Отрывок из повести Макар

Леонид Гришин
   В пятницу Макар вечером уехал на рыбалку. Он любил рыбачить на острове, возле берега подрабатывали перевозчики, которые перевозили его на остров. Макар всегда отходил подальше. Тогда как раз шла вторая половина июня. Лещ прекращал брать, изредка только поклёвки. Но можно было язя поймать, хотя жор уже подходил к концу. Тем не менее, всегда можно было наловить на уху, не говоря уже о таких хищниках, как окунь.
   И сейчас он так же настроился на рыбалку. Рыбачил он самым примитивным способом: закидная удочка, свинец, отлитый в ложку и леска ноль-пять. Ивовую палочку расщеплял, ставил туда сторожок и колокольчик. Утром несколько подлещиков попалось, а где-то к полудню неподалёку расположилась весёлая компания. Макар узнал в этих ребятах своих студентов. Они расположили метрах в семидесяти. С собой у них был и мяч, и гитара.
   Макар взял удочки и спустился дальше вниз по течению, чтобы не мешать молодёжи. Ему повезло – он сразу попал на удачное место – поклёвки следовали одна за другой.
   Так прошло где-то больше часа. Компания к тому времени уже утихомирилась, кто сидел, кто лежал и дремал. Макар заметил, что оставил на старом месте удочку и поднялся, чтобы забрать её. Когда он подходил к своему прошлому месту, то заметил в воде что-то похожее на руку. Вдруг из воды вынырнула голова, и Макар понял, что в воде кто-то тонет. Макар бросился в воду. Девушка уже шла ко дну. Он подхватил её и вынес.
   Он разорвал на ней бюстгалтер – обнажились упругие груди. Он дважды нажал на грудную клетку, пытаясь не задеть её грудей. Потом перевернул эту девушка животом вниз, и у неё полилась изо рта вода. Она начала кашлять, он постучал ей по спине, но она всё не могла прийти в себя. Очевидно, в лёгкие попало много воды… Ему пришлось долго провозиться, пока она не пришла в себя.
   Макар почувствовал запах алкоголя. «Вот так вот всегда, - подумал он – так и погибают молодые и взрослые». Он ещё её похлопал по спине, дождался, пока она откашляется. Макар взял её на руки и понёс к своей палатке. Дал ей умыться, у него был вскипячён чай. Она не хотела, но он заставил её. Он отдал ей свой спальный мешок и сказал:
   - Надень, - он дал ей рубашку, - и залезай. – Она только сейчас заметила, что на ней не было ничего. Она хотела прикрыть свои груди и выглядела растерянной – Надевай рубашку, это я уже видел…
   Макар вышел из палатки и направился к группе студентов. Старостой был Артём. Он нашёл их всех полупьяных. Все одиннадцать, не считая Тани, которая сейчас находилась у Макара в палатке. Макар поздоровался и спросил, как отдыхается.
   - О, Макар Петрович, давай с нами, вот-вот сейчас рабочий класс, первая получка. Рабочий класс гуляет.
   - Нет, я на реке, тем более на рыбалке не употребляю. И вам не рекомендую, потому что река не любит пьяных. И она очень жестоко мстит нарушившим это правило... Ну что же, отдыхайте, веселитесь, как у вас это получится. А я здесь внизу порыбачу.
   Он не стал им ничего говорить, но про себя ещё раз отметил, что если бы не он, то эта девушка бы утонула.
   Макар взял удочку, подобрал бюстгалтер этой девушки и вернулся в палатку. Она лежала в спальном мешке, утирая слёзы.
   - Макар Петрович, я утонула?
   - Ещё немного и ушла бы под воду. Ты почему пошла на реку одна?
   - Я не знаю.
   - Ты куда хотела плыть?
   - Не знаю.
   - Ну ты же соображала, что это вода, что она ещё холодная.
   - Не знаю…
   - Ты вообще что-нибудь знаешь?
   - Не знаю, я впервые выпила вина, и мне стало нехорошо. Я хотела освежиться. А потом поплыла и не знаю, как поплыла.
   - А сейчас сиди здесь и помалкивай. Они сейчас бросятся тебя искать, а я скажу, что тебя не видел. И пусть они побеспокоятся.
   Через какое-то время подошли двое: староста и одна девушка.
   - Макар Петрович, вы не видели здесь Татьяну?
   - Нет, не видел, а что случилось?
   - Да понимаете, куда-то отошла, и нет.
   - И давно нет?
   - Да уже больше двух часов.
   - Ну что, может быть она в кустики пошла?
   - Нет.
   - Ну, тогда поищите по следам!
   - Да мы следы-то все уже затоптали…
   - Ну, она уйти не могла?
   - Не могла она никуда уйти.
   - Значит, она утонула.
   - Как? – у них расширились глаза.
   - А так, что пьяным возле реки делать нечего. Она выпивала?
   - Да, мы вот тут её уговорили, она никогда, говорит, не пила, а тут мы её уговорили, а поскольку она вкуса вина не знала, мы в вино подлили водки…
   - Тогда придётся вам отвечать по всей строгости закона.
   - Макар Петрович, вы что такое говорите…
   - А что вы хотите? Если подтолкнули девушку практически к самоубийству, я ещё не знаю, как это будет расценено.
