Баба Дуня

Татьяна Комиссарова
  Этот  рассказ  я  хочу  посвятить  одной  удивительной  женщине,  слава  о  которой  ходила  не  только  по  нашему  селу,  но  и  далеко  за  его  пределами.

  Звали  сельскую  знахарку  Евдокией.  Только  именем  этим   редко  кто  её  называл.  Для  молодых  она  была  баба  Дуня,  а  для  ровесников  своих  просто  ДунЯша.
 
  Добро  людям  приносила  баба  Дуня,  так  как  умела  их  лечить  от  разных  болезней.  В  основном  деток  малых  лечила.  Грыжу  заговаривала,  испуг  выливала.  Могла  и  взрослым  помощь  оказать,  если  это  ей  по  силам  было,  как  любила  говорить  баба  Дуня. 

  Часто  приходила  к  нам  в  дом  эта  высокая  и  худая  старушка.  Она  доводилась  нам  дальней  родственницей.  Иногда  баба  Дуня  жаловалась  мне  на  то,  что  время  сейчас  какое - то  трудное,  что  дети  перестали  уважать  своих  родителей.  Родные  между  собой  не  очень - то  роднятся,  а  раньше  троюродные  братья  и  сёстры,  общались  между  собой,  как  родные.

  - Люби  мужа,  ТАнюшка, - учила   меня  баба  Дуня, - почитай  его,  он  твой  хозяин. Мой  муж   поддакивал  старушке,  с  улыбкой  глядя  на  меня.  К  бабе  Дуне  он  всегда  относился  с  уважением.
 
  Она  иногда  рассказывала  нам  о  своей  нелёгкой  судьбе.  О  том,  что  замужем  она  побывала  несколько  раз,  но  не  было  ей  счастья  с  мужьями.  То  на  одной  войне  погибали  мужья,  то  на  другой.  Однажды  Баба  Дуня  смотрела  по  телевизору  документальный  фильм  "  Потёмкин".  Вдруг  она  увидела  среди  матросов  своего  мужа  Ивана,  о  котором  много  лет  ничего  не  знала.  Мой  супруг  в  те  годы  работал  в  милиции  и  помог  вдове  восстановить   документы.   Бабушка  стала  получать  пенсию  за  своего  погибшего  мужа.

  Редко  баба  Дуня  сидела  дома.  Обычно  уже  с  раннего    утра  она  отправлялась  на  "работу",  лечить  людей.  Так  она  объясняла   родным  своё  постоянное  отсутствие.  То  в  одну  семью  её  пригласят,  то  в  другую.  Там  ребёночек  всю  ночь  не  спал,  животом  маялся,  в  другой  семье  иная  причина.  Малыш  часто  во  сне  вскрикивает.  Может  сглазил  кто - то.  "Чёрными"  делами  старушка  никогда  не  занималась  и  приходя  в  очередную  семью  сразу  же  об  этом  и  заявляла  с  порога.  Только  добро  и  радость  несла  она  в  дом,  куда  её  приглашали.  За  свои  добрые  дела  бабушка  никогда   не  брала  денег.  Она  считала,  что  добро  надо  творить  бескорыстно  и  только  тогда  она  сможет  помОчь  людям.  В  знак  благодарности  некоторые  всё  же  старались  хоть  чем - то  отблагодарить  Бабу  Дуню.  Кто  платочек  ей  сунет  в  руки,  кто  баночку  варенья.

  - Куда  мне  всё  это, - твердила  растроганная  старушка, - у  меня  ведь  всё  есть.

  Многим   казалось,  что   баба  Дуня испытывала  радость  уже  от  того,  что  смогла  кому - то  принести  свою  пользу  и  помочь  в  той  или  иной  семье.
 
   Однажды  и  мне  баба  Дуня  оказала  свою  помощь.

  Как - то  ранним  летним  утром  раздался  стук  в  дверь.  На  пороге  стояла  баба  Дуня.  Снимая  с  себя  на  ходу  вязаный  жакет,  она  прошла  в  комнату.

  - ТАнюшка, - делая  ударение  на  первую  гласную,  произнесла  баба  Дуня, - я  слышала,  что  у  твоего  сынкА  грыжа  и  что  ему  операцию  предлагают  делать.

  Я  кивнула  и  пожаловалась,  что  очень  часто,  особенно  в  ветряную  погоду,  мой  сынишка  плачет  и  капризничает.  При  осмотре   районный  хирург  поставил  нас  на  учёт,  обещая  позже  дать  направление  на  удаление  этой  самой  грыжи.

  - Ещё  чего  не  хватало, - возразила  баба  Дуня, - не  дам  мальчОнку  резать, - направляясь  в  детскую,  возмущённым  голосом  говорила  старушка.

  Она  со  знанием  своего  дела  осмотрела  годовалого  малыша  и  сказала  мне,  что  у  мальчика  действительно  есть  пупочная  грыжа.  В  этом  она  ничего   страшного  не  видит  и  с  успехом  справится  с  грыжей  сама,  без  всякого  вмешательства  хирурга. 

  Баба  Дуня  попросила  приготовить  ей  для  лечения   необходимые  предметы.  Гнездо  птицы  ремеза,  решето,  ноготки,  состриженные  с  пальчиков  малыша  и  прядь  волос  ребёнка,  а  так  же  осиновый  колышек. 

  Придя  к  нам  на  следующее  утро,  баба  Дуня  усадила  меня  с  сынишкой  на  руках,  на  порожек  дома.  Держа  над  нами  решето,  она  шептала  молитву.  Приходила  к  нам  бабушка  несколько  дней.  Придя  в  последний  раз  нашего  лечения,  старушка  приказала  моему  мужу  просверлить  отверстие  над  дверью.  В  него  она  велела  поместить  приготовленный  пакетик,  с  отрезанными  ноготками  и  прядью  волос.  Там  же  находилась  и  нитка,   которой  был  измерен   рост  сынишки.  Уходя  баба  Дуня  сказала,  что  как  только  малыш  перерастёт  ниточку,  так  и  грыжа  начнёт  исчезать.

  Придя  в  очередной  раз  в  больницу  по  приглашению  хирурга,  тот  долго  придирчиво  осматривал  моего  сына.  Не  обнаружив  грыжи, хирург  внимательно  посмотрел  на  меня.

  - К  бабке  ходили? - Спросил  он,  записывая,  что - то  в  карте  моего  ребёнка.

  Я  согласно  кивнула  головой.

  - Хорошей  знахаркой  ваша  бабка  оказалась, - глядя  на  мою  счастливую  улыбку,  произнёс  хирург.

 Придя  через  какое - то  время  на  контрольный   осмотр  и  тщательно  изучая   сынишку,  хирург  снял  его   с  учёта.  Грыжа  исчезла  бесследно.


               http://proza.ru/2013/10/05/361
 
 2. 10. 2013г.