Герои - кто они?

Александр Муровицкий
Часть 5.

«К Парку Героев – панфиловцев выйдем» - как бы про себя сказал Толик.
«Героев! – подумал Юрка, -  Да, они Герои -  в 1941 году остановили фашистов под Москвой.  Отец тоже воевал, и тоже был Героем. Только об этом не любил говорить».

……..

Юркин  отец – Леонид Артемьевич Директорчук, был фронтовиком - участником Великой Отечественной войны.  В шкафу висел его «особый – парадный» пиджак с наградами. Юрка, будучи маленьким, частенько тайком открывал шкаф и разглядывал медали, тогда он еще не понимал, что это такое, но ему было очень интересно, откуда у его отца были такие красивые штуки. Став старше, он, узнав о войне, осознал, что это боевые награды, и их просто так никому не дают.  К военным наградам потом добавились и «гражданские» награды за освоение целины.

На праздники  отец  надевал костюм с наградами, и на сердце у Юрки образовывалась приятная теплая  оболочка. Как будто, это его - Юркины награды.

Как-то он спросил у отца: «Папа! А когда на фронте воевал, ты подвиги совершал? Ну, там, как Матросов, «28 панфиловцев», или другие Герои?».

- Да, нет, сынок. Подвигов я не совершал,  просто воевал, – ответил отец.
- А тогда за что ты получил награды?
- За то, что хорошо воевал, - отвечал фронтовик.
- А вот подвиг совершить, это как? – не унимался Юрка.

- Подвиг, - отец задумался. – Знаешь, многие мои товарища на фронте погибали просто, вставали из окопа, шли в атаку, потом … потом - падали на землю и всё. И мне кажется, что они совершали подвиг. Солдатский подвиг. Подвиг простого солдата. Потому, что если бы они не встали на защиту нашей земли, не защищали бы ее, не дрались с немцем не щадя своей жизни – не было бы и Победы.

Юрка увидел, что говоря это у отца, появилась слезинка на глазах. А может просто – показалось. Тогда он задумался: «А как это совершить подвиг? Была бы война, я  бы пошел на фронт и там воевал героически. В минуту опасности защитил бы командира, например».

«Вот, - думал Юрка, - сейчас мирное время. Но везде говорят и пишут, что может быть война с американцами. Нападут на нас американцы со всеми своими  капиталистическими наймитами, тогда все будут на фронте сражаться. И он пойдет на фронт и будет воевать, как его отец и будет стараться совершить какой-нибудь подвиг. А если не будет войны? Тогда, что? Так и не сможет он совершить подвиг?!».

И от этой мысли становилось Юрке обидно. Деду повезло – он в Гражданскую воевал. Повезло и отцу: он воевал – Родину защищал. Хоть и говорит, что подвигов не совершал. Совершал! Просто скромный – не хочет рассказывать. Он понимал, что просто так медали не дают. Тем более, что у отца медаль была «За отвагу». «Отвага!» - это же не просто так, размышлял Юрка.

Вот, взять соседа - дядю Вову. Он тоже воевал, танкистом был, у него даже Орден Славы есть. Когда они с отцом на праздник в беседке выпивали и войну вспоминали, всякие истории рассказывали, друг дружку перебивая. Юрка и такие же мальчишки, собирались вокруг и слушали. Ни одного слова не пропускают. Слушают с замиранием сердца.
 
Дядя Вова говорит: «А вот Орден Славы самый почетный! Потому как он сделан специально, как в империалистическую – Георгиевский крест. Дед мой Георгия тогда получил и очень его уважал – крест этот!».

- Да, нет – отвечал отец, - самый главный – Звезда Героя Советского Союза.
- Да кому эту звезду давали? – дядя Вова даже вскочил. Ты вот знаешь кого со Звездой, а?
- Ну, как, - начал ворошить память Юркин отец, -  комдив наш был Героем. Вот!
- Во, ты хватил! Комдив! Это же величина! Где ты, да я, мы – солдаты, а где комдив?

И так – без конца. И про награды, и про бои, и про друзей погибших, и про командиров.

И они - пацаны, наслушавшись таких «геройских» разговоров, бежали за огороды в овраг – играть в «войнушку». Понятно, что никто не хотел быть фашистом, поэтому и игра была какая-то неправильная: «наши» воевали с «нашими» и каждый считал себя красноармейцем.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/10/02/1373