Домик на парапете

Ксения Байкальская
   Я встречала его каждый раз, когда шла в сторону базара. Раньше я его видела  около небольшого магазинчика. Он постоянно там лежал. Всегда в одной позе, привалившись к стене и раскинув ноги в стороны. Очень часто его можно было видеть лежавшим в грязной луже. И не было ни капли сомнения, что это лужа его собственная. В любое время года на нем надета старая шапка и телогрейка, видавшая не то что виды, а прожившая не одну жизнь. Старые и грязные шаровары, серо-непонятного цвета, выцветшая и местами порванная футболка, а на ногах раздолбанные армейские берцы.
   Ближе к лету он поселился на парапете, совсем недалеко от рынка. Небольшое пространство было всегда застелено старой газетой, на которой стояли неизменная бутылка водки, сок или молоко, иногда банки, хлеб, овощи. Редкий случай, когда я видела его за трапезой, но пару раз случилось. И даже гости были у дяди Васи. Тогда он снимал шапку и  руками, забывшими, что такое расческа, приглаживал остатки странно не седых волос. А на красновато-распухшем лице появлялась довольная улыбка, обнажавшая редкие и гнилые зубы. Он радовался гостям и был щедр, разливая водку в пластиковые стаканчики.
   Нет, я не знакома с ним. Но, встречая его частенько, я невольно задумывалась. Кто он, есть ли у него родные, почему он оказался на улице? И вот так и пришло на ум назвать его для себя дядя Вася.
   Однажды, теплым сентябрьским утром, я, торопясь, шла вдоль парка, как раз мимо так называемого домика на парапете. Завтрак был в самом разгаре. И я с удивлением увидела его подружку, довольно пожилую женщину, которая о чем-то оживленно с ним говорила, улыбаясь. И как раз, когда я подошла, лихо опрокинула полстакана водки. Подивившись силе и выносливости наших бабушек, я продолжила идти и вскоре позабыла про чудную парочку.
   А вот дома вспомнила и разговорилась с мужем. Рассказала, что часто встречаю этого уже опустившегося человека, что иногда думаю о его странной судьбе. Увы, но нищие и бомжи  на наших улицах становятся обычным делом. На что муж мой мне рассказал, что в Торонто тоже есть бомжи, но для них это образ жизни, и выглядят они совсем не так, как наши. И рассказал мне одну маленькую историю.

   Однажды, много лет назад он возвращался с очередного неудачного собеседования. Время шло, первые дни в Канаде приносили не только удивление и восхищение, но и постоянные расходы, а с ними и постоянное уменьшение денег в кошельке. Работы пока не было, финансы готовы запеть. И тут ему на полпути к дому попался сидящий на улице  бомж. Аккуратный такой, в вязаной шапочке, он сидел, скрестив ноги.  Но что больше всего поразило моего мужа, так это его белоснежные носки, выглядывающие из-под черных штанов. Он издалека заученно заулыбался, а потом вежливо попросил у него денег. Мой муж просто взвился и сказал, что у него денег на данный момент меньше, чем у бомжа в кармане. На что тот улыбнулся и ответил, что места достаточно. Садись и заработаешь столько, сколько тебе надо… Словно ведро холодной воды.
   Образ жизни… Они с другом, кстати, потом часто его еще встречали. Даже имя ему придумали – Оша. Потом он пропал. Самое удивительное, что через некоторое время они встретили его. Он шел в темном костюме, с папкой в руке, шел устраиваться на работу. Такой вот образ жизни…

   Сегодня вечером я обнаружила сначала отсутствие молока, потом к нему прибавилось еще что-то, и я поняла неизбежность вечернего похода в магазин.
   Солнце уже село за верхушки деревьев. Воздух к вечеру потеплел, что было так приятно в нашу сырую и холодную осень. Я пошла медленнее. Маленькая прогулка даже с тяжелой сумкой уже не казалась наказанием. Осенние листья сбивались в желтоватые ворохи, шелестели, складывались в мозаичный узор на мокром асфальте. Ветерок подбросил и подкатил под ноги прозрачный стаканчик. И вдруг я словно ударилась о прозрачную стену.
   Передо мной была большая лужа крови. Она растеклась через всю дорожку, а вокруг был разорен домик на парапете. Вещи валялись на земле, некоторые зацепились за ограду,  банки и какие-то бумажки рассыпались по земле. Последнее пристанище дяди Васи было разрушено. Его тоже не было, только страшное багровое пятно на грязном асфальте. А завтра дворники уберут  и это.
   И все…