Начало службы

Александр Муровицкий
Часть 11.

Поговорив о дембеле солдаты   замолчали, вспомнили начало службы, а она, служба, у каждого из них начиналась одинаково.

….   

70-й разъезд. Это такой район Алма-Аты. Расположен он на окраине города, далее уже идет деревня Покровка Алма-Атинского района, а также район ГРЭС. Так исторически сложилось, что здесь располагались, или, как по - военному говорится – дислоцировались, различные воинские части Туркестанского военного округа.

Служба в армии и на флоте у молодежи того времени, первого послевоенного поколения, детей фронтовиков, была само собой разумеющимся событием в жизни любого парня.
О ней думали, планировали свою службу в тех или иных войсках, а потом и дальнейшую жизнь после службы. Это поколение мечтало о подвигах, чтобы быть похожим на своих отцов и дедов героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.

Вопрос «служить или не служить» вообще не стоял перед молодыми людьми поколения 50-60-х. Однозначно – служить. Где – это уже зависело от образования, состояния здоровья, других факторов. Поэтому, молодые люди, приходя в военкомат, и узнавая место службы, а соответственно Вид Вооруженных Сил и род войск, не сильно огорчались, если служить выпадало не там, где мечтали. В  этом случае, старались найти свои преимущества в, выпавших на их долю, войсках.

Наши герои оказались в одном месте, как и многие другие солдаты из различных частей необъятного Советского Союза. Привозили их всех в часть в разное время. Если поздно вечером, то размещали до утра в одной из казарм, где новобранцы спали крепким юношеским сном, устав от тревог, ожиданий и новых ощущений.

Утро. Кто, из служивших в армии, не помнит этого первого утра в казарме. Ощущение неопределенности и нереальности. Где я? Что со мной произошло? Где я оказался? 

«А помнишь, когда переоделись в форму, все стали лопоухими и неуклюжими?» - сказал Толя.
Юра ответил: «Ага! Мне форму дали на два размера больше! Потом ходил за начальником склада – еле поменял!».


Так начиналась солдатская жизнь.

В общем, если каждый солдат начнет рассказывать начало своей службы, то она у всех будет примерно одинаковой. Это потом, начнутся особенности, а пока – все по одному сценарию.

Баня: стрижка, мытье, переодевание в военную форму.

Самое интересно, что военная форма не всегда молодым солдатам  подходит. Особенно парням небольшой, так сказать,  комплекции.

По этому поводу была такая байка: рассказывали, будто на предприятиях швейной промышленности в советское время шили форму преимущественно больших размеров, чтобы… напугать врагов мощностью телес наших солдат. На самом деле может так и было, не известно, но формы 44-46 размеров всегда не хватало. Поэтому, получая 50 размер, солдат в ней тонул и превращался в пародию на воина.

Потом шли в столовую, где садились за столы по 10 человек и вкушали военную пищу.
Тоже очень интересный процесс. Перед столовой подавалась команда «Головные уборы снять!», затем «Справа (слева) по одному зайти в столовую!». В столовой, когда все столы были заняты равно по десять человек, поступала команда «Садись! Раздатчики пищи – встать!». После чего вставали солдаты, находившиеся ближе всех к бачкам (что-то типа большой кастрюли) с едой и разливали (раскладывали) еду по тарелкам.

Все новобранцы, в первое время  отворачивали носы от перловки, тушеной капусты и вареной рыбы. А потом привыкали. Но, все равно хотелось домашней еды. Причем каждый вспоминал свое любимое блюдо, приготовленное мамой или бабушкой.

Толе нравились домашние пельмени. А Юре – манты. Их мамы были мастерицы вкусно готовить эти блюда.

Потом курс молодого бойца (КМБ) – серьезный экзамен для неокрепших молодых тел и мозгов. Сержанты на КМБ гоняли так, что к концу дня, ноги еле притаскивали, уже спящее тело, к кровати и, раздевшись, оно падало одновременно с командой «Отбой!» в сладкий омут сна.
Казалось минута прошла от того момента, как голова касалась подушки  и, уже команда «Подъем!».

Для начальной подготовки бойца – было все равно, в какие войска он попал: в пехоту или в стройбат (военно-строительные части). Единственное отличие стройбата – это отсутствие оружия. Даже присягу «стройбатовцы» принимали без оружия. Но, от этого, сама  военная служба, легче не была.

Единственные время, когда немного можно было отдохнуть – это политзанятия. Всех рассаживали в летнем клубе (специальное место, где по вечерам выходных дней   показывали кинофильмы). За стол садился офицер – начальник сборов молодых солдат, или кто-то из офицеров-политработников и  рассказывал о сложной политической ситуации в мире. При этом он показывал на карте указкой, какие силы стремятся напасть на Советский Союз и как еще вчерашние союзники СССР по второй мировой войне вооружаются, чтобы захватить страну победившего социализма.

Иногда им попадало от сержантов за различные нарушения. Причем, по мнению их младших командиров, самое страшное нарушение: это не почищенные сапоги, не подшитый подворотничок, или опоздания в строй. А уж что-то значительней  этого – вообще преступление. Бить, правда, никто не бил, но за любое малейшее нарушение можно и кросс пробежать, и на чистку картошки загреметь, и ночное мытье полов себе  обеспечить.

Если и были драки – так это между собой. Нервы, как говориться, у каждого были накалены, что и приводило к различным конфликтам.

После КМБ служба вошла в нормальное русло. Оба были водителями, но за ними долго не  закрепляли автомобили, пока не уволился очередной призыв. Юру отправили на сборы по подготовке водителей автотопливозаправщика.

После учебы, Юра вернулся в свою часть. Долгое время он занимался ремонтом автомобилей, не было свободной машины.

Время бежало незаметно. От подъема, до отбоя. От письма до письма.

Юра с Толей подружились на концерте художественной самодеятельности, который приурочили уже к окончанию курса молодого бойца. Толя был старше Юры на два года, но это не помешало им стать друзьями.

Первые пол-года пролетели совершенно незаметно.  В городе бывали часто, в общем, вся служба проходила в работе на городских объектах. И, не смотря на то, что они были водителями, их привлекали подсобными рабочими на стройках, которые вел батальон.

Продлжение: http://www.proza.ru/2013/10/02/1395