Когда Крест Господний Животворящ

Игорь Ко Орлов
Вступление.
Эту небольшую статью написал в день Празднования Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Хотя это тема, в большей мере, связана с христианским праздником, я не хотел бы писать ее как религиозную проповедь. Об этом больше и лучше могут сказать богословы и священнослужители.  Я бы мог порекомендовать почитать интересующихся этой темой в богословском плане труд  свт. Феофана Затворника «О трех типах Крестов». Или проповеди свт. Луки (Войно-Ясенецкого) на тему Воздвижение Креста Господня.  Как психолог я больше хотел бы затронуть вопрос эволюции человека, его духовной трансформации и роли Креста Господня в этом процессе. На нынешней стадии своего развития я вижу явственно связь духовных и интеллектуальных процессов и духовное, Божье, как высший апогей в развитии человека. Человека плодотворного плодами полезными и добрыми. Свой вклад в эту тему я видел бы именно в этом. Был бы рад, если статья оказалась полезной ряду читателей, кто совершенствует и изменяют свою жизнь к лучшему. Где лучшее и высшее для человека всегда есть Бог. Им дарованы человеку таланты, нравственная сила и любовь. Но...и Крест во благо.

Перейдем к самой статье.
Крест можно поставить на самом себе. Например, сказав  о себе как  о бессильном совладать с бушующими страстями в собственной душе и в окружающем мире.  Теми страстями, что вроде дают какой-то всплеск жизни, но потом отнимают силы в той же пропорции, а то и больше.  Или, наоборот, когда человек в определенной степени самодовольства и высокого само-принятия заявляет, что он таков, что это его особенности, что они -  его неотъемлемая часть. и он доволен собой.  Но будет ли такой крест, поставленный тобой - Божьим или Животворящим? Вряд ли. Все останется на своих местах и жизнь не изменится. Бога в ней не станет больше.

Крест можно поставить на других, прекратив отношения или же посчитав кого-то слишком недостойным общения. То есть, посудив так о других. И это будет тоже не тот, не Животворящий Крест, но не прощение и не принятие слабостей других и нежелание быть милостивым. Благотворный ли это подход? Не верить, не идти навстречу, не помогать? Вряд ли.

На Кресте можно распять Бога. Он, в обличии Христа, не убегал от людей, желавших распять Его. Он хотел таким образом показать: какие же вы люди, сколько в Вас жестокости, что Вы готовы на все, лишь бы не нарушался Ваш уклад. А Большее, Божье и не в силах видеть. И многие люди, не 2000 лет назад, но сегодня так поступают по отношению  к  Богу, не замечая Его в каждый момент жизни, не любя Его, закрываясь Ему. Или, что хуже,  ставя себя на место Бога (заявляя, мы все Боги) или пропагандируя безбожие и возводя хвалу человеку, как самому высшему существу. Если не во Вселенной, то хотя бы здесь, на земле. Но и этот подход к Кресту слаб. Бога распять – Он воскреснет. Но что будет с нами? С теми, кто готов забыть, распять?

Нет. Все эти примеры – примеры ошибочных и не животворящих Крестов. Но каков же Животворящий Крест, когда и для чего?

Начну с того, для чего Крест. В этом весь апогей Христианства. Но этот ответ может быть близок человеку вообще, не зависимо от догматов вероисповедания. Если понять смысл Креста в психологическом и духовном плане, а не только через догматы определенной доктрины. Все люди, всегда, в любые времена искали не только того, как обратиться к Богу, но и как получить ответ от него. Представление о Боге, как только о Создателе, который далее не вмешивается в жизнь людей – не давало человеку решений проблем жизни, правильного понимания себя и эволюции саморазвития. Какая польза человеку от того, что есть какой-то недоступный Бог? Ведь в жизненных трудностях и стихиях, в выборах и направлениях – важна помощь Бога. Человек тянется к Богу, но идет ли Бог к нему? Нужна ли пустая борьба с самим собой, суровая аскеза, если не возникает благодати Божьей, если Богом не открывается жизненный путь и не дается вразумление в понимании себя и мира?

И человек всегда искал ответа от Бога, проявление Его любви, знаков и помощи Божьей. И Бог являл себя много раз, по разному - через события, обстоятельства, через пророков. Явил себя и через Христа, который снизошел до человека, то есть пошел навстречу восходящему к нему человеку. Не только человек шел к Богу, но и Бог снизошел к человеку. В определенных условиях. И эта встреча состоялась. Итог ее - Крест Господний Животворящий.

Цена встречи – распятие.

