Главный герой не-Достоевского

Игорь Ко Орлов
Достоевским, как мастером глубинной психологической драмы, восхищаюсь далеко не только я. 

Но читая Ф.М.Достоевского, и достаточно много - от "Бедных людей" до "Братьев Карамазовых", не всегда мог понять откуда извлекал знаменитый писатель своих персонажей, живущих в терзаниях и подчас, заблуждениях. Какими странными вопросами задавались эти люди!

"Тварь я дрожащая или право имею?" основной вопрос драмы Раскольникова в "Преступлении и наказании".

Почему-то у многих читателей драма, инициированная таким вопросом, вызывает бурю чувств. Но куда движет эта буря?
 
Очень не хватало ни в этом произведении Достоевского, ни в его других, героев с позитивной психикой и поведением, которые бы вдохновляли на большое и важное.

Неужели в глубинах, тайниках человеческой души только такой смрад и тьма? - вопрос не праздный по прочтению.

Просится некий Интегральников в дополнение к Раскольникову, а к "Преступлению и наказанию" роман "Вклад и развитие".

Герой, который одухотворялся бы светлым вопросом: "Частица ли я Творца плодотворная или зажмуренный хомяк?".

Итогом доброго действия такой мысли станет прорыв, вклад, развитие чего-то ценного и полезного людям со стороны героя, Интегральникова.

Так может стоит допустить в глубинную глубь себя мысль - свет для преобразования к лучшему себя и своей жизни? - вскользь возникающий вывод.

Подмечено наблюдательными - тьма сужает и ограничивает внутренний и внешний мир человека по типу "воронки", оставляя в выводах ущербные "сухие остатки" брожения мысли.  Свет же, напротив, расходится в стороны, расширяется как круги на воде, созидая широкое видение себя и мира. Иная траектория!. Но доступная же человеку!

Но раз такого нет (или мало) в глубоких, драматически сильных произведениях Достоевского, - находим благо, что есть в них, в частности в "Преступлении и Наказании": закон не надо нарушать -  ни светский, ни духовный. В этом не смелость, не преодоление себя, а беззаконие.

"...Но всех бунтарей ожидает тюрьма..." - когда-то спел Андрей Макаревич.

Наказание может не всегда быть внешним, в виде тюрьмы. Серьезнее, когда оно внутреннее: мучение от своего же беззакония, неприкаянность души. Не так ли у Раскольникова?

Так может все-таки не бунт взорвавшейся в бесплодной борьбе и отчаянии души человеческой, а свет большой и образ позитивный, надеждой созидаемый, создает большее?...

Не просто большее, но гораздо большее...Светлыми волнами души.