Гадание на Святках в бане

Василий Храмцов
               
ГАДАНИЕ НА СВЯТКАХ В БАНЕ

"На конкурс ЖВГ "За горизонтом вселенских событий": http://www.proza.ru/2014/06/03/1452

- Что вы голову людям морочите! – горячился Владимир. - Илья Муромец – это легенда, это  былина! Это - народный герой, который живет в воспоминаниях людей как символ силы русской, со времен нашествия татаро-монголов! Никаких мощей в Киево-Печерской Лавре нет и быть не может! Народ придумал себе героя, вот и все!

Владимир - человек образованный, работающий над диссертацией. При этом горячий, бескомпромиссный. Если он в чем-нибудь уверен, то, как говаривали в старину, хоть кол ему на голове теши! Почти всех сельских жителей, особенно пожилых, он считал отсталыми людьми, которые только и могут небылицы сочинять да в нечистую силу верить.

Его оппонент, Петр Васильевич, только улыбался. Он в свое время побывал во многих городах, путешествовал в горах и в пустынях, любовался Байкалом и озером Зайсан. На Чуйском тракте в Алтайских горах слушал песню о Кольке Снегиреве, который беззаветно любил свой автомобиль. А когда влюбился в девушку-водителя, то потерял голову, устроил гонку автомобилей и улетел вместе со своей Эмкой в пропасть.

- Многого вы, молодые, еще не знаете. Вместо этого у вас апломб. Если хотите, я расскажу, что случилось вот на этом самом берегу еще до революции.
Владимир удобно устроился на приготовленной для ночлега траве. Он любовался яркими звездами, с удивлением отмечал, что за каких-то полчаса увидел пять или шесть спутников, ярко светившихся в лучах скрывшегося за горизонтом солнца. Вечер опустился тихий, теплый, Вдалеке виднелись огоньки родного села. Удивительно громко разносились над водой звуки, которые издавало "бучило" - так деревенские называли выпь.

-Бани в деревне топились по-черному, начал неторопливо рассказывать Петр Васильевич. - Главным предметом в каждой бане был огромный чугунный котел, который занимал противоположный от двери угол. Под котлом было пространство для костра, а вокруг него - крупный булыжник. Под котлом разжигали дрова, и дым, проходя в щели, нагревал камни. Выходил он в двери и в отверстие в крыше.

Днем люди мылись и парились, а ночью у бань была другая жизнь, таинственная, особая. Считалось, что бывать в них в это время опасно. Живет, дескать, там неизвестно кто, иными словами - нечистая сила. Не боялись бань лишь нищие и бродяги. Зимними ночами они там отогревались и ночевали.
   
В старину церковные праздники отмечали очень широко. Святки длятся двенадцать дней после Рождества Христова, и вот этот самый период совершались различные религиозно-магические обряды: заклинания по поводу будущего урожая, приплода скота и пр. Особенно волнующими были гадания и ворожба, которыми в основном занималась холостая молодежь. Не потому, что так4 уж сильно ей хотелось узнать свою будущую судьбу, а хотелось нервы пощекотать, все разнообразие.

Применялось и гадание на льду озера. Ночью нужно было бросить в прорубь булыжник, взятый с каменки бани. Если он войдет в воду тихо, не создавая шума, то будущие свекровь или теща окажутся людьми добрыми. Если же вода громко забурлит, то ждать добра от будущей родни не приходится.

Однажды на Святках ватага ряженых во главе с гармонистом до полночи прогуливалась по сельским улицам. Ночь была лунная, на фоне снега за версту видно хоть человека, хоть собаку. Раскрасневшиеся от морозца девчата на этот раз были особенно возбуждены: среди парней находился  Силантий Акулов. Он работал в городе, в селе появлялся только по большим праздникам. Парень отличался высоким ростом, крепким телосложением и независимым характером. С малолетства он никого и ничего не боялся и не давал себя в обиду.

Когда накатанная дорога миновала крайний дом и повернула к озеру, молодежь оказалась поблизости от стоявшей у самого берега бани.

-Вот бы камень взять да погадать! – предложил кто-то. Все замолкли.

-Страшно идти в баню. Святки ведь, – сказала Фрося. К ней Акулов был неравнодушен.

- Чего тут бояться? Я сейчас принесу!

С этими словами Силантий напрямик, по рыхлому снегу, направился к бане. Молодые люди видели, как Акулов отставил в сторону толстый кол, подпиравший дверь, перекрестился и скрылся в бане. Молодежь, напевая и приплясывая, вышла на лед озера и закружилась вокруг «Иордана». Такие крестообразные проруби православные христиане до сих пор каждый год делают на Крещенье Господне. Батюшка местной церкви еще утром освятил воду, и жители в сосудах разнесли ее по домам. Обычная вода стала святой: считается, что она может год простоять и не испортиться.

Силантий, когда вернулся, был встречен бурными возгласами и хохотом. Он как-то равнодушно передал девчатам булыжник. Они определили, что в воду его бросит Фрося. Она загадочно улыбнулась и украдкой посмотрела на Силантия. В наступившей тишине камень булькнул в воду, но шума особого не наделал.

Рассуждая и даже споря о том, что это значит, компания вернулась в село, и молодежь разошлась по домам. Силантий в дом не пошел, притаился за углом дома  в тени от дома, дожидаясь, пока улица опустеет. Он все еще не мог прийти в себя от посещения бани.