Почему именно так? Почему не добрая встреча человека с Богом и вразумление? Неужели человек так глуп, что нужна была такая сила, такой толчок? Почему Богу надо было быть распятым?

Человек не глуп в плане практического ума, но бывает неразумен в духовном понимании, опутан страстями и фальсификацией, которые не дают ему быть плодотворным. Управляемость страстями подразумевает управляемость подчас несознаваемыми импульсами и мотивами, которые не животворящи, но разрушительны. Можно понимать, что силы эти работают, но подчас человеку может быть трудно избавиться от их влияния. У каждого человека это могут быть свои импульсы и мотивы, свои, присущие ему страсти.  Или другое - когда есть иллюзорное, ошибочное восприятие жизни, в следствии которого человек делает ошибочные заключения, принимает ошибочные решения, совершает ошибочные поступки. Не хватает будто бы сил вразумленности, Большого Света - увидеть действительное положение дел. Как дать человеку возможность увидеть - и силы управляющие им не в добро и благо, и невразумленность его? Нужно было сильное действо со стороны Бога. И оно пришло, со Христом.

Действие Божие через Христа нужно было чтобы люди смогли увидеть главное: Бог был и будет всегда. Его распни – Он воскреснет и будет далее, и всегда. Жесток и закрыт к Богу сам человек. Он готов предать Бога на распятие лишь бы не нарушался его порядок, его законы, его деяния.
 
Чтобы показать это людям – нужна была Крестная смерть. И тем больше гротеск, когда распятие происходит после огромного количества добрых деяний Божьих по отношению к людям.

Исцеление слепых, хромых, неразумных и многих других. Чем больше добра от Бога – тем более сильное ответное зло – от людей к Богу. Да, в этом гротеск!

Но такова психологическая природа человека, зараженная страстями и тьмой. И нужно исцеление.

Все эти темные и лукавые силы, эта жестокость живет в сердце человека, закрывая его от Бога. И Крест Животворящий дан человеку Богом во спасение, чтобы очиститься от этого зла, от того, что сидит в глубинах его природы. У каждого в своей мере. По этой  мере и сила обращения человека к Богу именно в том, чтобы освободится от всего того, что отдаляет его от Бога. Чтобы человек, как и хотел, жил бы с Богом всегда на связи, всегда связи живой.

Это более глобальный смысл, который  можно прочесть и понять в христианском вероучении. Но посмотрим другим взглядом, дополнительно.

В человеке заложены Богом от рождения таланты и способности. Они не являются прямым продолжением того, что дано человеку от родителей. В ребенке могут быть таланты, не свойственные родителям. И это - одно дарование Бога.

Кроме того, человеку даны способность думать и творить, познавать и изменять мир. И это - второе дарование.

Кто как использует и у кого какая мера. В человеке, также, заложены добрые чувства и отношения, которые он может проявлять к другим людям. И это - третье дарование.

Но вместе с тем в душе человеческой (в каждой по- разному) заложены и зерна тьмы: неверие, жестокость, гордыня и самовозношение, страхи животные и человеческие, лукавство и прочее. Тоже у каждого в своей мере. Все это страстное тянется из рода в род и составляет как бы индивидуальную и родовую историю человека (иногда это называют - кармой). И размер ее может быть огромным. И это то, что мешает человеку в жизни, мешает жить полноценно, открыто, плодотворно. И если человек не отслеживает и не отгоняет мрак этой истории, а принимает за норму, то он остается в этом, и сам себя удаляет от Бога. А потом в бедах такого подхода ищет путь к Богу? Что за странный путь? Зачем так?

Человеком руководят не только сознательные, но и бессознательные импульсы и мотивы. А в них может быть заложено не только доброе, но и жесткое и безжизненное. Их можно осознать, но как их изменить? И здесь, в этом – человеку очень важна помощь Бога. И она явлена человеку Крестом Господним.

 Через Крест Господень идет это глубинное очищение от страстей родовых, действующих каверзно из бессознательного. И очищаясь, освобождаясь от индивидуальной и родовой кармы зла, человек обновляется, оживает. И Крест Господний, именно в этом русле, является Животворящим. Крест творит новую жизнь, помогая в очищении и избавлении человека от тяжелого страстного своего груза плюс родового, внесенного через родовой канал. Он обновляет  жизнь конкретного, обращающегося человека. Индивидуальную, конкретную жизнь. Ни одни таланты и способности не будут работать сполна,  человек не обретет полную радость жизни, пока внутри исполнен того, что забирает его силы.

Именно для этих случаев, Бог дал свой Крест. И это – благо для человека.

