась из-за потери связи поколений. И мы этому способствовали…
Весна – время, когда все – и аромат первых теплых деньков, и улыбки прохожих, и влюбленности – все окрыляет. Ну а если ты еще и завершил хорошее дело, то за спиной совершенно четко вырастают крылья! Мы летали!
- Ребята, я вам так благодарна! Я будто почву обрела под ногами. Дело не в изумрудах и сапфирах. Хотя…., - Лара открыла сумку и достала небольшой сундучок, из тех, что мы видели в своей подземной экспедиции. Только сейчас он сиял отполированными боками, - от меня есть небольшой презент в качестве благодарности.
Открыв крышку, мы увидели те самые камни, что прятались в моей квартире, и которые так жаль было отдавать просто в науку.
- Это вам от меня на память.
Каждый камешек лежал в бархатной одежке, заботливо укутанный со всех сторон.
- Это слишком дорого! – Мы затрясли головами, но по щекам Лары текли слезы…. Объявили ее рейс, пришла пора расставаться. Обняв каждого из нас, женщина взмахнула рукой и ушла на регистрацию… Теперь в Москве у нее есть друзья и родовые корни. А там далеко, где-то в Европе у нас есть человек, который нам рад.
***
История закончилась….
Мы не могли не собраться все вместе, всей компашкой, чтобы рассмотреть подарок – дюжину камней с вековой историей. Мы сидели в нашей детской, и надутая от обиды Женька хлюпала носом. Как же: ее эта история обошла стороной. Этого она мне не простила бы никогда. Но была еще одна грустная новость: Ашоту скоро придется уехать, далеко и навсегда. После того, как отец их бросил, маме Ашота было не вытащить в одиночку жизнь в окрестностях столицы. Им предстоял переезд в маленький поселок, где-то в далекой области. Пили пепси и ели огромные порции мороженого, а куски застревали в горле. В окно стучался май, последний май, когда мы вместе….
- Знаешь, Ашотик. Я тебя слишком люблю, чтобы вот так вот расстаться, - я еще не осознала сама, что делаю, но взяла ладонь одноклассника и переложила туда половину камней, упавших  к нам из прошлого века, - ты вполне имеешь право воспользоваться нашей находкой. Иначе зачем существуют друзья?
Ашот медленно разжал руку и молча замотал головой: нееет!
Но тут до всех дошло, что это выход! Мгновенно растаяла грустинка нашей встречи. Теперь мы ошалело резвились, найдя решение проблемы.

У меня замечательные друзья!


Спасибо Людмиле Юрьевне Аликберовой за право воспользоваться книгой, написанной ею и коллегами "Книга по химии для домашнего чтения"!!!