Рийксмузеум, Амстердам. Новая жизнь великого музея

Койфман Валерий
               
На набережной одного из каналов Амстердама целый квартал занимает огромное здание в стиле неоготики с традиционными для Голландии островерхими крышами и красными кирпичными стенами. Это Рийксмузеум (Rijksmuseum) - главный художественный музей Нидерландов, один из самых знаменитых музеев мира. Популярность Рийксмузеума всегда была огромной.
Посещение этой сокровищницы искусств – традиционный ритуал, как для голландских, так и для зарубежных туристов и гостей города, независимо от того, сколько времени они планируют провести в Амстердаме.
Наблюдая в музее за многочисленными посетителями, можно увидеть, как голландцы, приходя в музей часто с детьми, долго и задумчиво стоят перед картиной и потом тихо идут дальше.
Они привыкли не слушать пояснения экскурсовода о живописи, а видеть и чувствовать ее, и им не нужны слова. Такое явление часто имеет место именно в Голландии, где «плотность» музеев одна из самых высоких в мире.
Датой создания Рийксмузеума считается 1800 год, когда в окрестностях Гааги во дворце Хёст-тен-Босх («Дом в лесу»), резиденции Оранских, была открыта первая в стране Национальная галерея. Название «Рийксмузеум» появилось в 1815 г. уже после переезда музея в Амстердам по указу короля Голландии Людовика Бонапарта (брата Наполеона I).
При короле Вильгельме I (Оранском) в 1817 г. музей был открыт в Триппенхёйсе, просторном  аристократическом особняке-дворце XVII века, ранее принадлежавшем братьям Трип из Швеции (владельцам железных рудников и литейных по производству пушек).
Триппенхёйс оказался недостаточно просторным, чтобы вместить в себя постоянно расширявшуюся коллекцию музея. Уже через десять лет часть картин из музея была продана в целях разгрузки хранилищ и получения средств на развитие.
Позднее коллекцию вновь сократили, передав работы современников, в Галерею современного искусства в Харлеме. Проблему недостатка места в Триппенхёйсе это, впрочем, не решило. Тогда в 1872 г. был объявлен конкурс на проект нового здания музея.
Через несколько лет к реализации был принят проект выдающегося архитектора Питера Кёйперса (1827-1921), приверженца метода «историзма» («эклектики»), основанного на смешении разных архитектурных стилей.

Музей был построен за шесть лет и открыт 13 июля 1885 года на набережной канала у окраины Старого города. Его внушительное здание (длина фасада свыше 100 метров) было украшено внутри и снаружи резьбой, фресками, мозаикой и витражами на темы истории голландского искусства. Музей в то время вмещал самое полное собрание голландской живописи вплоть до XIX века.

С особым почитанием экспонировались шедевры великих мастеров XVII века, золотого века голландской живописи: Вермеера, Хальса, Рембрандта, Яна ван Гойена, Рейсдаля, Стена, Питера де Хоха и других. Искусство различных стран  Европы  и Азии тоже было представлено в музее, но довольно скромно.

Коллекция музея стремительно росла за счет многочисленных поступлений от различных учреждений и организаций, а также по завещаниям частных лиц.

Обычно музей расширял свои площади за счёт различного рода пристроек. Когда к 2003 г. все возможности расширения были исчерпаны, Рийксмузеум закрыли для проведения комплексной реконструкции.
Открыть музей обещали через 3-4 года, но реставрация затянулась на целых 10 лет и обошлась казне почти в $500 млн. Зато результат, по всеобщему мнению, превзошел все ожидания: после перестройки Рийксмузеум стал одним из самых красивых и современных музеев мира, сохранив при этом присущий ему шарм.

В церемонии торжественного открытия музея в субботу 13 апреля 2013 г. приняла участие королева Нидерландов Беатрикс. Это был ее один из последних официальных выходов перед тем, как 30 апреля она передала власть своему сыну, кронпринцу Вильгельму-Александру.
Пройдя через площадь по оранжевому ковру под фанфары и фейерверк, сияющая от гордости королева, открыла Рийксмузеум большим золотым ключом - вернув голландцам их любимый «Рийкс», а миру - самый знаменитый музей страны. В этот день после специальной «королевской» экскурсии двери музея были до полуночи открыты для входа всех желающих. 