Юноша был уверен, что в ней никого нет. Ведь своими руками убрал кол, которым была подперта дверь. Но стоило ему взяться за булыжник на каменке, как кто-то легко дотронулся его руки. В углу в тот же миг затеплилась свечка. В тусклом ее свете он увидел прелестную девушку. В селе такой не было.      

 - Не пугайтесь, - сказала она тихим голосом. – Сам Бог послал мне Вас. Вот послушайте, что я вам расскажу. Грудным ребенком я была очень неспокойной. Плакала днем, капризничала ночью. Что-то меня постоянно тревожило, и я не могла крепко спать. Постоянно плакала. Родителей это выматывало. Однажды усталая мама спросонья сказала в сердцах: «Да чтоб тебя черти взяли! Чего же ты никому покоя не даешь?» Сказала и забыла. А они воспользовались таким проклятием и действительно забрали меня с собой.

 Это было на Святках семнадцать лет назад. Вместо меня улегся в кроватку хитрющий, очень опытный черт, который принял мой облик. Он перенял и повторял все мои привычки и поведение. Так же орал по ночам, и до того измучил отца с матерью, что довел их до болезни. Он и сейчас лежит вместо меня. Спасите меня и моих родителей, помогите мне, пожалуйста! Только сегодня это можно сделать. На Святки у нечистой силы много работы: морочить голову гадающим. В эту единственную ночь я могу уходить от своих мучителей до рассвета. Но не домой: там мне бывать запрещено.

Как молния мелькнула у Силантия мысль. В селе у забедневшей семьи действительно была больная дочь. После годового возраста Катя перестала расти: заболела карликовостью. Все сходилось. У парня пересохло во рту.

- Тебя как зовут?

- Екатерина.

- Петр Иванович и Марья Степановна – твои родители?

- Да, это они – мои несчастные папа и мама. 

- Как же помочь тебе?

- Я все продумала. Окропи меня святой водой, забери меня из бани и до рассвета держи  дома у иконостаса. Сам же читай вслух Библию. А как откроют церковь, приведи меня туда, и я расскажу батюшке все то, что рассказала тебе. Он знает, что делать.

Силантий сбегал на озеро к «Иордану», набрал  в ковш святой воды и, крестясь и осеняя крестным знамением незнакомку, под молитву «Отче наш» окропил девушку. В это время явственно послышался глухой стук под половицами и какая-то возня под полком.

- Это они возвращаются за мной! – шепнула девушка. – Надо скорее уходить!

Накинув на девушку свой полушубок, парень подхватил Екатерину на руки и побежал.

За спиной послышались вопли и свист.

- Только не оглядывайся!

В доме Силантия они почувствовали себя в безопасности. Выслушав рассказ сына, родители немедленно заперли двери на все засовы, окропили святой водой окна и двери. Они  увидели  сходство девушки с ее матерью и, усадив ее под образами, стали неистово молиться. Во дворе долго еще слышались какие-то звуки, но с рассветом все стихло.

Батюшка Внимательно выслушал Екатерину. Он действительно знал, что делать, его этому учили, и, отслужив утренний молебен, весь день читал над Екатериной особые молитвы. Когда стемнело, он сказал Силантию:

- Благословляю тебя, сын мой, на подвиг. Иди в дом Екатерины, перекрести младенца в кроватке, потом возьми его и выброси в форточку.       

Когда парень вошел, лже-младенец залился неистовым криком, поглядывая на него не детски свирепым взглядом. Перепуганным родителям Силантий сказал:

- Я получил благословение батюшки и пришел вылечить вашу дочь. Креститесь и ничего не бойтесь. А лучше всего выйдите в соседнюю комнату и закройте за собой двери.

С этими словами он открыл форточку. Перекрестив орущего и извивающегося "младенца", он крепкими руками взял его и вытолкал в форточку, так как он крепко цеплялся за раму. Не ожидавшие такого исхода, подглядывавшие в щелку родители кинулись к окну. От того, что они увидели, волосы у них стали седыми. Ударившись о землю, младенец вдруг  превратился в огромное чудовище. Он встал на ноги. Его страшная рожа была вровень с форточкой. Громовым голосом он произнес:

- Попил же я вашей кровушки, христиане!

И тут же исчез, так как к дому, продолжая распевать молитвы, подходил батюшка в окружении прихожан, ведя за руку Екатерину. Родители, еле оправившись от потрясения, без труда узнали свою дочь.

- Осталось только добавить, что вскоре Силантий женился на Екатерине, забрав ее и родителей в город. Сельчане еще долго вспоминали эту историю. А Фрося вышла замуж в соседнее село за хорошего человека.

…Владимир рассмеялся, выслушав рассказ Петра Васильевича. На зорьке они раскинули свои удочки. Потом развели костер, сварили уху.  На другой день приятели расстались.

 Спустя два года в городской маршрутке кто-то тронул Петра Васильевича за плечо. Он был удивлен, когда молодой человек произнес:

- Я должен перед Вами извиниться! Был я в Киево-Печорской Лавре. Действительно, хранятся там мощи Ильи Муромца!

Это был Владимир.

- А случай, о котором я тебе рассказал на берегу, быль или тоже легенда?

- Не знаю…