   Макар говорил так, чтобы это было слышно в палатке. Они ушли, продолжили поиски. Макар слышал, что они ссорятся, обвиняя друг на друга, поэтому Макар решил, что урок они уже усвоили. Он сказал им, что Татьяна попалась к нему на удочку, пока он рыбачил, и сейчас находится в его палатке.
   Макар вернулся в палатку и отпустил девушку к своим. Он слышал, что ребята набросились на неё с обвинениями, выговаривая ей, что та поступила нехорошо.
      ***
   Через два дня Макар был дома. Вечером  в его дверь кто-то позвонил. Он открыл дверь и увидел перед собой Татьяну. Она была вся заплаканная, да и перед Макаром не скрывала слёз. Она объяснила, что группа объявила ей бойкот за то, что она, якобы, поступила грубо. Она не стала говорить, как всё было на самом деле, поэтому с ней теперь никто не хочет иметь никаких дел.
   - Отпустите меня, Макар Петрович, домой. Можно я у вас переночую?
   У Макара была двухкомнатная квартира. В одной комнате он всегда жил, а вторая комната у него была приспособлена как гостевая. Приезжали с заводов, приезжали друзья, поэтому там всегда было прибрано, и имелось запасное бельё.
   Он накормил её ужином. Девушка показалась ему очень голодной, поэтому он заварил чаю, положил перед ней колбасу и сыр, а сам вышел, чтобы она не стеснялась. Позже он показал ей гостевую комнату.
   Утром она ещё спала, Макар оставил записку, что он оформит ей бумагу, напишет о прохождении практики и купит для неё билет.
   Так он и сделал. Когда он вернулся, то нашёл её уже одетой и с собранными вещами. Макар проводил её и помог донести вещи.
   …Вот и всё, что он помнил об этой Татьяне. Она ночевала у него в квартире, но в другой комнате. Чтобы в близости быть… Такого не было. Но почему у неё ребёнок… В то время… И родинки, точно такие же, как и у него… Макар отгонял от себя эту мысль, он точно был уверен, что в те годы после разрыва с Раисой он не прикоснулся ни к одной женщине.
     ***
   Макар искал встречи с Татьяной. Она же всячески избегала его. Макар стал настаивать на встрече. Стал просить её поговорить с ним. Она долго отказывалась, но в конечном итоге согласилась вечером встретиться в кафе.
   Вечером они встретились.
   - А где Макар?
   - Макар с друзьями будет.
   - Скажи, почему ты назвала ребёнка Макаром, и почему он так похож на меня? Очевидно, отец кто-то из моих родственников, да?
    Она посмотрела на него грустными глазами.
   - Нет, Макар Петрович, ошибаешься. Это ты отец.
   Макар не мог поверить в то, что слышит.
   - Как, когда?
   - Да, Макар. Это было тогда, когда ты меня вытащил из воды, когда ты меня откачал. Не сказали мы тогда в группе, что я чуть не утонула, что ты меня спас, поэтому они решили, что я просто убежала, напугать их решила. Они объявили мне бойкот. Деньги они у меня отобрали в счёт удовлетворения морального ущерба. А ты меня тогда и накормил... Я решила уехать, я тогда пришла к тебе, ты меня пустил в гостевую комнату. А ночью… Ночью я услышала, что ты кого-то зовёшь. Ты звал Раису. Я зашла к тебе… А ты такими нежными словами звал её… И я пришла к тебе. Я легла рядом с тобой, ты обнял меня, стал ласкать, стал целовать, называть меня Раисой, птичкой, ласточкой... Я временами забывала, что я Татьяна, и будто отключалась в тот момент, когда ты меня ласкал и обнимал. Я чувствовала тебя всего, мне так было хорошо. И такими нежными казались мне слова, хоть они и относились не ко мне. И твои прикосновения были такими ласковыми и нежными. Я забылась, а ты… А ты меня ласкал. И случилось то, что должно было случиться. Я потом ушла, когда ты успокоился. Я тихо встала и ушла. Утром ты, когда встал и заглянул ко мне, то, наверное, подумал, что я спала, а я не спала, а только делала вид. Я видела, как ты собирался. Ты уехал, а я поднялась, приняла душ, убрала простынь с твоей постели – свидетельницу нашей близости, заправила новую и стала ждать тебя.
   
   …Короче, я забеременела. Когда я вернулась в Ленинград, то через месяц почувствовала... Я взяла документы и уехала к родителям. Там я поступила на заочное. Окончила заочное. Я не хотела тебе ни говорить, ни сообщать, потому что это только мой ребёнок. Потому что ты, когда говорил со мной, когда обнимал, ты не меня целовал и не меня обнимал. Ты обнимал другую женщину, которую ты любил, и я поняла, как сильно ты её любил. Ты такой был нежный, такой ласковый, я до сих пор помню твои руки, твои ласки, хотя они не мне предназначались.
   Да, Макар. Я видела, что ты ни разу не открыл глаза. Я боялась, что ты откроешь глаза и увидишь вместо Раисы меня, и всё это уйдёт. Поэтому я всё это сохранила. Я так рада была… Когда у меня родился мальчик. И мальчик – копия твоя. Ты посмотри, и даже родинки, как у тебя. Так что это ты отец. Можешь не сомневаться. Ты у меня был один. Единственный. Первый и последний.

Фото взято из Интернета.