Архитектурную часть проекта реконструкции выполнили в бюро Cruz y Ortiz Arquitectos из Севильи (Испания). Они сохранили оригинальный фасад практически без изменений, а почти все преобразования коснулись внутренних помещений и дворов. Главные из них  - планировочные изменения.
Авторы раскрыли внутренние дворы, связав их с основными помещениями музея просторным атриумом (внутренним световым двором), накрытым стеклянным куполом.
Из атриума можно пройти во все подразделения музея, претерпевшие  в процессе реконструкции кардинальные изменения, образовав совершенно  новую компоновку 80 залов и всех более восьми тысяч экспонатов музея.
Только «Ночной дозор» занял свое старое место. Полотно считается собственностью города, и в музей было передано на длительное хранение. В 1906 г. к 300-летию
Рембрандта специально для «Ночного дозора» была сделана пристройка, ведь это не только одна из самых знаменитых, но и одна из самых больших картин музея (3,6 м x 4,4 м).
Дизайн интерьеров выполнили парижский архитектор Жан-Мишель Вильмот и голландские реставраторы во главе с Ван Хогевестом. Работы проводились с большой любовью и уважением к истории музея, в результате удалось восстановить в первоначальном виде цветные витражи, живописный декор залов, орнаментальные композиции на полу, стенах и потолке.
Все экспонаты от Средневековья через Ренессанс к XX веку расположены теперь в строгом хронологическом порядке, по этажам снизу вверх. При этом меняются и  цветовые решения залов: краска стен постепенно светлеет, достигая в залах современного искусства почти белого цвета.
В музее отказались от традиционной «шпалерной развески», при которой стены целиком заполнены картинами, образуя подобие шпалеры, и заменили ее свободной развеской.
Живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, различные исторические артефакты более не поделены на залы, а размещаются вместе, создавая тем самым новые художественные контексты.
Посетители видят эпоху, не разделенную на виды искусства, и ощущают среду, в которой жил и творил тот или иной мастер. Поэтому в Рийксмузеуме можно увидеть не только картины и скульптуры, здесь есть  все: фотографии, ювелирные украшения, ткани, оружие, мебель, майсенский фарфор, книги, старый самолет, старинный боевой корабль и многое другое.
В годы реконструкции активно работали реставраторы. Ими было отреставрировано около 5 тысяч экспонатов, включая «Девушку, читающую письмо» Вермеера, которая после этого побывала на многих выставках и вернулась «домой» как раз накануне его открытия. За 10 лет «простоя» специалистами музея было оцифровано около 125 тысяч произведений. В очень хорошем качестве они доступны для легального копирования на англоязычном сайте Rijksstudio (можно сразу войти - https://www.rijksmuseum.nl/en/explore-the-collection). Рийксмузеум планирует через несколько лет оцифровывать все «закрома» музея  (около 1 млн единиц хранения), сделав их доступными всем любителям прекрасного.
Директор коллекций Рийксмузеума Т. Диббитц заявил: «Мы государственная организация, а значит, искусство и объекты, которые находятся в нашем распоряжении, принадлежат всем. В Интернете сейчас так сложно соблюсти авторские права на использование изображений, что пусть уж лучше люди работают с картинкой «Молочницы» Вермеера в хорошем качестве на сайте Рийксмузеума, чем с плохой копией».
Не все музеи такие демократичные и продвинутые, как Рийксмузеум. Многие хотят сохранить монополию на сувенирную продукцию, некоторые опасаются, что качественная картинка в Интернете подстегнет мошенников к изготовлению фальшивок. Тем не менее, процесс, видимо, уже не остановить.
Сообщается, что Рийксмузеум работает все дни в году (пожалуй, первый художественный музей в мире!) и что здесь можно без ограничений производить съемки помещений и экспонатов. Ожидается, что за год в музее побывает до 2 млн посетителей. Генеральный директор музея Вим Пейбес с гордостью говорит, что «Рийксмузеум - это память Нидерландов», и надо сказать, что музей показывает, как надо сохранять и поддерживать историческую и культурную память  своего народа.