Не надо ставить Крест на себе в бессилии, но призывая в помощь Крест Господний получать новые силы, обновлять жизнь, освобождаясь от того темного, очень темного, что может быть внутри человека.

Когда Крест является Животворящим для человека?

 Когда человек постиг, какие возможности даны ему Крестом Божьим.
 Когда он применяет их в жизни, делая это осмыслено, и с пониманием, а не просто так.
 Чем глубже понимание и сильнее обращение к Кресту Божьему – тем сильнее помощь от Бога. С одной главной целью:  допустить Бога вглубь, в тьму души, и возродиться, воскреснуть в этой жизни. Вот практический смысл Креста для человека. И это работает, для тех, кто использует и применяет это. 

Естественно и справедливо, что у каждого своя мера этих страстей, индивидуальных и родовых. У кого-то мера очень сильна и нужна великая Крестная помощь. Одного страсти кидают в преступления, другого лишь слегка колеблят. Естественно, что в первом случае роль Кресте более значима и более сильна. У кого-то эта область отработана и он меньше страдает этим. Но задумаемся – почему? Потому что те, кто были в роду конкретного человека до него, отработали это зло покаянием и призывами к Кресту Господнему. И человек, задумываясь о будущем своих детей, в мудрости и видении Бога, может увидеть, что вместе с наследством он мог бы передать детям своим более светлую карму, а не тяжелую. Чтобы затем у детей его сил содействия в этой жизни было больше, чем сил противодействия. Чтобы дети  не оказались заложниками тяжелой кармы, но наоборот – имели бы силы свои и Силы Божьи для больших дел. Чтобы они многое успели в этой жизни, были бы плодотворными в ней плодами добрыми и полезными. И для этого каждый человек, в своем роду, обращается к духовному очищению от страстей - к Кресту Господню. Чтобы те, кто за ним в роду, стартовали с меньшим сонмом родовых и индивидуальных страстей. Чтобы страсти не мешали жизни, и в жизни больше места открывалась Животворчеству и Сотворчеству.


Итак. Не стоит ставить на себе Крест, когда дело идет о том, чтобы эволюционировать к лучшему. Где лучшее - там есть Божье. Если препятствием к эволюции являются страсти и тьма души, то обращение к Кресту, призывание Его в помощь и дает эту самую нужную животворящую помощь. И это не просто индивидуально лучшее. За тобой, за твоим духовным возрождением конкретного человека, идет твой род – твои дети, внуки и так далее. Если ты очистился – ты передал силу. Если не стал этого делать – передал работу другим, кто за тобой и оставил им необходимость бороться и одолевать бОльшие родовые страсти. Ответственность? Преемственность?

Не стоит ставить крест на других людях. В этом акте - проявление бессилия твоей индивидуальной души. В этом - твоя неспособность  правильно выразить любовь, милость и помощь к людям.

Не хватает сил, душа томится в бессилии правильного выражения?

 Крест Господний животворящ и здесь. На нем, на Кресте Господнем, ты свои страсти распни и призови Бога в помощь для победы. Тогда, страсти, присущие тебе, будут распяты на Кресте, а Бог и силы любви, напротив, - воскреснут. И тогда ты не судить других будешь и не крест на них ставить. Но распявши на Кресте Животворящем страсти свои, узнаешь и почувствуешь силы того, как  суметь правильно и понятно проявить к людям добро и любовь. И то, что ты сможешь проявить -  будет проявлением плодотворной любви, которая создает жизнь мирную среди людей. Это будет не просто любовь, но любовь духовная, которая обладает большой силой, он бесстрастная, очищенная от страстей. Пока была не очищена – была слаба. Как очистилась – возымела силу. Стоит того? Да, чтобы жить в мире с людьми. Потому что люди – это добрые и прекрасные существа в сути своей. Увидеть это вполне можно, когда сам смотришь на людей взглядом Божьим, очищенным от тьмы страстей и страхов животных.

Не стоит распинать на Кресте Бога. Он воскреснет и сойдет. Он дал Крест благоразумию человеческому, а не само - мудрованию. Хотели помощь от Бога, близости Бога, связи с Ним? Пожалуйста. Вот Крест! Используйте  Его во благо для благоразумной победы на тьмой страстей и страхов. И появляется надежда воскреснуть с Богом. Воскреснуть новым и духовно сильным человеком.

И тогда, данные тебе Богом способности и таланты будут проявляться в поступках и делах твоих по доброте души, очищенной Крестом Господним Животворящим. Чтобы тебе быть в этой жизни достойным и плодотворным человеком, плодами добрыми и полезными, плодами даров Божьих.

А это - совсем другая жизнь, настоящая, цельная.

Да поможет нам всем Бог.